Нередко у руководителей бюджетной сферы, финансистов и экономистов, возникают рабочие вопросы, решение которых уже найдено у коллег. Мы открыли для вас единую площадку открытого обсуждения бюджетных вопросов.
В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц — производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Следовательно, основания для возврата средств бюджета, предоставленных в виде субсидий, определяются законом. А грантодатель должен доказать наличие фактических оснований для возврата бюджетных средств.
Данная позиция подтверждается также примерами из судебной практики.
Так, в постановлении Президиума ВАС РФ от 27 июля 2010 г. № 3393/10 согласно пункту 2 статьи 78 Бюджетного кодекса возврату в бюджет соответствующего уровня подлежат только субсидии, израсходованные нецелевым образом или не израсходованные в установленный срок, вследствие чего в договорах о предоставлении грантов не могут устанавливаться иные основания для возврата средств бюджета.
Аналогичная позиция сформулирована в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 июля 2015 г. № Ф04-20921/2015 по делу № А75-11786/2014.
Из вышеизложенного следует, что несвоевременное исполнение грантополучателем обязанностей по договору при недоказанности нецелевого использования полученных в виде гранта денежных средств не является безусловным основанием для требования о возврате суммы гранта.