25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 18172 Материалы по теме

Опыт Краснодарского края 

В деятельности органов исполнительной власти нашего региона первостепенное значение уделяется исполнению доходной части консолидированного бюджета Краснодарского края. Прежде всего — в разрезе видов деятельности, отраслей экономики и муниципальных образований. С этой целью системно ведется мониторинг динамики и объемов поступления доходов. С учетом результатов мониторинга губернатор края ежегодно издает постановление «О мерах по наполнению консолидированного бюджета Краснодарского края». Как приложение к нему обязательно разрабатывается специальный План по росту доходной части консолидированного бюджета региона. Данный план содержит комплекс мероприятий экономического, организационно-административного и фискального характера:

  • обеспечение работы межведомственных, балансовых и иных комиссий по вопросам мобилизации доходов в консолидированный бюджет края;
  • повышение эффективности использования экономического потенциала отраслей экономики за счет инвестиционной деятельности;
  • разработка соглашения о взаимодействии налоговых органов и органов местного самоуправления по вопросам актуализации сведений о земельных участках и их правообладателях, поступающих из регистрирующих органов;
  • обеспечение контроля за финансовыми и количественными показателями работ, направленных на взыскание образовавшейся задолженности по неналоговым платежам;
  • принятие комплекса мер по погашению задолженности по налоговым платежам в консолидированный бюджет края и недопущению ее роста;
  • проведение анализа деятельности организаций, в отношении которых осуществляется процедура банкротства, для недопущения преднамеренного банкротства и наращивания задолженности перед бюджетом.

Все исполнители плана ежеквартально отчитываются перед департаментом по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края об эффективности принятых мер. На основании этих отчетов в работу исполнителей Плана вносятся соответствующие коррективы.

НДФЛ и налог на прибыль организаций

Губернатор также утверждает План-прогноз консолидированного бюджета края в отраслевом разрезе. Результаты его реализации ежемесячно рассматриваются с обязательным участием руководителей налоговых и правоохранительных органов, а также других федеральных структур. Учитывая, что основными налоговыми источниками доходов консолидированного бюджета Краснодарского края выступают НДФЛ и налог на прибыль организаций, отдельно проводится мониторинг их поступлений. Результаты анализа этих данных служат ориентиром в поиске дополнительных решений по увеличению налоговых поступлений. К примеру, во всех муниципальных образованиях созданы межведомственные комиссии. В их состав помимо представителей финансовых и налоговых органов входят сотрудники оперативно-розыскной службы ГУВД края, занимающиеся налоговыми правонарушениями. Комиссии рассматривают вопросы, связанные с легализацией объектов налогообложения, взысканием задолженности, а также фактами невыплаты зарплаты, применением «конвертных» схем оплаты труда, выплатами зарплаты ниже прожиточного минимума, необоснованным снижением фонда оплаты труда и т. д. Все эти мероприятия призваны не допустить снижения налоговой базы по НДФЛ. На отдельный учет у межведомственных комиссий взяты предприятия и индивидуальные предприниматели, имеющие задолженность свыше 100 тыс. руб, а также хозяйствующие субъекты, допустившие по результатам финансово-хозяйственной деятельности убытки, и предприятия-банкроты.

Транспортный налог

Большое внимание мы уделяем администрированию транспортного налога. А именно: практике его собираемости, погашению недоимки и актуализации базы налогообложения. Значительно усложняет эту работу отсутствие четкого механизма по снятию с учета в органах ГИБДД транспортных средств, в результате чего владельцев транспортных средств фактически невозможно привлечь к уплате налога по разным причинам: смена места жительства, продажа авто по доверенности, неисправное техническое состояние автомобиля и т. д. Поэтому считаем, что в действующие федеральные нормативно-правовые акты должны быть внесены изменения в части процедур регистрации и технического осмотра транспорта. На наш взгляд, целесообразно установить требование к автовладельцам при снятии с учета или прохождении технического осмотра транспортного средства представлять документы, подтверждающие уплату транспортного налога, или справку (отметку) налогового органа об отсутствии задолженности. 

Земельный налог

В крае многое делается для увеличения поступлений земельного налога. И как результат проводимой работы мы имеем рост собираемости данного налога. Если в 2008 году в консолидированный бюджет края поступило около 4 млрд руб. земельного налога, то в 2009 году уже 4,8 млрд руб. Однако по данному доходному источнику в крае по-прежнему имеются значительные резервы. Чтобы их максимально задействовать, департамент по финансам, бюджету и контролю совместно с УФНС РФ по Краснодарскому краю разработал типовое соглашение о взаимодействии муниципалитетов и территориальных налоговых органов. Соглашение предусматривает предоставление органами местного самоуправления в налоговые органы сведений по форме, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 23 марта 2006 г. № 47н. Такие соглашения с территориальными налоговыми органами заключили все муниципальные образования края. По инициативе департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края во всех муниципальных образованиях составлены развернутые балансы земли (в разрезе категорий земель и видов разрешенного использования). Балансы в комплексе с данными муниципального земельного контроля позволяют выявлять земли, не учтенные для целей налогообложения и не вовлеченные в арендные отношения, и посчитать реальный потенциал по земельному налогу и арендной плате за землю, запланировать адресные мероприятия, направленные на выявление дополнительных резервов по земельному налогу и арендной плате за землю. Эффективность принимаемых мер очевидна. Так, по итогам кризисного 2009 года, когда бюджеты большинства регионов несли невосполнимые потери, у нас в крае достигнут один из лучших результатов в России: в консолидированный бюджет удалось мобилизовать 111,2 млрд руб. налоговых и неналоговых доходов. Прирост к уровню 2008 года составил 1,7 %. В 2010 году мы планируем мобилизовать в бюджет уже 125 млрд руб. налоговых и неналоговых доходов.

Опыт Вологодской области 

Метод скользящего прогнозирования доходов

рис 1
В основе управления доходами бюджета лежат две составляющие: точность и горизонт прогнозирования. За последние годы благодаря расширению сотрудничества с налоговыми органами по обмену информацией нам удалось ввести метод скользящего прогнозирования доходов. Суть его в том, что после окончания определенного периода (например, месяца, квартала и т. д.) горизонт прогнозирования отдаляется на длительность истекшего периода. К примеру, доходная часть бюджета на очередной год формируется на основе прогнозов социально-экономического развития к августу текущего года (см рис. 1). По результатам года и «поведению» поступлений в первом квартале удается достаточно достоверно уточнить прогноз на весь год. Кстати, доходы бюджета в 2009 году уточнялись по мартовским оценкам и исполнялись с точностью до десятых процента. То же происходило и в 2010 году. Безусловно, данный процесс трудоемкий. Он требует постоянного мониторинга объема поступлений в бюджет и сопоставления данных с состоянием недоимки, ростом или снижением налоговой базы, состоянием перерасчетов по крупным плательщикам. Кроме того, этот метод имеет максимум годичный горизонт точности. А в нынешней ситуации горизонт прогнозирования нужно расширять даже не на три года, а на 7–12 лет. 

 

рис 2
Долгосрочный прогноз развития наших бюджетообразующих отраслей (черная металлургия, химическая промышленность — см. рис. 2) в значительной степени определяется состоянием мировых и российских финансов, а именно: уровнем ликвидности в финансовых системах, прямо влияющим на цену сырьевых товаров, динамикой кредитования, влекущей снижение или рост инвестиционной активности. Развиваемый в Вологодской области подход к долгосрочному финансовому планированию — это мониторинг основных индикаторов состояния национальных и мировой финансовых систем, а также экономики ведущих зарубежных стран с экстраполяцией глобальных тенденций на финансовые потоки наших основных налогоплательщиков. 

Бюджетная и налоговая политика

рис 3
Бюджетная и налоговая политика также играет существенную роль в развитии доходной базы бюджета области. С начала реформы местного самоуправления мы расширяем перечень региональных и федеральных налогов, передаваемых местным бюджетам по единым нормативам (см. рис. 3). Это налоги с физических лиц и специальные режимы налогообложения для малого бизнеса. Сегодня они составляют основу роста доходной базы муниципалитетов. В 2009 году их удельный вес в доходах муниципальных бюджетов составлял 24 %, в 2013 году составит 32 %. Расширяя перечень доходных источников, мы стимулируем местные власти зарабатывать дополнительные средства. 

В каждом муниципалитете в систему вошли ежегодные мероприятия по укреплению и развитию доходной базы местных бюджетов. В 2010 году экономический эффект от реализации данных мероприятий составил 600 млн руб. (см. рис. 4), в том числе за счет сокращения недоимки — 200 млн руб., повышения эффективности использования муниципальной собственности — 300 млн руб., создания условий для развития бизнеса — 100 млн руб. В области работает программа повышения собираемости доходов в муниципальные бюджеты. Муниципальным образованиям даются рекомендации по устранению диспропорций налоговой нагрузки и уровня социально-экономического развития их территории. С целью сокращения «серых» зарплат в малом бизнесе муниципалитеты практикуют установление дополнительного коэффициента по ЕНВД, учитывающего уровень оплаты труда. 

рис 4
В течение года проводятся совещания с муниципальными образованиями, на которых оценивается результативность принятых мер по наращиванию доходов, использованию доходного потенциала и указываются направления, по которым необходимо усилить работу. 

Формированию достаточной доходной базы бюджетов муниципальных образований препятствует наличие сумм недоимки по налогам с физических лиц. Причин образования задолженности несколько. Это и невысокий уровень налоговой культуры, и дополнительные расходы физических лиц, связанные с исполнением обязанности по уплате налогов из-за отсутствия банков и организаций федеральной почтовой связи в отдаленных населенных пунктах. Кроме того, обеспечение полноты сбора налогов осложняется и наличием не оформленных в собственность объектов недвижимости и неточностями в базе данных о налогоплательщиках и объектах налогообложения. Для решения обозначенных проблем в области начиная с 2009 года используются современные подходы к налоговому администрированию. В частности, в совместной деятельности налоговых органов и органов местного самоуправления области применяются два мобильных налоговых офиса. Учитывая приобретенный областью положительный опыт работы по повышению собираемости налогов с физических лиц, в текущем году приобретены дополнительно три мобильных налоговых офиса. 

С 2009 года транспортный налог с физических лиц полностью передан в доход местных бюджетов. Это повысило заинтересованность местных органов власти в росте поступлений данного налога. Для урегулирования задолженности по транспортному налогу на 2009 год была установлена льгота физическим лицам, снявшим с регистрационного учета транспортные средства в связи с их утилизацией. Уровень собираемости налога за два года повысился до 90 %. В 2010 году доходы от поступления налога увеличились по сравнению с 2008 годом в 2,2 раза. Темп роста 2010 года к 2008 году в области один из самых высоких в РФ (14 место) и превышает среднероссийский показатель. В перспективе ставим задачу достичь показателя собираемости транспортного налога, приближенного к 100 %.

Для развития микропредприятий и легализации доходов теневых сфер бизнеса с 2010 года введена упрощенная система налогообложения на основе патента. Мы считаем, что малый бизнес со временем станет основой формирования местных бюджетов и муниципальные власти должны способствовать его развитию. Поэтому с 2010 года в муниципальные бюджеты в полном объеме переданы патентные платежи, с 2011 года — налог по упрощенной системе налого­обложения в размере 50 % доходов. 

Достижение баланса интересов бюджета и бизнеса является одной из приоритетных задач проведения налоговой политики в области. В предыдущие периоды, и особенно в период кризиса 2008–2009 годов, наряду с федеральными преференциями предоставлялись и региональные льготы. 

Сегодня ситуация существенно меняется. Меняются и подходы к основным направлениям налоговой политики. На ближайшее будущее нами сформулирована цель: сократить льготы, не отвечающие критериям бюджетной и социальной эффективности. Работа в данном направлении ведется с 2008 года. В ближайшие три года за счет сокращения налоговых льгот бюджет области дополнительно получит порядка 500 млн руб. В 2011–2012 годах с учетом ожидаемых поправок к Налоговому кодексу РФ планируем заменить льготы на инвестиционный налоговый кредит. Считаем, что кредит — это оптимальный метод стимулирования инвестиций. 

В области предпринята попытка урегулировать вопрос несоответствия облагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и реальной стоимости недвижимости. С 2009 года в области введены дифференцированные коэффициенты для расчета стоимости недвижимости в зависимости от месторасположения, типа строения и года его постройки. Проблема является насущной и решится с введением налога на недвижимость.

Опыт Республики Татарстан 

Межведомственные комиссии

Министерство финансов Республики Татарстан проводит постоянную работу по организации исполнения доходной части консолидированного бюджета. Она осуществляется в тесном сотрудничестве с федеральными и региональными министерствами и ведомствами, такими как УФНС РФ по Республике Татарстан, УФК по Республике Татарстан, Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан, Министерство экономики, Министерство промышленности, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан. В целях обеспечения поступлений доходов бюджета в регионе работает Межведомственная комиссия по обеспечению роста собственных доходов консолидированного бюджета республики и внебюджетных поступлений. В 2010 году Межведомственная комиссия рассматривала вопросы поступлений в бюджет налога на прибыль и налога на доходы физических лиц. Были проведены балансовые комиссии, на которых рассмотрена финансово-хозяйственная деятельность предприятий и организаций, получивших убыток в 2009 году и в I квартале 2010 года. В ходе проведения балансовых комиссий выявлены основные причины убыточности организаций или ухудшения их экономической деятельности. Одновременно в рамках Межведомственной комиссии проведены балансовые комиссии, на которых рассмотрены результаты работы кредитных, лизинговых и прочих финансовых организаций, снизивших поступления по налогу на прибыль организаций по итогам первого полугодия 2010 года. В ходе проведения балансовых комиссий рассмотрена их финансово-хозяйственная деятельность, выявлены причины снижения налоговых платежей, отмечены тенденции данной отрасли и сделаны предложения по повышению рентабельности. Учитывая положительный опыт работы региональной Межведомственной комиссии, Президент Республики Татарстан Р. Н. Минниханов поручил муниципалитетам создать межведомственные комиссии по росту собственных доходов бюджетов муниципальных районов (городских округов). На сегодняшний день комиссии начали работу во всех муниципальных образованиях.

Бюджетная и налоговая политика 

Министерство финансов проводит ежемесячный мониторинг по муниципальным районам и городским округам в разрезе проблемных налогоплательщиков, которые снизили перечисления НДФЛ за отчетный период по сравнению с аналогичными периодами прошлых лет, с выявлением причин, а также проводит ежеквартальный мониторинг фонда оплаты труда и уплаты НДФЛ в разрезе организаций. Особенностью республики является большая зависимость доходов бюджета от платежей крупных предприятий. Пятую часть доходов консолидированный бюджет республики получает от ОАО «Татнефть», чуть более 70 крупных налогоплательщиков обеспечивают поступления в бюджет акцизов, 60 % поступлений налога на прибыль, половину поступлений налога на имущество, шестую часть поступлений налога на доходы физических лиц. Сохранение участия республики в уставных капиталах стратегических предприятий обеспечивает поступление в бюджет значительных дивидендов.

Министерство финансов проводит работу по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию взаимоотношений крупных налогоплательщиков и малых нефтяных компаний с консолидированным бюджетом Татарстана, налоговому стимулированию инвестиционной деятельности в республике, а также нефтедобыче и производству подакцизной продукции. Точечная работа с предприятиями и проводимый анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности крупных организаций и малых нефтяных компаний позволяет обеспечивать более качественное исполнение доходной части бюджета и повышать достоверность прогноза поступлений в бюджет. Осуществляемый Министерством финансов мониторинг дает возможность оперативно реагировать на изменение состояния экономики республики и вносить предложения по нормативно-правовому регулированию взаимоотношений крупных налогоплательщиков и малых нефтяных компаний с консолидированным бюджетом региона.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно