25 апреля 2024 года
Регистрация
Мировой опыт — 22 февраля 2011

Директор российского представительства Агентства по привлечению инвестиций во Францию Жером Клозен: «В России – лучшие умы мира»

Франция

Версия для печати 11500 Материалы по теме
В последние несколько лет Франция в корне пересмотрела свое отношение к зарубежным инвестициям. В частности, с новой силой заработал уникальный государственный инструмент по привлечению иностранных инвесторов – Агентство IFA. Эта структура работает в тесном контакте с администрациями французских регионов, находящихся в условиях жесткой конкуренции за инвесторов не только между собой, но и субъектами других европейских стан. Директор российского  представительства Агентства по привлечению инвестиций во Францию месье Жером Клозен делится эксклюзивным опытом работы IFA в мире.

- Франция занимает лидирующее место в мире по привлечению прямых зарубежных инвестиций. Многие зарубежные компании учредили свой бизнес во Франции. За счет каких мер государственной поддержки и политики удалось достичь такого хорошего результата?
- По результатам 2009 года Франция занимает третье место в мире и первое место в Европе по объему прямых иностранных инвестиций, в цифровом выражении - 65 млрд. долларов США. 
Франция – это  вторая экономическая держава Европы по уровню развития. Существует два основных фактора, влияющих на вложение иностранных инвестиций в нашу страну. Первый относится к категории структурных, а второй связан с экономическими реформами, которые произошли в последнее время. 
Структурный фактор: Франция является частью европейского рынка, который имеет 500 000 потребителей. Кроме того, здесь развита инфраструктура доступа к странам, входящим в европейский рынок. В свою очередь, этот рынок  занимает первое место в мире по объему внутреннего валового продукта. Французская рабочая сила является одной из самых квалифицированных и занимает одно из первых мест по производительности труда. 
Помимо влияния этих факторов, значительную роль сыграло и то, что недавно французское правительство предприняло ряд мер для повышения инвестиционной привлекательности страны. Во-первых, в 2008 году был принят антикризисный план мероприятий, включающий поддержку тысячи проектов на общую сумму 26 млрд. евро, из которых 11 млрд. составили инвестиции государства. Во-вторых, поддержаны меры экологического характера, связанные с охраной окружающей среды. 
К экономическим реформам относится и принятый правительством 10-летний план мероприятий по поддержке экологических видов промышленности до 2020 года, включающих инвестиций на сумму 460 млрд. евро. Он подразумевает образование так называемых полюсов конкурентоспособности, в создании которых могут принимать участие, в том числе, иностранные предприятия, работающие в области экологических видов производств и охраны окружающей среды.

- Привлекаются ли трудовые ресурсы из других стран? Приветствуется ли приезд специалистов на работу во Францию из Евросоюза и других стран?
- В силу того, что Франция входит в Шенгенскую зону, мы можем привлекать рабочую силу из всех стран Европейского Союза. Кроме этого, здесь сильно развиты учебные заведения и научные центры, что является основным условием создания инновационных технологий.  Костяк профессионалов в этих центрах составляют французы, также мы привлекаем специалистов и из других стран. У нас есть совместные с другими европейскими странами проекты развития. Но я хочу подчеркнуть, что основа высокотехнологичных предприятий в нашей стране – французская. 
Также государство разработало ряд мер, направленных на поддержку приезда иностранных граждан не только рабочих специальностей, но и высококвалифицированных специалистов, которые могли бы найти себе применение в нашей стране. Для этого были произведены определенные реформы, прежде всего, поддержка визового характера - получение разрешений на работу на длительный срок – от трех лет и более. 

- Каковы визовые условия пребывания зарубежных специалистов в период работы во Франции?
- Существует особая категорий виз - «Знания и таланты». Если для франко-российских предприятий требуется квалифицированный специалист, то ему может быть предоставлена виза на срок от трех лет именно по этой программе.
А в августе 2010 года Французское правительство приняло решение о выдаче иностранным гражданам карт на проживание во Франции в течение 10 лет, это относится и к россиянам. 

- Каковы условия получения многолетней визы и карты проживания? 
- Для того, чтобы получить визу на три года, нужно либо открыть собственное дело (свой бизнес-проект), либо получить перевод на работу от российского предприятия, имеющего дочернее предприятие во Франции.
Программа «Виза на пребывание на исключительных условиях» дает возможность   пребывания во Франции в течении 10 лет. Для участия в ней необходимы либо инвестиции на 10 млн. Евро, либо открытие предприятия, дающего не менее 50-ти рабочих мест. Более полную информацию об условиях предоставления карт проживания можно узнать в нашем агентстве. Для бизнесменов, интересующихся инвестированием во Францию, наше агентство является исключительным партнером. 

- Сейчас мировая экономика, в первую очередь европейских стран, переживает непростые времена, и роль государственных структур по привлечению инвестиций становится значимой. В чем особенности Агентства Инвестиций во Французскую Экономику /Invest in France Agency (IFA)/? Какова его структура и сеть? В чем преимущество агентства перед подобными структурами других стран?
- Агентство IFA располагает сетью из 25 представительств в 22 странах мира. Наше преимущество состоит в том, что мы работаем по системе проектов и быстро реагируем на предложения. IFA практикует персональный подход к каждому инвестору, разрабатывая  индивидуальную программу инвестиций. 
Первый этап работы агентства – определение конкретного проекта. Взаимодействие с инвестором начинаем за 6 месяцев, иногда за 1-2 года до начала непосредственного вложения инвестиций. Заранее предоставляем ему всю информацию, определяем сумму вложений и условия реализации проекта. 
Основная задача нашего агентства состоит в подготовке проектов и предложений, учитывающих потребности инвестора.
Во Франции существуют 22 региона, конкурирующих за инвестиции между  собой. Мы предоставляем инвестору предложения от различных субъектов Французской Республики, чтобы он мог выбрать оптимальный вариант. Поскольку  наши европейские конкуренты очень сильны, нам необходимо предоставить самые удобные и наилучшие условия для инвесторов, соответствующие их требованиям. Мы заинтересованы в том, чтобы клиент был доволен.

- Как агентство работает с администрациями французских регионов?
- Мы находимся в постоянном контакте с руководством регионов. Каждую неделю, получая информацию о возможных проектах от наших представительств за рубежом, агентство проводит анализ.  Конечную информацию мы передаем руководству регионов, и ждем реакцию на предложения. 
Для обеспечения наилучших условий сопровождения проекта, мы находимся в постоянном контакте с президентом или префектом региона, который выбрал инвестор. Помогаем инвестору найти конкретное место реализации проекта, нанять рабочую силу, получить финансовую помощь и поддержку при получении разрешения на строительство.

- Как и где вы находите инвестиционные проекты?
- Внутри международной сети агентства существует система сбора и обмена информацией. Эта наша разработка, которую мы используем для эффективной работы с проектами. Таким образом, мы определяем приоритеты, собираем информацию в мировом масштабе, анализируем ее и выбираем сферы для контактов с компаниями в краткосрочной или долгосрочной перспективе. Мы называем это - «белой информацией» (информация из открытых источников, которую нужно собрать, проанализировать и получить, а затем выйти на следующий уровень). «Серую информацию» мы получаем из индивидуальных контактов с инвесторами. «Черная информация» является супер конфиденциальной, и касается конкретных инвесторов. Этой информацией мы не делимся.
Услуги нашего агентства строго конфиденциальны, бесплатны и являются целевыми. Такие доверительные отношения очень важны для нас, поэтому мы всегда соблюдаем принцип  нераспространения информации.

- В последние два года во Франции произошли реформы, способствующие улучшению делового климата. В связи с этим, расскажите, какие новые законы появились. Какие новые инструменты используются (финансовые и юридические) для привлечения инвестиций во французскую экономику?
- После того, как Николя Саркози вступил в должность президента, во Франции начались масштабные реформы, подобных которым не было 60 лет. У президента Франции международный подход к решению вопросов, и он с большим вниманием относится к существующим практикам в других странах, используя зарубежный опыт в нашей стране. 
Например, президент обратил внимание на то, что только во Франции (в единственной стране Европы) существовал профессиональный налог. Он начисляется на добавленную стоимость, вырабатываемую предприятием и, практически является налогом на инвестиции. Этот налог был аннулирован. 
Поскольку основной целью реформ являются инновации, правительство приняло меры по поддержке научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). За основу модели взяли пример Канады и Великобритании, как самых продвинутых в этой области. Улучшая эту модель, мы создали привлекательные условия для компаний  Франции. Например, Microsoft инвестирует 100 млн. евро в НИОКР на территории Франции и может вывести 50 млн. евро из своего налога на доход компании.
Для привлечения иностранных талантов во Францию, снизился налог для иностранных граждан, которые инвестируют и работают во Франции. 
Нужно отметить, что система найма и увольнения стала более гибкой. 

- Начиная с какой суммы инвестиций агентство IFA рассматривает проекты?
- В первую очередь, для нас имеет значение создание рабочих мест. Привлекательной инвестицией является сумма от 300 тыс. евро. Мы стараемся работать с долгосрочными инвестпроектами.

- Допустим, у инвестора есть свободные средства, и он не знает куда их вложить. Вы поможете ему в этом вопросе?
- Да, конечно. У нас есть список компаний, ищущих иностранных партнеров, нуждающиеся в инвестициях, а также желающих быть приобретенными иностранными инвесторами.

- Получается, что здесь нет места для малого бизнеса?
- Сейчас мы работаем с российскими компаниями, у которых численность сотрудников насчитывает 100 или 200 человек. Фактически это малый и средний бизнес. Эти компании открывают свои производства во Франции. 

- Сейчас в России делается упор на модернизацию, привлечение инвестиций. На Ваш взгляд, какой опыт можно перенести в Россию?
- Масштаб России отличается от Франции даже по территории. Но, думаю, было бы полезным создать в России такое же «единое окно» для инвесторов, как во Франции. 
Иностранных инвесторов нужно поддерживать и сопровождать постоянно. Во-первых, им надо предлагать варианты территорий, обеспечивать контакт с руководством регионов. Во-вторых, объяснять нормативную базу и создавать некую прозрачность в отношениях с руководством, чтобы инвесторы понимали, в каком регионе разработаны наиболее выгодные условия. Таким предприятиям нужна, в том числе, визовая поддержка сотрудников для работы в России.

- Какие отрасли экономики Франции интересны для российских инвесторов?
- Наиболее привлекательной областью являются инновационные технологии. Особенно проявляется интерес к компаниям, которые работают в области связей и телекоммуникаций. 

- Каков объем российских инвестиций во французскую экономику?
- В настоящий момент инвестиции составляют 1 млрд. евро. Это средний уровень. Во Франции работают только около 20 российских предприятий. Именно поэтому наше агентство открыло представительство в Москве, чтобы представить Францию для российских компаний и предлагать им варианты инвестиций и работы на территории Франции. Наша задача – изменить нынешнюю тенденцию в сторону роста в течение шести лет.  

- А насколько Россия инвестиционно привлекательна для Франции?
- Неопровержимый факт, что в России лучшие умы в мире. Она обладает богатыми природными ресурсами, но огромная территория страны ставит проблему управления недрами. Поэтому для России желательно сотрудничество с Европой: европейские инвесторы могут участвовать в освоении этих территорий. 
Как говорил президент Саркози в своем выступлении на Петербургском экономическом форуме, нам необходимо обеспечивать интеграцию России и Европейского союза. Это является приоритетной задачей. 

- На Ваш взгляд, в чем сильная сторона российской экономики?
- Россия сильна в космической отрасли, в области высоких технологий. В программном обеспечении  Россия занимает сильную позицию, особенно в производстве антивирусных, криптологических программ. Развито инженерное обеспечение эксплуатации природных ресурсов. 
Активно развивается сектор финансовых услуг и банков. Крупные российские банки имеют проекты развития на Западе. Наша задача их поддержать.
Хочу подчеркнуть, что человеческий потенциал в России хорошо развит:  российские сотрудники готовы работать много, и они открыты для новых идей, которые приходят из других стран.
Я считаю, что иностранные инвесторы, которые приходят в Россию, тем самым открывают дорогу для российских инвесторов за рубеж.

- Какие мероприятия года Франции в России и России во Франции запомнились больше всего и как они повлияли на взаимоотношения между Россией и Францией?
-  Я считаю, что важнейшим событием 2010 года был Петербургский экономический форум, на котором Франция была почетным гостем. Этот форум имеет большое международное значение. Франция подписала  около 30 документов и контрактов на сумму в несколько миллиардов евро. 
Кроме того, выступления наших президентов были очень показательными, и мы увидели настоящие сердечные отношения между ними. Г-н Саркози говорил о партнерстве между Россией и Европейским союзом и тот факт, что именно Французский Президент озвучил эту идею, вызвало некоторые негативные отклики в англо-саксонской и американской прессе из-за возникновения такого союза. А у меня создалось впечатление, что мы открываем новую страницу в развитии и балансе отношений между европейскими странами и Россией.

- Что бы Вы могли добавить в качестве напутствия руководителям российских регионов?
- Франция - небольшая страна, по сравнению с Россией, поэтому российским  региональным администрациям необходимо выявлять все положительные стороны своего региона, и заниматься его маркетингом на международном уровне – через федеральные структуры, либо напрямую. Нужно поставить себя на место иностранного инвестора, и представить, что могло бы привлечь его в данном регионе. В этой важной работе заключается успех. 

Текст подготовили: Дмитрий Кожевников и Анна Самуленкова 
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно