25 апреля 2024 года
Регистрация

Вопрос-ответ

Нередко у руководителей бюджетной сферы, финансистов и экономистов, возникают рабочие вопросы, решение которых уже найдено у коллег. Мы открыли для вас единую площадку открытого обсуждения бюджетных вопросов.

23 ноября 2014 15242
Александр Гаврилов

Расходы местных бюджетов на оказание мер социальной поддержки

В соответствии со ст.136 п.3 БК мо не имеют право устанавливать и исполнять расходные обязательства не связанные с решением вопросов относящихся к полномочиям органов местного самоуправления. Подскажите пожалуйста, как правильно предусмотреть в бюджете мо расходы на оказание дополнительных мер социальной поддержки (выплаты вдовам погибших участников ВОВ, узникам концлагерей), если эти расходы рассматривать не как соц. поддержку, а в рамках проводимого мероприятия по празднованию Дня Победы включить в смету как поощрительную выплату в связи с памятной датой?  

Ответил пользователь,

Включение в бюджет муниципального образования в условиях бюджетного дефицита расходов на осуществление дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, а также расходов на дополнительные поощрительные выплаты, в том числе при проведении мероприятий, связанных с решением вопросов местного значения, может быть квалифицировано уполномоченными контролирующими органами как нарушение требований бюджетного законодательства.

Прежде всего отметим, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» (далее — Закон № 32-ФЗ) 9 мая — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (1945 год) является днем воинской славы России, финансовое обеспечение проведения которого согласно ст. 6 Закона № 32-ФЗ осуществляется за счет средств федерального бюджета. При этом на цели проведения дней воинской славы также могут направляться средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также внебюджетные средства и добровольные (в том числе целевые) взносы и пожертвования физических и юридических лиц.

В свою очередь, организация и проведение праздничных и иных зрелищных мероприятий, в том числе в рамках проведения дней войнской славы России, не включены в перечень вопросов местного значения муниципальных образований, установленных для каждого из вида муниципальных образований ст. 14, ст. 15, ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закона № 131-ФЗ).

При
этом перечень вопросов местного значения любого из видов муниципальных образований не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в указанный Закон (ч. 1 ст. 18 Закона № 131-ФЗ).


Положениями п. 5 ст. 86 БК РФ установлен запрет на принятие органами местного самоуправления и исполнение расходных обязательств, связанных с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов РФ. При этом органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением межбюджетных трансфертов).

Отметим, что согласно абз. 2 ч. 5 ст. 20 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Однако финансирование полномочий, предусмотренное ч. 5 ст. 20 Закона № 131-ФЗ, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы РФ (см., например, постановление Администрации ЗАТО Северск от 26 марта 2012 № 890 «О единовременной выплате в ознаменование Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»).


Вместе с тем существуют нормы бюджетного законодательства, прямо запрещающие муниципальным образованиям устанавливать и исполнять некоторые расходные обязательства. В частности, финансовые полномочия органов местного самоуправления могут быть ограничены в зависимости от уровня дотационности бюджета муниципального образования.

Так, согласно п. 3 ст. 136 БК РФ муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 30 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года, не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления. Кроме того, напомним, что в соотвествии со ст. 33 БК РФ при составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Соотвественно, включение в бюджет муниципального образования расходов на осуществление дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан противоречит требованиям бюджетного законодательства, так как нарушает принцип сбалансированности бюджета.

В свою очередь, в условиях бюджетного дефицита муниципального образования включение в расходы на проведение мероприятий, связанных с решением вопросов, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления, дополнительных поощрительных выплат противоречит принципу эффективности использования бюджетных средств, установленному ст. 34 БК РФ и означающему, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (смотрите, например, решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 27 мая 2014 г. № 2-3702/2014).


Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга компании «Гарант» (www.garant.ru), советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Шершнева Анна


Big-colorWT-(1).png


Бюджет.ru ответ

Возможно вы сможете ответить на эти вопросы:

Задать вопрос