25 апреля 2024 года
Регистрация

Вопрос-ответ

Нередко у руководителей бюджетной сферы, финансистов и экономистов, возникают рабочие вопросы, решение которых уже найдено у коллег. Мы открыли для вас единую площадку открытого обсуждения бюджетных вопросов.

21 июля 2015 2730
Екатерина

Принцип достоверности в работе органов внутреннего государственного финансового контроля

При проведении контрольного мероприятия в отношении объекта контроля органу внутреннего государственного финансового контроля для установления целевой направленности бюджетных средств иногда необходимо контактировать с физическими лицами, например, с льготополучателями. Орган может проверять казенное учреждение (это орган исполнительной власти), которое предоставляет на основании законодательства льготополучателям бесплатные услуги. В этом случае для установления достоверности факта, что данное казенное учреждение надлежащим образом исполняет свои функции, органу внутреннего государственного финансового контроля необходимо вступить во взаимодействие с данными льготополучателями (получали ли они эти услуги? или, возможно, они «мертвые души» в отчетных документах казенного учреждения?). Могут ли органы внутреннего государственного финансового контроля взаимодействовать с физическими лицами (льготополучателями) с целью подтверждения достоверности направления бюджетных средств на соответствующие цели?

Ответил пользователь,

Положениями бюджетного законодательства не установлен детальный порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля за исполнением публичных обязательств перед физическим лицом, в том числе подлежащих исполнению в денежной форме.

В силу статей 266.1 и 267.1 Бюджетного кодекса при проведении выездных проверок для установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля, могут направляться запросы о предоставлении информации, документов и материалов в адрес объекта контроля, в отношении которого проводится встречная проверка. В то же время в исчерпывающем перечне объектов государственного (муниципального) финансового контроля физические лица, в отношении которых установлены публичные обязательства, в том числе являющиеся получателями выплат в рамках исполнения публичных нормативных обязательств, не поименованы (п. 1 ст. 266.1 БК РФ).

Отметим, что на федеральном уровне обязанность и, соответственно, детальный порядок взаимодействия должностных лиц с физическими лицами, в отношении которых законом или иным нормативным правовым актом установлены публичные обязательства, в том числе являющимися получателями выплат за счет средств бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение публичных нормативных обязательств, положениями Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1092 (далее — Правила № 1092), и Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного приказом Минфина России от 20 марта 2014 г. № 18н (далее — Регламент № 18н), не установлен.

По общему правилу при выявлении обстоятельств и фактов, свидетельствующих о признаках нарушений, относящихся к компетенции другого государственного органа (должностного лица), материалы направляются для рассмотрения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (см., в частности, п. 78 Правил № 1092, п. 106 Регламента № 18н). При этом в случаях выявления факта совершения действия (бездействия), содержащего признаки состава преступления, должностные лица, осуществляющие контроль в финансово-бюджетной сфере, обязаны направлять в правоохранительные органы информацию о таком факте и (или) документы и иные материалы, подтверждающие такой факт (см., например, подп. «д» п. 11 Правил № 1092, подп. «е» п. 10 Регламента № 18н).

Для случаев, когда документально подтвержденной информации, предоставленной объектом контроля в целях подтверждения исполнения публичных обязательств перед физическим лицом недостаточно, либо предоставленные документы ставят под сомнение законность осуществленных выплат в пользу физического лица, при отсутствии в действующем законодательстве запрета на запрос информации в целях подтверждения факта получения физическим лицом выплат за счет средств бюджета публично-правового образования либо оказания в его пользу соответствующих услуг, предусмотренных законом или иным нормативным правовым актом, детальный порядок взаимодействия должностных лиц с указанными физическими лицами может быть регламентирован нормативным правовым актом субъекта РФ (органа местного самоуправления), устанавливающим порядок осуществления полномочий органами государственного (муниципального) финансового контроля соответствующего публично-правового образования.

Отвечала А. А. ШЕРШНЕВА, эксперт службы Правового консалтинга компании «Гарант»  (www.garant.ru), советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

 Big-colorWT-(1).png


Бюджет.ru ответ

Возможно вы сможете ответить на эти вопросы:

Задать вопрос