25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 3987 Материалы по теме
Векторы развития российской медицины

медицина
Концепция развития здравоохранения России до 2020 года начала разрабатываться в 2008 году. С этой целью была создана специальная рабочая группа. В ее состав вошли несколько экспертных советов, которые возглавили ведущие специалисты в области медицины, академики, организаторы здравоохранения. Проект Концепции был направлен Минздравсоцразвития России на согласование в заинтересованные ведомства и представлен в Правительство РФ. Параллельно был открыт сайт в Интернете для получения всех мнений, пожеланий и комментариев по Концепции. В начале 2009 года проект Концепции обсуждался на расширенном заседании Комитета Госдумы РФ по охране здоровья и был в целом поддержан комитетом. В настоящий момент, как сообщили нашему журналу в пресс-службе Минздравсоцразвития, Концепция по-прежнему находится на рассмотрении в Правительстве РФ. Каковы же основные направления дальнейшего развития российской медицины?

Концепция представляет собой анализ состояния системы здравоохранения в РФ, а также основные цели, задачи и способы ее совершенствования с помощью системного подхода. В документе предлагается модель государственного бюджетно-страхового здравоохранения с постепенным уменьшением доли и смыслового наполнения бюджетного компонента. Предусматривается введение одноканального финансирования медицины через систему обязательного медицинского страхования (сегодня финансирование лечебных учреждений происходит из нескольких источников). Консолидированный бюджет позволит более эффективно перераспределять ресурсы здравоохранения, улучшить государственный контроль за оказанием врачебной помощи. Создатели Концепции планируют через систему ОМС создать конкуренцию в части обеспечения качества медицинской помощи.

Основным источником финансирования здравоохранения будет являться государственное обязательное медицинское страхование, при этом оно будет осуществляться на основе установленного базового подушевого финансового тарифа, единого для всей страны. Сейчас подушевые нормативы в разных регионах страны разные — их величина различается почти в 20 раз: от 1,5 тыс. руб. на человека в одних регионах до 26 тыс. руб. в других. Необходимо сокращение дифференциации подушевых расходов в стране до 20–30 % от базового норматива.

По предлагаемой в Концепции модели подушевой тариф будет установлен не только на работающее население, но и на неработающее, то есть на самые социально уязвимые слои — детей и пожилых людей. Работающие граждане и работодатели будут платить страховой взнос за работающее население, а субъекты РФ — страховой взнос за неработающее население. В связи с тем, что предлагается новая модель для математических расчетов страхового взноса и перехода от единого социального налога к страховому взносу, причем равномерно распределенному по работающему и неработающему населению, это приведет к существенному увеличению потенциала Фонда обязательного медицинского страхования.

Предусмотрено увеличение страхового взноса на медицину с 3,1 до 5,1 % от фонда оплаты труда, благодаря чему станет возможным повысить финансовый норматив программы государственных гарантий. Разработчики Концепции надеются, что переход на систему страховых взносов приведет к значительному увеличению объема ОМС. Это позволит переводить на финансирование в этой системе и скорую медицинскую помощь, и многие виды высокотехнологичной помощи.

Отдельный пункт в Концепции посвящен госгарантиям. Программа гарантий впервые будет тщательно просчитана и финансово обеспечена, чтобы каждый пациент четко знал, на что он имеет право. Так как обеспечение госгарантий невозможно без единых стандартов, их разработке в Концепции тоже уделяется внимание. Попытки перейти к стандартизации медицинской помощи предпринимались на протяжении последних 7–10 лет неоднократно, однако, как правило, медицинские профессиональные сообщества составляли стандарты без согласования с экономистами, все эти попытки имели разрозненный характер, и в результате сложилась парадоксальная ситуация, когда каждый регион и даже каждое лечебно-профилактическое учреждение имели собственные стандарты. Сейчас единые стандарты будут созданы на базе доказательной медицины с учетом международного опыта, одновременно их подвергнут экономической экспертизе и обоснованию.

В Концепции заложен территориальный принцип здравоохранения, когда любой гражданин, имеющий полис ОМС, сможет обращаться в любое лечебно-профилактическое учреждение, если оно аккредитовано для оказания соответствующего вида помощи, и к любому врачу, имеющему соответствующую лицензию. Однако территория страны огромна, а плотность населения сильно различается, поэтому необходимо продумать систему быстрой доставки больного в учреждение в случае необходимости, иначе его конституционное право может быть не реализовано. В Концепции предусмотрен ряд шагов для улучшения доступности медицинской помощи, в частности создание межрайонных специализированных отделений для лечения социально значимых заболеваний (инфаркты миокарда, мозговые инсульты, тяжелые комбинированные травмы).

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно