Версия для печати 5123 Материалы по теме
наумова
 В истории финансов, как в зеркале, отражается не только история страны в целом, но и каждого отдельно взятого города. Идут годы, меняется административное деление России, названия и функции органов управления. От казенной палаты, казначейства, акцизного управления, разных присутствий по отдельным видам налогов и сборов – к городскому финансовому отделу, а от него – к финансово-казначейскому управлению администрации города Рязани…Марина Наумова, начальник финансово-казначейского управления администрации города Рязани

3 марта 1917 г. в Рязани начал работу Совет рабочих депутатов, реорганизованный в апреле 1918 г. в Рязанский городской Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. В это время в его составе не было самостоятельного структурного подразделения, занимавшегося финансами.
1 ноября 1918 г. СНК РСФСР принял декрет «Об организации финансовых отделов губернских и уездных исполнительных комитетов Советов депутатов», утвердив Положение о финансовых отделах и упразднив казенные палаты, губернские акцизные управления и финансовые органы местных самоуправлений, которые прежде входили в состав городских дум и управ. 3 ноября 1918 г. городской Совет избирает исполнительный комитет и создает в составе исполкома восемь отделов, в том числе финансовый. Этот день финансисты Рязани считают днем рождения горфинотдела.
На протяжении 74 лет финансовый орган города назывался финансовым отделом. В 1991 г. он был переименован в финансовое управление мэрии, а затем администрации Рязани, в 2000 г. – в финансово-казначейское управление администрации города Рязани.
К числу функций горфинотдела относились:
•    формирование доходной и расходной части бюджета города, при этом расходы должны были соответствовать доходам;
•    обеспечение своевременного и полного поступления в бюджет всех доходных источников;
•    обеспечение своевременного финансирования всех учтенных в бюджете расходов в разрезе учреждений и мероприятий. Не учтенные в бюджете расходы не финансировались, пока не был найден соразмерный им источник дохода;
•    установление и обеспечение строгого финансового контроля за эффективным и целесообразным использованием бюджетных средств, принятие мер по фактам хищения бюджетных средств, их незаконного расходования.
Еще до появления городского финансового отдела Рязанский городской Совет рассмотрел вопрос о создании особой финансовой комиссии «для разработки общего финансового плана по городскому хозяйству и решения вообще всех вопросов, касающихся городских финансов» и постановил «организовать финансовую комиссию из восьми человек, причем четверо должны быть избраны от Совета рабочих депутатов, четверо – от союза служащих бывшего городского общественного самоуправления (то есть от бывшей Думы)».
Особая финансовая комиссия стала прообразом будущей постоянной комиссии Совета по финансам и бюджету. Заседания вел председатель исполкома городского Совета А. И. Ершов. В работе комиссии принимал активное участие и заведующий городским финансовым отделом Г. Г. Ерецкий. (Ерецкий родился 5 ноября 1887 г. в Купянске Харьковской губернии, работал бухгалтером Егорьевской городской Управы. По состоянию здоровья был освобожден от службы в армии. Заведовал ГОРФО до апреля 1919 г., затем был переведен на должность заместителя, но оставался председателем коллегии ГОРФО). В июле 1919 г. заведующим ГОРФО стал Н. М. Байтин.

Первый бюджет
Смета доходов и расходов города на 1917 г. (пухлый том объемом 429 страниц, изданный одной из рязанских типографий) была составлена еще городским головой Иваном Антоновым. Всего в 1917 г. предполагалось получить доходов 1 310 698 руб. 25 коп. за счет сборов:
•    с недвижимых имуществ (огородные земли, луга);
•    с торговли и промыслов (трактиры, извоз);
•    с лошадей и экипажей;
•    с собак – по 3 руб. с собаки (кстати, в городе велся учет собак: в 1914 г. была 561 голова, в 1915 г. – 561, в 1916 г. – 599, в 1917 г. – 560);
•    с велосипедов – по 3 руб. за велосипед;
•    с городских сооружений и предприятий (почти 30% всех доходов), в частности с городских зданий (лавки, лари, театр и другие учреждения); с рыбных ловель и за стоянку судов в городских водах (с пароходов на пристанях на реках Ока и Трубеж); с мест на площадях в базарные дни; с мест под балаганы, цирки и зверинцы; доходы с Рюминой рощи; с водопровода (73 700 ведер в сутки); с электричества; с городского ассенизационного обоза; с городской скотобойни; доходы от продаж талонных книжек за свалку нечистот; доходы с прибыли городского банка.
В число доходов включались и различные пособия:
•    пособие городу от государственной казны (на содержание городской полицейской команды, на школьное строительство, на возмещение расходов по расквартированию армии);
•    пособие городу от Министерства народного просвещения на содержание городских реальных училищ;
•    плата с учеников реальных училищ.
Эту смету городские власти взяли за основу при формировании бюджета на 1918 г., увеличив, однако, размеры тарифов и сборов в несколько раз. Так, сборы с собак выросли до 10 руб., с велосипедов – до 15. Все ставки арендной платы и отчисления от доходов городских имуществ и предприятий повысились на 50–75%.
Кроме того, постановлением исполкома городского Совета рабочих депутатов от 10 июля 1918 г. были введены подоходный и квартирный налоги, что позволило укрепить доходную базу бюджета города. Исполком горсовета сумел также добиться значительного увеличения Министерством народного просвещения средств на содержание городских реального и приходских училищ. Таким образом, бюджет города на 1918 г. удалось сформировать без дефицита по доходам и расходам в сумме 6139,5 тыс. руб. в ценах того времени, что больше бюджета 1917 г. в 4,7 раза.
Куда же шли деньги? На погашение долга перед госказной, губернией и банками направили 1194 тыс. руб., что составило 19,5% всех расходов; на содержание городской милиции и охрану города – 601 тыс. (9,8%); на воинскую квартирную повинность – 364 тыс. (5,9%). Городской пожарной команде выделили 117 тыс. руб. (почти 2% расходов); на благоустройство города – ремонт мостовых, тротуаров, набережных, мостов, содержание бульваров и общественных садов, освещение города (электрическое и керосиновое) – пошло 344 тыс. руб., что в 13 раз больше, чем в 1917 г.
На народное образование предусмотрели 366 тыс. руб. за счет собственных доходов; кроме того, от Министерства народного просвещения на содержание девяти городских училищ Рязани выделили 3 569 тыс. На здравоохранение планировалось потратить 45 тыс. руб. – это было в 2,7 раза больше, чем в 1917 г., и позволило содержать городскую амбулаторию, где были один врач и один фельдшер. Также средства направлялись на борьбу с эпидемиями, содержание ветеринарной лечебницы и отлов бродячих собак. В бюджете было предусмотрено финансирование и по статье «общественное призрение» (социальное обеспечение) – 104 тыс. руб., или 1,7% расходов.
На культуру деньги не выделялись, так как городской театр, который дотировался из бюджета, был сдан в аренду на два года за 3 тыс. руб. в год.

Штатное расписание
Горфинотдел состоял из двух подотделов: налогового, занимавшегося доходами бюджета, и сметно-кассового, который ведал расходами и вел бухучет исполнения бюджета по доходам и расходам. Кроме двух управляющих подотделами, в штате ГОРФО были бухгалтер, помощники бухгалтера, делопроизводитель, помощники делопроизводителя, счетоводы, регистраторы, конторщики первого, второго и третьего разрядов и секретарь.
Должность секретаря занимал П. Ф. Григорьев, в обязанности которого входило заведовать личным составом, составлять доклады и отчетность по общим вопросам управления. В его же ведении находилась информация отдела.
Сметно-кассовым подотделом руководил В. А. Беляев. Он отвечал за учет доходов и расходов за счет государственных и местных источников, а также за ведение главного журнала и книги расассигнований. Давал заключения по сметам горисполкома и делам сметно-кассового и счетоводного характера, разрабатывал правила счетоводства, составлял отчеты о деятельности подотдела и денежных операциях, обеспечивал выполнение постановлений ЦИК, циркулярных распоряжений губфинотдела и распоряжений горисполкома.

Ссуды
Еще в начале 1930-х гг. юридическим лицам за счет или под гарантии бюджета выдавали краткосрочные ссуды. Например, в 1931 г. Рязанский городской жилищный союз обратился в городской Совет с ходатайством о выделении жилищно-строительному кооперативному товариществу им. Ухтомского 50 тыс. руб. в оборотные средства. Ходатайство активно поддержал заведующий горфинотделом А. В. Антонов. Средства были предоставлены в форме беспроцентного краткосрочного вклада.
В январе 1932 г. при заведующем горфинотделом М. Я. Грушкине был решен вопрос о финансировании строительства Ташковского кирпично-черепичного завода за счет бюджета города. Согласно постановлению президиума горсовета городскому коммунальному отделу предоставлялась временная ссуда в размере 16 тыс. руб. из городского бюджета. Одновременно была создана комиссия, которой поручалось в декадный срок принять от Рязстроя все постройки завода – иными словами, предприятие переходило в собственность города.

Заведующие горфинотделом
успенский собор
За 80 лет в горфинотделе сменилось около 20 заведующих. У каждого из них был свой стиль в работе, почти каждый оставил след в жизни горфинотдела, в формировании и исполнении бюджета города, в развитии городского хозяйства и культуры.
Например, с июля 1924 г. по ноябрь 1928 г. городским финансовым отделом руководил И. Ф. Вышегородцев. Родился он в 1896 г. в с. Подвислово Ряжского уезда Рязанской губернии, был двенадцатым ребенком в бедной крестьянской семье. Участник Октябрьской революции, член КПСС с 1917 г., делегат I Всероссийского съезда Советов, член президиума Рязанского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. В начале 1920-х гг. работал в Ряжске заведующим уездным финансовым отделом, в июле 1924 г. переведен в Рязань заведующим отделом местных финансов губернского финансового управления и одновременно заведующим Рязанской городской финансовой частью. За четыре года работы Вышегородцев сумел вывести бюджет города из кризиса, сделал его бездефицитным. В 1928 г. бюджет был сформирован с профицитом в 180,1 тыс. руб. (107,3% к расходам), а фактически доходы превысили расходы на 202,5 тыс. руб. (108,2%). В дальнейшем он был направлен на укрепление финансовых кадров Казахстана, заведовал Усть-Каменогорским ГОРФО, занимал посты заместителя министра финансов Казахстана, начальника Карагандинского областного финансового отдела. За свои успехи на финансовом поприще Вышегородцев был награжден орденом Ленина и золотыми именными часами.
Много нового появилось в работе горфинотдела с 1933 по 1936 г. при заведующем А. М. Серебренникове, который «в целях лучшего обслуживания клиентуры, лучшей постановки учета и ликвидации обезлички» внедрил в ГОРФО бригадную форму организации труда. Большой интерес даже в наше время представляет введенная при Серебренникове анкета «Деловая оценка номенклатурного работника». Кроме фамилии, имени и отчества работника анкета включала пять разделов: паспорт должности (требования к данной должности, основные функции работника и цифровые показатели, характеризующие объем и значение данной работы); квалификация работника (краткая оценка предыдущей работы, специализация, теоретическая, практическая и политическая подготовка); личные качества (степень работоспособности, организаторские и административные способности, отношение к сослуживцам, интерес к научным дисциплинам, особые достоинства и недостатки); оценка работы по занимаемой должности (конкретные случаи проявления инициативы, результаты практической работы, уровень выполнения поставленных задач); выводы. По сути, это была глубокая и всесторонняя аттестация работника и как специалиста, и как человека.
С февраля 1936 г. по декабрь 1940 г. горфинотделом руководил В. П. Иванов – специалист с высшим финансовым образованием, талантливый художник, работы которого выставлялись на областных и республиканских выставках художников-любителей. После горфинотдела Иванов работал секретарем рязанского облисполкома, а затем заместителем заведующего областным финансовым управлением.
В годы Великой Отечественной войны горфинотдел возглавлял И. А. Едемский. Он проводил очень жесткую налоговую и бюджетную политику, поддерживал твердую финансово-бюджетную и кредитную дисциплину.
Важным этапом в жизни финансового органа Рязани стали 1950-е гг. Руководство В. П. Введенского, а затем В. Е. Смуренкова – экономистов-финансистов широкого профиля – способствовало резкому повышению уровня экономической и контрольной работы, росту авторитета финансового отдела среди предприятий и организаций города.
В сентябре 1960 г., в связи с назначением Смуренкова заведующим областным финансовым отделом, возглавлять горфинотдел было доверено Т. И. Краско, выпускнице Ленинградского финансового института, имевшей к тому времени солидный опыт финансовой работы. Она вводит в практику работы отдела обязательное написание заключений по итогам финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций городского хозяйства, а также предприятий союзного и республиканского подчинения – крупнейших плательщиков бюджета.
М. Л. Марьяновский был направлен на работу в горфинотдел из областного финансового отдела в 1964 г. заместителем заведующего. В 1970 г. он занял пост заведующего и проработал в этой должности более 23 лет. При нем коллектив ГОРФО принимает активное участие во Всесоюзном социалистическом соревновании среди финансовых органов страны. 12 раз ему присуждаются классные места, дважды он признается лучшим среди городских и районных финансовых отделов СССР. Рязанскому горфинотделу вручаются дипломы 1-й степени и переходящее Красное Знамя.

Перестройка
В середине 1980-х гг. в связи с начавшейся в стране перестройкой по инициативе финансового отдела в различных сферах городского хозяйства и даже в бюджетных учреждениях начинают внедряться элементы территориального хозрасчета и самоокупаемости. По предложению ГОРФО сессия городского Совета впервые в России вводит в бюджет города новые доходные источники:
•    плату за превышение предприятиями допустимых концентраций токсичных отходов при их выбросе в атмосферу, сбросе в открытые водоемы и складировании;
•    плату за привлечение в город иногородних трудовых ресурсов;
•    штрафные санкции за нарушение правил благоустройства города и санитарного состояния и др.
Одновременно идет рационализация сети бюджетных учреждений, их количество и контингент увязываются с генеральным планом развития города и с нормами обеспеченности на одного жителя. Эта работа проводится совместно с постоянной депутатской комиссией по бюджету, городской плановой комиссией, городской санитарной службой и другими отделами горисполкома. Горфинотдел взаимодействует и обменивается опытом с финансовыми органами других городов Центральной России и городов-побратимов Ловеч (Болгария) и Мюнстер (Германия).
В 1991 г. Рязанский горфинотдел становится членом секции «Финансы и бюджет», созданной при Союзе российских городов, активно участвует в ее работе, а заведующий избирается членом правления. В 1992 г. Рязань одной из первых в России внедряет единый бюджет города.
есенин
На протяжении многих лет рязанский горфинотдел был кузницей финансовых кадров. Там трудились будущие руководители финансов Рязанской области, руководители областной и городской налоговых инспекций, других экономических служб области. Областной финансовый отдел всегда рассматривал городской как базу для «обкатки» специалистов перед выдвижением их на более ответственные должности.

Справка
Город Переславль-Рязанский был заложен внуком Ярослава Мудрого на высоком берегу реки Трубеж в 1095 г. Название Рязань и значение главного города Рязанского княжества перешло к нему от более древней столицы – Старой Рязани, уничтоженной в 1237 г. полчищами Батыя. Официально город был переименован в 1778 г. После образования в 1937 г. Рязанской области, в которую входило 52 района, Рязань стала областным центром.

День вчерашний, день сегодняшний
В 1990-е гг. вся страна жила насыщенной и непростой жизнью, которая не могла не найти отражения в процессах исполнения бюджета. Это и безденежные зачеты, которыми исполнялось порой до 50% расходов бюджетов всех уровней, и внедренная в городе с помощью муниципального банка система вексельных расчетов, позволившая оперативно решать вопросы платежей за энергоресурсы в условиях «закартотеченных» счетов муниципальных предприятий и многое другое. Но, пожалуй, самым важным достижением последнего десятилетия для финансовых органов стал перевод бюджета города на казначейское исполнение путем создания муниципального казначейства в структуре финансового управления. Несмотря на большие трудности организационного и материального характера, задачу по переходу на казначейскую систему исполнения бюджета удалось решить в достаточно короткие сроки. С 1 июня 2003 г. все расходы бюджета города, а с 1 января 2004 г. и предпринимательская деятельность стали осуществляться через лицевые счета, открытые 326 бюджетополучателям в финансово-казначейском управлении администрации города с соблюдением процедур предварительного и текущего контроля.
Большая заслуга в оперативном решении данной задачи принадлежит Ю. Б. Карпову, который возглавлял финансовое управление города в течение девяти лет, с января 1994 г. по февраль 2003 г. В настоящее время он является руководителем Управления Федерального казначейства по Рязанской области.
Созданная в городе система казначейского исполнения бюджета, реализующая весь функционал казначейских технологий, позволила нам еще в 2005 г., до вступления в силу приказа № 1Н, в индивидуальном порядке, согласованном с руководством Главного управления Федерального казначейства Минфина России, перейти на кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства по схеме открытия единого счета финансовому органу.
Сегодня финансисты Рязани, как и работники всех финансовых органов страны, трудятся в условиях реализации сразу нескольких глобальных реформ, прежде всего реформы бюджетного процесса и реформы местного самоуправления. Уже разработан ряд нормативно-правовых актов, в частности по среднесрочному бюджетному планированию и ведению реестров расходных обязательств, утверждена программа реформирования муниципальных финансов и подана заявка в Минфин России на участие в отборе муниципальных образований для получения субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов. На повестке дня – решение вопросов по внедрению процедуры бюджетирования, ориентированного на результат, определение методики планирования временных кассовых разрывов, совершенствование долговой политики и т.д.
Но какие бы сложные и важные задачи ни стояли перед работниками финансово-казначейского управления города, мы можем с уверенностью говорить о том, что воспитанные в поколениях финансистов качества, такие как целеустремленность, неравнодушие, подлинно государственное отношение к делу, будут залогом успеха во всех начинаниях.

Журнал «Бюджет» №2 февраль 2007

Поделиться