25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 4479 Материалы по теме
перминова
 
С 1 января 2006 г. Курганская область в числе 46 субъектов РФ приступила к реализации Федерального закона № 131-ФЗ в полном объеме. О ходе бюджетной и административной реформ в регионе и роли информационных систем в бюджетном процессе рассказывает начальник Управления финансов Курганской области Елена ПЕРМИНОВА.

– Елена Алексеевна, какая основная цель стоит сегодня перед Управлением финансов?

– Курганская область – сельскохозяйственный регион, в сельской местности проживает 44% населения. С реализацией Федерального закона № 131-ФЗ у нас появилось 458 муниципальных образований, в том числе два городских округа, 24 муниципальных района и 432 городских и сельских поселения, – и 458 местных бюджетов.
В связи с этим одной из основных целей нашей бюджетной политики является обеспечение сбалансированности бюджетной системы за счет увеличения собственной доходной базы, повышения результативности и оптимизации бюджетных расходов как на областном уровне, так на уровне муниципалитетов.
– Каким образом Вы решаете эту задачу?
– С 2005 г. в области внедряется система БОР. В качестве базовых элементов нового метода бюджетирования выступают среднесрочное финансовое планирование, формирование реестров расходных обязательств, программно-целевой подход и прозрачность бюджетного процесса.
Так, при составлении проектов областного и местных бюджетов Курганской области на 2006 г. впервые был применен новый инструмент планирования – перспективный финансовый план на среднесрочную перспективу. Он содержал данные о прогнозных возможностях бюджета области по мобилизации доходов, привлечении государственных и муниципальных заимствований, финансировании основных расходов с учетом тенденций развития экономики и социальной сферы. Одновременно с проектом областного бюджета на 2007 г. правительством области утвержден перспективный финансовый план Курганской области на 2007–2009 гг.
Реализуя концепцию БОР, мы используем программно-целевые методы в бюджетном процессе. Часть расходов областного бюджета структурируется по целевым программам в соответствии с выбранными задачами и направлениями социально-экономического развития области. Удельный вес расходов бюджета, сформированных на основе новых методов планирования, составляет 62%.
Важной задачей для нас является обеспечение прозрачности бюджетного процесса. С 2006 г. законы об областном бюджете и о его исполнении проходят публичные слушания, тем самым обеспечивается общественный контроль за ходом формирования и исполнения бюджета.
– Известно, что для управления бюджетным процессом в условиях реформирования в Курганской области используются передовые информационные технологии. Как Вы пришли к этому?
– Реформирование бюджетной системы, переход на казначейское исполнение бюджета действительно послужили мощным стимулом для внедрения современных ИТ. Развитие и совершенствование управления финансами регионов сейчас во многом зависит от информационных систем планирования и анализа исполнения бюджета.
Ориентируясь на новые законодательные инициативы и изучив существующие системы поддержки принятия решений, мы в 2004 г. начали внедрение программного комплекса «САПФИР», ориентированного на реализацию стратегических задач управления. Были автоматизированы процедуры создания проекта бюджета и его согласование, формирование перечня расходов по предоставлению межбюджетных трансфертов и мер социальной поддержки населения, реестров расходных обязательств и др.
– Как внедрение ПК «САПФИР» отразилось на деятельности управления?
Использование ПК «САПФИР» позволяет прослеживать каждую сумму бюджета во всех необходимых аспектах – по видам и уровням бюджетной классификации, временным периодам, поддерживать сквозную корректировку всего комплекса бюджетных данных, а также существенно снизить трудоемкость выполнения всего комплекса работ по проектированию бюджета и анализу его исполнения, уменьшить риски, связанные с обеспечением качества, надежности и достоверности данных. Более точное планирование способствовало уменьшению дефицита бюджета и количества «передвижек». Появилась возможность ведения многовариантных расчетов бюджета, работы параллельно над несколькими вариантами, их сопоставления и анализа.
– Что бы Вы посоветовали коллегам из других регионов? На что важно обратить внимание при внедрении подобной системы?
– Внедрение желательно начинать «сверху», с автоматизации задач прогнозирования социально-экономического развития региона, перспективного финансового планирования и проектирования бюджета. Лучше всего, чтобы эти задачи совместно решали экономическое и финансовое подразделения администрации на основе единой информационной базы – тогда от внедрения информационных технологий будет получен максимальный результат при оптимальных затратах.

Журнал «Бюджет» №2 февраль 2007

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно