25 апреля 2024 года
Регистрация

Вопрос-ответ

Нередко у руководителей бюджетной сферы, финансистов и экономистов, возникают рабочие вопросы, решение которых уже найдено у коллег. Мы открыли для вас единую площадку открытого обсуждения бюджетных вопросов.

17 июня 2014 18628
Максим Пименов

По 44-фз

Администрации сельского поселения необходимо заключить договор по установке остановочных повильонов. Можно ли заключить гражданско-правовой договор с физ. лицом, не являющимся ИП. Сумма договора менее 100 т.р. Или необходимо заключать контракт? Заранее благодарны.

Ответил пользователь,

— Вопрос, касающийся выбора формы соглашения между заказчиком и победителем, всегда имел актуальное значение, поскольку непосредственно в Законе №44-ФЗ точно не определено, в каких случаях заключается контракт, а в каких — договор. Более того, Закон о контрактной системе использует понятия контракт и договор как равнозначные понятия, синонимы. Так, согласно пункту 8 статьи 3 Закона о контрактной системе, государственный контракт, муниципальный контракт — договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд. Более конкретное разграничение данных понятий дало Министерство экономического развития РФ в своих разъяснениях. В письме Минэкономразвития РФ от 30 сентября 2014г. №Д28и-1889 указано, что «в соответствии со статьей 1 Закона №44-ФЗ бюджетные учреждения по всем видам закупок, предусмотренным Законом №44-ФЗ, заключают только гражданско-правовые договоры бюджетного учреждения. Муниципальные заказчики (муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки) по всем видам закупок, предусмотренным Законом №44-ФЗ, заключают муниципальные контракты. Государственные заказчики (государственный орган, в том числе орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение действующее от имени Российской Федерации или субъекта РФ, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени Российской Федерации или субъекта РФ и осуществляющие закупки) по всем видам закупок, предусмотренным Законом №44-ФЗ, заключают государственные контракты.». Таким образом, на основании разъяснений уполномоченного в сфере регулирования контрактной системы органа исполнительной власти можно делать более определенный вывод о том, что выбор заказчиком формы соглашения с победителем (контракт или договор) зависит от субъектного статуса заказчика, а не победителя. В связи с чем, решение вопроса о том, какое соглашение заключать с участником закупки – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, будет зависеть от правового статуса заказчика: договор следует заключить в том случае, если заказчик является бюджетным учреждением. При этом Закон №44-ФЗ декларирует возможность заключения договора с любым физическим лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем, или не являющимся. Согласно пункта 4 статьи 3 Закона №44-ФЗ, участник закупки — любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, может являться участником закупки. Однако необходимо помнить, что в силу части 1 статьи 23 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (часть 4 статьи 23 ГК РФ). Следовательно, если участник закупки является физическим лицом и для выполнения контракта вынужден будет осуществлять предпринимательскую деятельность, в отношении него могут быть применены предусмотренные законодательством санкции и ограничения в случае, если он не оформит для себя соответствующий статус, позволяющий заниматься предпринимательской деятельностью. Вместе с тем, возможны и случаи, когда физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, может полноправно участвовать в закупке без несения каких-либо рисков относительно своего правового положения, например, при продаже своего личного имущества государственному или муниципальному заказчику. 

Отвечал: Свиридов Дмитрий, 
Начальник юридического отдела в сфере закупок Государственного заказчика, Генеральный директор ООО «Контрактный эксперт».
Опыт работы в области антимонопольного права – 10 лет.


Бюджет.ru ответ

Возможно вы сможете ответить на эти вопросы:

Задать вопрос