25 апреля 2024 года
Регистрация
Экономика№2 Февраль 2011 — 15 марта 2011

«Необходимо совершенствование госполитики в сфере развития конкуренции»

Версия для печати 4524 Материалы по теме
«Необходимо совершенствование госполитики в сфере развития конкуренции»
Пепеляева
О построении инновационной модели экономики в России;о мерах по развитию конкурентной среды и банковского сектора рассказывает заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по финансовому рынкуЛиана Витальевна ПЕПЕЛЯЕВА.

— Лиана Витальевна, для развития российской экономики необходима сбалансированная государственная денежно-кредитная политика, развитие конкурентной среды. Что нужно предпринять законодательной и исполнительной власти, чтобы способствовать формированию конкурентной среды, становлению полноценной рыночной экономики?

— Надо сказать, что сегодня уже в целом сформирована необходимая законодательная база, созданы все основные институты, свойственные рыночной экономической системе. Однако не все они эффективно работают, все еще остаются проблемы. И совершенствование государственной политики в области конкуренции — это одна из приоритетных задач.

В 2009 году Правительство РФ утвердило Программу развития конкуренции на 2009–2012 годы. Эта программа предполагает сокращение необоснованных внутренних административных и внешнеторговых барьеров, создание механизмов предотвращения избыточного регулирования, развитие необходимой инфраструктуры (транспортной, информационной, финансовой, энергетической), повышение эффективности защиты конкуренции, совершенствование законодательства о государственных закупках и борьбу с коррупцией, развитие малого и среднего предпринимательства. План по реализации данной программы содержит 73 мероприятия и предусматривает развитие законодательной базы, принятие ряда нормативно-правовых актов Федеральной антимонопольной службой, анализ правоприменительной практики, проведение контрольных мероприятий.

Некоторые из запланированных мероприятий уже выполнены. В частности, ужесточены меры административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Принят ряд законов, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства. Например, не так давно для субъектов малого предпринимательства был снижен размер обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе на право заключения государственного (муниципального) контракта (с 5 до 2 процентов от начальной (максимальной) цены контракта (цены лота)). Эта мера будет способствовать более активному участию субъектов малого предпринимательства в государственных и муниципальных закупках.

Конечно, многое еще предстоит сделать, но некоторые положительные результаты уже есть. Так, например, известно, что контрольные полномочия органов власти нередко становились инструментом в недобросовестной конкурентной борьбе. В этой части была проведена серьезная работа, и сейчас возможность необоснованного применения административного ресурса существенно снижена. С середины 2009 года Минэкономразвития России централизованно собирает сведения о количестве проведенных мероприятий по контролю. Первые полученные данные показали тенденцию их сокращения. Так, по сравнению с III кварталом 2009 года в I квартале 2010 года произошло снижение проверок в среднем на 32 процента. Более свежих данных пока не опубликовано, но я уверена, что и дальше мы будем наблюдать восстановление порядка в этой сфере. Также напомню, что в июле прошлого года был принят закон, который впервые в Российской Федерации установил административную ответственность должностных лиц органов государственного контроля (надзора) за конкретные нарушения процедурных правил осуществления контрольно-надзорных мероприятий.

— Министерство финансов РФ разрабатывает и планирует внести в Правительство РФ стратегию банковского развития России до 2015 года. По мнению экспертов, развитие банковской системы должно стать одним из важнейших факторов перехода к инновационной экономике. Какой, на ваш взгляд, должна быть банковская система России?

— Предстоящее утверждение стратегии развития банковской сферы до 2015 года — одна из самых обсуждаемых сегодня тем. Стратегия устанавливает целевые ориентиры, определяет политику государства в регулировании данной сферы. Очень хорошо, что банковское сообщество так активно участвует в обсуждении проекта стратегии. Понятно, что у представителей властей и банков не могут полностью совпадать мнения, расхождения обязательно будут. Но некоторые предложения банковского сообщества уже нашли свое отражение в тексте документа. Очень надеюсь, что в результате дискуссии и совместной работы будет создан сбалансированный и эффективный план развития банковской сферы.

Поставленная в проекте стратегии цель — повышение уровня и качества банковских услуг, представляемых организациям и населению — видится мне очень правильной. Мы должны стремиться к высокому качеству банковских услуг, развитию гарантий прав потребителей. Но, конечно, эта цель может быть достигнута только через решение существующих проблем. В частности, речь идет о гарантированности равных условий конкуренции, развитии банковской инфраструктуры, обеспечении доступности банковских услуг на всей территории страны, внедрении новых технологий и сервисов, совершенствовании банковского регулирования и надзора с учетом международного опыта. Есть также проблема получения долгосрочных денежных ресурсов, высоких издержек, связанных с регулятивной нагрузкой.

Надеюсь, что со временем влияние государства на банковский сектор снизится, а ответственность банковского бизнеса повысится. По сути за государством должны остаться только контрольные функции. Пока же банкиры все еще возлагают большие надежды на государственную помощь (в частности, по накоплению долгосрочных ресурсов), и это не очень хороший знак. Я процитирую слова премьера РФ В. В. Путина: «Банковская система должны быть выстроена таким образом, чтобы в ней самой был заложен сильный запас прочности, были внутренние резервы для реагирования на возможные риски».

— Как, по вашему мнению, осуществлять задачу по построению инновационного общества в России? Что для этого необходимо делать и сколько времени на это потребуется?

— Это, конечно, предполагает комплексную работу. Должны произойти существенные изменения в социально-экономической жизни нашей страны. Это развитие человеческого потенциала, которое подразумевает повышение качества жизни, освоение новых подходов к образованию, в частности, развитие индивидуализированного обучения, способствующего раскрытию творческого и научного потенциала личности. Это и переоценка отношения к науке, формирование здоровой высококонкурентной среды в бизнесе, которая будет способствовать развитию инноваций. Сама политика государства должна стать реально «инновационной», то есть настроенной на поддержку науки, образования, инновационных компаний. Отношения власти и бизнеса должны измениться и стать максимально партнерскими. Мы видим, что политическая воля в этом направлении сформирована и уже многое сделано, но для получения реальных результатов предстоит еще большая работа. Наша страна пока получает достаточно низкие рейтинги по уровню комфортности ведения бизнеса. Так, по интегральному рейтингу Doing Business («Ведение бизнеса») Россия в 2010 году заняла 130 место из 183. Очевидно, что нам нужно менять эту ситуацию.

Конечно, такие глобальные изменения не могут произойти одномоментно. Сейчас на сайте Минэкономразвития опубликован проект Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия-2020». Думаю, 10-летний период, на который рассчитана стратегия, — это тот срок, за который можно будет ожидать достижения серьезных результатов.

— Какие регионы России, на ваш взгляд, наиболее инновационны в подходах к экономическому развитию? Какой опыт наиболее интересен?

— Очевидно, что не все российские регионы могут и должны стать центрами инноваций. Многое зависит от географических и климатических условий, стабильности развития общественно-политических и социальных процессов, наличия крупных научных и образовательных центров, развитого промышленного производства, наличия квалифицированных кадров. Сейчас эксперты проводят различные рейтинговые исследования инновационной активности регионов и, надо признать, оценки очень разные. Но тройка лидеров — это скорее всего Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Новосибирская область. Также хорошие результаты показывают Татарстан, Томская и Нижегородская области.

Поскольку мой родной город — Новосибирск, я с удовольствием расскажу об опыте Новосибирской области. Конечно, высокий научный ресурс региона обеспечен расположением в Новосибирском Академгородке институтов Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН). Это мощнейшая научная площадка, где сконцентрированы сильнейшие умы страны. Думаю, многим известно, что институты СО РАН занимают лидирующие позиции в России и мире благодаря своим достижениям в области энергоэффективности и энергосбережения, включая вопросы разработки новых видов топлива, здесь создаются космические, медицинские, ядерные, стратегические информационные и биотехнологии. В целом же научно-образовательный комплекс области включает в себя 55 институтов РАН, РАМН и Россельхозакадемии, более 60 отраслевых НИИ, 27 вузов.

Важное место в инновационной инфраструктуре области занимает Новосибирский государственный университет, который в 2009 году получил статус Национального исследовательского университета. Весьма интересен опыт интеграции НГУ с научными институтами и партнерства с бизнесом. Студенты с младших курсов вовлекаются в научную работу в институтах СО РАН и СО РАМН, университетских научно-образовательных комплексах и центрах, инновационных компаниях, Технопарке. Создаются совместные исследовательские лаборатории, учебно-научные центры, центры развития компетенций с такими компаниями, как Intel, Hewlett-Packard, Parallels, ассоциациями малых фирм СибАкадемИнновация, СибАкадемСофт. В НГУ создан бизнес-инкубатор по нано- и биомедицинским технологиям. Я считаю, что именно так должен работать современный университет, нацеленный на создание высокопрофессиональных кадров и активное участие в создании инновационных технологий. 

Для коммерциализации разработок в Академгородке был создан Технопарк, резидентами которого являются 70 компаний. Целевая программа развития Технопарка предусматривает выделение из консолидированного бюджета Новосибирской области по 500 миллионов рублей ежегодно (до 2014 года). В 2011–2013 годах регион планирует направить 93 миллиона рублей на господдержку научно-производственных центров. Учреждаются предприятия по созданию инновационной продукции (например, завод по производству литий-ионных батарей). В 2011 году начнет работать Новосибирско-Томский наноцентр «Сигма». Одобрен проект создания научно-технологического парка в сфере биотехнологий в наукограде Кольцово. Проводятся конкурсы, форумы, стимулирующие активность студентов, молодых ученых, а также инновационных компаний (например, конкурс «Факел»). Иными словами, в Новосибирской области реализуется масштабная государственная политика по развитию инновационной экономики.

— Скажите несколько слов о форуме регионов России «Инновационная модель развития»1, в котором вы будете участвовать: для чего нужно это мероприятие, что оно даст регионам России?

— Этот форум стал местом встреч регионального бизнеса и власти. В рамках сессий, экспертных дебатов и круглых столов можно будет поделиться опытом, обсудить насущные проблемы, подискутировать, рассмотреть перспективы внедрения технологий. Будем надеяться, что форум принесет и практические результаты: поможет выработать предложения по инновационному развитию регионов, в частности по реализации региональных программ информатизации и компьютеризации институтов власти и общества. Кроме того, в рамках форума запланированы презентации инновационных, инвестиционных и инфраструктурных проектов для представителей финансового и банковского сообществ, и это тоже очень нужно.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно