25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 3917 Материалы по теме
В Бюджетном послании Президента РФ на 2006 г. важнейшей задачей бюджетной политики было названо обеспечение макроэкономической устойчивости государства. Реализации этой задачи была посвящена вся деятельность Федеральной налоговой службы в 2006 г., поскольку экономическая устойчивость напрямую связана с наполнением бюджета.

За 2006 г. в бюджетную систему Российской Федерации поступило около 7 трлн руб., что на 25% больше поступлений 2005 г. Как и на протяжении последних лет, в прошлом году Федеральная налоговая служба обеспечила две трети доходов бюджетной системы (67%). Однако изменилась структура налогов, обеспечивающих максимальное поступление доходов: на первое место вышел налог на прибыль (удельный вес в консолидированном бюджете – 29%), далее – налог на добычу полезных ископаемых (20%), налог на доходы физических лиц (16%), налог на добавленную стоимость (16%), единый социальный налог (5%). Поступления по контрольным проверкам в 2006 г. увеличились в полтора раза и составили 247 млрд руб.
Одной из приоритетных задач на 2006 г. была работа по выводу зарплат «из тени». В налоговых органах в течение года действовали комиссии по легализации «серой» заработной платы. Аналогичные комиссии с участием налоговиков функционировали также при администрациях городов, районов, муниципальных образований. На их заседания приглашались налогоплательщики, которые выплачивали зарплату ниже прожиточного минимума, установленного в регионе. Так, за девять месяцев 2006 г. на заседаниях комиссий было заслушано более 500 тыс. налогоплательщиков. Как следствие, увеличена до прожиточного минимума и выше зарплата 334 тыс. граждан (67% от общего количества вызываемых предпринимателей).
В ходе работы комиссий налоговые органы проводят также анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, поскольку низкая зарплата может как являться объективным результатом хозяйственной деятельности, так и свидетельствовать об использовании «серых схем».
В налоговых инспекциях по всей России работали телефоны доверия, фиксировавшие жалобы граждан на «серые» заработные платы. Наибольшее количество таких звонков поступило от граждан, которые из-за «серых» зарплат столкнулись с отказом в кредите, и тех, кто стремится получить налоговые вычеты при покупке жилья. Налоговые органы используют сведения, поступившие по телефонам доверия, в ходе камерального и выездного налогового контроля.
В итоге количество налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума, сократилось в четыре раза. При прогнозе Минфина России по поступлению налога на доходы физических лиц в размере 848 млрд руб. в действительности поступило на 10% больше. В текущем году эта работа будет продолжена.
В 2006 г. Федеральной налоговой службе пришлось столкнуться сразу с несколькими проблемами, среди них – администрирование налога на добавленную стоимость, земельного и транспортного налога, акцизов с алкоголя. Кроме того, в 2006 г. вводилась Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), предназначенная для автоматизации государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Эта система:
– обеспечивает полноту и достоверность учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с возможностью детализации системы уровня до субъекта РФ, производителя, вида, наименования продукции, крепости, объема, правильности начисления акциза;
– позволяет вести учет импорта этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с контролем правильности начисления акциза с возможностью детализации до страны происхождения, производителя, поставщика, импортера, вида, наименования продукции, крепости, объема;
– дает возможности вести учет федеральных специальных марок и акцизных марок с возможностью детализации до организации, осуществляющей производство и оборот или импорт алкогольной продукции;
– позволяет анализировать состояние и тенденции развития производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории РФ и ее регионов;
– затрудняет реализацию контрафактной продукции за счет проверки сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, между отправителем и покупателем, которая осуществляется в электронном виде.
Ответственность за работоспособность этой системы Правительство РФ возложило на ФНС, у которой уже имелся успешный опыт внедрения единой государственной системы документооборота.
Однако ввиду определенных недоработок возникли проблемы как с производством и сбытом, так и с налоговым администрированием. Внедрение системы ЕГАИС не регулировалось ни одним подзаконным нормативным актом. Создание системы было поручено подведомственному Федеральной службе безопасности России Санкт-Петербургскому филиалу ФГУП НТЦ «Атлас». Ошибки в программном обеспечении, плохая организация процесса внедрения, отсутствие технического задания и слабый контроль со стороны государства привели к возникновению кризисной ситуации на алкогольном рынке. Кроме того, НТЦ «Атлас» обратил внимание ФНС на то, что «в связи со значительным увеличением числа участников алкогольного рынка России, подключенных к системе ЕГАИС, организация обмена информацией с ними в РЦУК ЕГАИС Управлений ФНС России по субъектам РФ с использованием коммутируемых каналов связи и модемных пулов явно недостаточна». Федеральная налоговая служба принимала все возможные меры: информация в ЕГАИС вводилась вручную, работа велась в две смены. Специалисты ФНС понимают, что необходимо учесть накопленный опыт и исключить возможность возникновения новых кризисных ситуаций из-за нестабильного функционирования ЕГАИС, а также обеспечить с 1 ноября 2007 г. запуск системы в автоматическом режиме.
В связи с поправками, внесенными в Налоговый кодекс, задачи налогового контроля для ФНС усложняются. К работе в условиях внесения поправок в налоговое законодательство Федеральная налоговая служба начала готовиться еще в 2006 г. Был принят комплекс мер, причем основной акцент был сделан на аналитических инструментах и совершенствовании информационного обмена с другими структурами, а также изменении порядка проведения контрольных мероприятий.
Среди других актуальных и приоритетных задач на 2007 г. – урегулирование задолженности, активизация деятельности подразделений налогового аудита и совершенствование законодательства о государственной регистрации, поскольку недостатки нынешней законодательной базы оставляют множество возможностей не только для создания фирм-однодневок, но и для захвата компаний. С целью ликвидации пробелов в законодательстве в 2006 г. ФНС совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ подготовила предложения по изменению подходов к осуществлению государственной регистрации юридических лиц. Этот законопроект в настоящее время согласовывается с заинтересованными государственными органами. Остается актуальной задача по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц недействующих юридических лиц. Особенно важным Федеральная налоговая служба считает информирование заинтересованных лиц и организаций о регистрации, перерегистрации и внесении изменений как в учредительные документы, так и в иные сведения о юридических лицах.
В прошлом году Федеральная налоговая служба отметила свое 15-летие. И если подводить итоги, то стоит отметить, что к настоящему времени результатом проводимой налоговой реформы стало повышение прозрачности налоговой системы, снижение налоговой нагрузки на предприятия (с 33,6 до 27,4%), сокращение экономически не обоснованных льгот и преференций, уменьшение количества налогов и сборов (с 50 до 17). За счет создания отделов работы с налогоплательщиками, подразделений налогового аудита, регламентации отношений «налогоплательщик – налоговый инспектор» повышен уровень сервиса, предоставляемого налогоплательщикам. Способствовало этому и предоставление налогоплательщикам возможности сдачи отчетности в электронном виде и по каналам связи.
Повысилось качество контрольной работы, в том числе в части администрирования крупнейших налогоплательщиков (за счет создания межрегиональных и специализированных инспекций). При этом поступления от 3 тыс. крупнейших налогоплательщиков на сегодня составляют около 60% всех администрируемых Федеральной налоговой службой доходов.
Интересна и судебная статистика, опубликованная ФНС в преддверии своего юбилея. Она красноречиво демонстрирует, что Федеральная налоговая служба успешно отстаивает интересы бюджета на протяжении последних лет. Данные показывают, что в судах все чаще выигрывают налоговики. В 2005 г. налогоплательщики отсудили у налоговых органов 33% оспариваемых сумм, а за первое полугодие 2006 г. – всего 17%. Таким образом, за последние три с половиной года предприниматели стали выигрывать у налоговых органов почти в четыре раза реже. Статистика по судам, в которых истцами выступали фискальные органы, еще более обнадеживающая: в первой половине 2006 г. налоговики выиграли 95% инициированных ими дел по суммам требований (в 2005 г. этот показатель равнялся 65%).
Такие успехи объясняются работой по систематизации схем уклонения от налогов и неформальному подходу к оценке представленных налогоплательщиками документов, благодаря чему теперь чаще удается доказать недобросовестность предпринимателей. Наиболее показательным в этом отношении налоговики считают «дело ЮКОСа», совокупные претензии к которому составили около 800 млрд руб. (из них пока выплачено лишь 418 млрд).

Журнал "Бюджет" №3 март 2007

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно