Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, закреплены в статье 142 БК РФ. При этом перечень форм межбюджетных трансфертов, приведенный в указанной статье БК РФ, не является исчерпывающим, поскольку содержит пункт «иные межбюджетные трансферты».
Дополнительно, можно отметить, что БК РФ практически не раскрывает, что входит в состав иных межбюджетных трансфертов, и это порождает на практике неоднозначное толкование данной нормы и, как следствие, ведет к отсутствию единообразного ее применения в масштабах бюджетной системы РФ.
Исходя из анализа форм трансфертов, закрепленных ст. 142 БК РФ, и общего смысла статьи 142.4, можно утверждать, что БК РФ предусмотрена возможность предоставления из бюджета муниципального района иных межбюджетных трансфертов, нежели дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений. Случаи и порядок предоставления таких «иных» межбюджетных трансфертов (а, по нашему мнению, речь может идти об иных видах дотаций, а также о межбюджетных субсидиях) подлежат установлению муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района в соответствии с требованиями БК РФ и соответствующими им законами субъекта РФ.
При соблюдении условий, изложенных в статье 142.4 БК РФ, предоставление «иных» дотаций и субсидий бюджетам поселений, по нашему мнению, можно рассматривать как правомерное.
Относительно порядка отражения дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов по кодам бюджетной классификации необходимо отметить следующее. В соответствии с Приказом Минфина РФ от 30.12.2009 № 150н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее – Указания», по подразделу 1101 «Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» подлежат отражению, в том числе, «межбюджетные трансферты в форме дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов бюджетной системы РФ, а также иных дотаций бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам». Таким образом, исходя из общеправового смысла вышеприведенного положения Указаний, можно предположить, что любые дотации должны отражаться по подразделу 1101 «Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
Относительно порядка отражения субсидий на решение вопросов местного значения поселений по кодам бюджетной классификации необходимо отметить следующее.
Согласно Указаниям по подразделу 1102 «Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)» подлежат отражению расходы на межбюджетные трансферты в форме субсидий, предоставляемые, в том числе, из местных бюджетов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Какая – либо дополнительная информация относительно применения данного подраздела, включая разъяснения Минфина России, к сожалению, отсутствует.
Вместе с тем, исходя из формулировок, используемых в Указаниях, а также следуя логике построения бюджетной классификации, можно предположить, что по подразделу 1102 подлежат отражению те формы межбюджетных субсидий, которые прямо установлены БК РФ.
Использование такой самостоятельной формы межбюджетных трансфертов как «иные межбюджетные трансферты» (в данном случае иные субсидии) осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в случае, когда правовой режим средств, передаваемых в порядке межбюджетных отношений, не подпадает ни под одну из форм межбюджетных трансфертов прямо предусмотренных БК РФ: дотации из фондов финансовой поддержки, субсидии из фондов софинансирования расходов, субвенции из фондов компенсации.
Учитывая вышеизложенное, более логичным представляется отражать «иные» межбюджетные субсидии по подразделу 1104 «Иные межбюджетные трансферты». Именно данный подраздел в соответствии с Указаниями предназначен для отражения иных межбюджетных трансфертов.
Отвечала Анна Карасева, руководитель юридической службы
"Центра исследования бюджетных отношений"