25 апреля 2024 года
Регистрация

Вопрос-ответ

Нередко у руководителей бюджетной сферы, финансистов и экономистов, возникают рабочие вопросы, решение которых уже найдено у коллег. Мы открыли для вас единую площадку открытого обсуждения бюджетных вопросов.

16 января 2017 5109

Правомерна ли позиция грантодателя?

Между грантодателем и организацией-грантополучателем заключен договор о предоставлении гранта, по условиям которого грантодатель обязался предоставить грантополучателю грант в определенном размере. Согласно договору грантополучатель обязался представить в течение одного года после предоставления гранта следующие документы: копии бухгалтерского баланса и налоговых деклараций по применяемым специальным режимам налогообложения, статистическую информацию в виде копий форм федерального статистического наблюдения, представляемых в органы статистики, а также копии документов, подтверждающие фактически произведенные расходы субъекта инновационной деятельности.
Согласно одному из пунктов договора предоставленный грант подлежит возврату в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условий договора, а также выявления в течение одного года со дня предоставления гранта нецелевого использования. Оговоренная сумма была перечислена грантополучателю. Письмом грантодатель уведомил грантополучателя о необходимости представления в срок документов, подтверждающих целевое расходование гранта. Письмом организация направила необходимые документы, подтверждающие целевое использование гранта. В связи с тем что организацией не была представлена статистическая информация в виде копий форм федерального статистического наблюдения, грантодатель направил в адрес организации требование о возврате суммы гранта. Правомерна ли позиция грантодателя?


Ответил пользователь, Л.Л. Горшкова,руководитель ООО «Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения»

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг. 

В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц — производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Следовательно, основания для возврата средств бюджета, предоставленных в виде субсидий, определяются законом. А грантодатель должен доказать наличие фактических оснований для возврата бюджетных средств.

Данная позиция подтверждается также примерами из судебной практики.

Так, в постановлении Президиума ВАС РФ от 27 июля 2010 г. № 3393/10 согласно пункту 2 статьи 78 Бюджетного кодекса возврату в бюджет соответствующего уровня подлежат только субсидии, израсходованные нецелевым образом или не израсходованные в установленный срок, вследствие чего в договорах о предоставлении грантов не могут устанавливаться иные основания для возврата средств бюджета.

Аналогичная позиция сформулирована в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 июля 2015 г. № Ф04-20921/2015 по делу № А75-11786/2014.

Из вышеизложенного следует, что несвоевременное исполнение грантополучателем обязанностей по договору при недоказанности нецелевого использования полученных в виде гранта денежных средств не является безусловным основанием для требования о возврате суммы гранта.


Бюджет.ru ответ

Возможно вы сможете ответить на эти вопросы:

Задать вопрос