25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 3404 Материалы по теме
Нулевой дефицит или развитие?

Основным событием заключительного круглого стола «Гайдаровских чтений» стала дискуссия о дефиците бюджета, расходах на развитие и социальных обязательствах государства, в ходе которой министр финансов РФ предложил увеличить объем Фонда национального благосостояния, превратив его в «подушку безопасности» пенсионной системы. Данная встреча стала уже седьмой в рамках «Гайдаровских чтений», которые, как надеются организаторы из Института экономики переходного периода, будут проходить каждую осень. Цикл круглых столов, открывшийся в конце сентября 2010 года, был посвящен обсуждению вопросов макроэкономики, социальной и бюджетной политики, проблем регионального развития. 

кудрин
Министр финансов РФ А. Л. Кудрин сообщил, что до кризиса в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния суммарно были зачислены средства, эквивалентные 220 млрд долл. (около 17 % ВВП России). Сегодня они составляют примерно 119 млрд долл., или около 8,3 % ВВП. В основном это Фонд национального благосостояния, который в 2009 году частично расходовался для страховки пенсионной системы, а в 2010 году оставался неприкосновенным. Всего в пик кризиса из фондов было взято 93 млрд долл. Причем, как подчеркнул министр, ценные бумаги удалось продать без убытка, поскольку они были помещены в наиболее консервативный портфель, представленный преимущественно облигациями Казначейства США.

По словам Кудрина, в мире насчитывается более 50 суверенных фондов. Самые крупные резервы у Китая, который проводит жесткую денежную политику и стерилизует весь профицит текущего сальдо, связанный с экспортом. При этом, хотя объем китайского стабфонда превышает 900 млрд долл., он составляет всего 7–8 % ВВП страны. Для сравнения: объем норвежского нефтегазового фонда — 110 % ВВП, суверенного фонда Объединенных Арабских Эмиратов — 300 % ВВП. У нас, посетовал министр, проводится более мягкая политика, чему в немалой степени способствует и обилие текущих проблем, в частности, в инфраструктуре, в сферах образования и здравоохранения. «Сокращать расходы трудно, а когда деньги рядом, их легче увеличивать», — сказал Кудрин, отметив, что в некоторые годы мы увеличивали расходы бюджета на 20–30 %. По словам министра, чтобы выйти на нулевой дефицит, придется сократить нынешние госрасходы примерно на 20 % в реальном выражении. 

Сегодня, как подчеркнул Кудрин, главным фактором риска становится пенсионная система. «Мы не сможем удерживать текущий уровень пенсий по отношению к зарплатам, а тем более повышать его до мировых стандартов, если не решим проблему долгосрочной стабильности и дефицита пенсионной системы», — сказал он. Одна из тем, которую министр в свое время обсуждал с Гайдаром и к которой он предложил вернуться сейчас, — создание для поддержки пенсионной системы собственного стабилизационного фонда. Частично эту задачу решает Фонд национального благосостояния, однако теперь речь идет о гораздо более крупном фонде объемом более 60 % ВВП. Его основу могут составить нефтегазовые сверхдоходы, а также государственное имущество, включая акции крупных компаний. Министр дал понять, что этот вопрос окажется на повестке дня в ближайшем будущем. По его словам, создание такой модели потребует оптимизации обязательств пенсионной системы, включая — впоследствии — и изменение пенсионного возраста, и уменьшение досрочных пенсий, которые сегодня составляют почти половину новых пенсионных назначений.

Клепач Андрей Николаевич
По мнению замминистра экономического развития РФ А. Н. Клепача, главное на сегодняшний день — создать модель устойчивого развития экономики. Причем, как считает чиновник, решение задачи развития вряд ли совместимо с описанной Кудриным перспективой резкого увеличения объема суверенных фондов и движения к нулевому дефициту. «Мы построили рыночную экономику, но нам не удалось в полной мере решить проблему развития», — сказал Клепач. Он привел некоторые цифры. Среднесрочный прогноз роста ВВП оставляет не более 4 %, а значит Россия в лучшем случае будет держать свою нынешнюю планку в 3 % мировой экономики, либо ее доля даже будет падать. В ближайшие 10–20 лет сократить отрыв от европейских стран в уровне доходов населения и производительности труда не удастся. Через два-три года более динамично развивающийся Казахстан обгонит Россию по уровню доходов на душу населения. Расходы на НИОКР составляют у нас всего 1 % ВВП (в Китае — 1,5 %, а в среднем по Евросоюзу — 2 %). Мы отстаем не только по госрасходам на науку, но, особенно серьезно, по частным инвестициям в научную сферу, которые оцениваются всего в 0,3–0,4 % ВВП. 

Все это вынуждает государство увеличивать многие статьи расходов, и в первую очередь на науку, образование и здравоохранение. В этих условиях, полагает Клепач, мы не можем выйти на бездефицитный бюджет, либо же нам придется кардинально менять налоговую систему, существенно повышая налоги. Министр финансов не согласился с этим, отметив, что даже нынешний дефицит, на две трети перекрываемый Резервным фондом, заставляет государство все чаще прибегать к заимствованиям. А присутствие на рынке столь крупного заемщика уже сейчас приводит к повышению ставок кредитования на 1–1,5 %. «Развитию больше поспособствует уменьшение ставок при нулевом дефиците, чем сохранение дефицита и рост ставок», — подытожил Кудрин. К тому же дефицит бюджета может стимулировать инфляцию, поскольку подталкивает правительство к использованию нефтегазовых доходов. В итоге он превращается в «запирающее условие для нормального развития предпринимательства». 

чубайс
Присутствие на круглом столе гендиректора Роснано А. Б. Чубайса предопределило обсуждение извечных вопросов модернизации: можно ли проводить ее сверху? Как быть с преобразованиями на региональном уровне? По мнению Чубайса, ни у кого нет полной картины того, что на самом деле происходит в субъектах РФ с точки зрения модернизации. Он привел несколько примеров успешной реализации инновационной политики на отдельных предприятиях в регионах, выразив сомнение, что о них слышали в правительстве. «Профессиональная среда, начинающая сегодня заниматься инновационной тематикой, предельно слаба», — заключил Чубайс. Он выразил мнение, что большая часть «гигантского» объема препятствий для развития инновационной экономики создана государством и именно на федеральном уровне. Снимать эти препятствия неизбежно придется именно «сверху», радикально реформируя гражданское, корпоративное, таможенное законодательство, законодательство о техрегулировании, экспортный, импортный, валютный контроль, и многие другие сферы. К тому же, полагает Чубайс, особенность нашей страны в том, что «без декрета в ней нельзя сделать ничего».


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно