Выиграйте один из 15 планшетов

Только до 20 ноября 2017 года при оформлении подписки на весь 2018 год вы получите планшет

Оформить подписку

Правила розыгрыша и более подробная информация на bujet.ru/15years

bool(false)
string(10) "22.05.2017"
bool(true)
string(10) "22.05.2017"
bool(true)
bool(false)
string(10) "22.05.2017"
Версия для печати 4395 Материалы по теме
погудин
 
Дотационность региона обусловила выбор Департаментом финансов области подходов при составлении бюджета на 2007 г.: консервативное планирование каждой статьи бюджета при современных методах управления финансами.
На наши вопросы отвечает директор Департамента финансов Тульской области Александр ПОГУДИН.

 – Александр Алексеевич, при формировании расходов бюджета области в 2007 г. коренным образом изменена идеология распределения средств. В чем заключаются эти изменения?
– В 2007 г. средства бюджета области максимально сконцентрированы на пяти основных направлениях:
– развитии здравоохранения. В 2006 г. впервые принята программа «Развитие здравоохранения Тульской области на 2006–2010 гг.» с общим объемом финансирования 1,6 млрд руб.;
– реализации программы «Переселение из ветхого и аварийного жилищного фонда в Тульской области». Увеличение финансирования по данной программе в 2007 г. составляет 67% против уровня 2006 г.;
– развитии дорожного и коммунального хозяйства;
– развитии образования. В 2007 г. впервые за последние 20 лет планируется строительство двух общеобразовательных школ. Объем строительства оценивается в 100,0 млн руб.;
– выполнении новой программы газификации населенных пунктов Тульской области. С ОАО «Газпром» уже заключено соответствующее соглашение.
В 2007 г. существенно возрастет инвестиционная составляющая бюджета области. Общий объем капитальных вложений составит 1,4 млрд руб., что на 40% больше, чем в 2006 г.
Выделение средств бюджета области на капитальные вложения должно помочь решению задач, поставленных губернатором в ежегодном послании. Чтобы высвободить ресурсы и обеспечить финансирование приоритетных задач, нам пришлось каждую статью бюджета обсудить не один раз.
– Как меняется в последние годы бюджет Тульской области?
– Расходы консолидированного бюджета на 2005 г. составляли 20,5 млрд руб., 2006 г. – 25,2 млрд, 2007 г. – 27,6 млрд. Доля дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в консолидированном бюджете на протяжении 2005–2007 гг. остается в пределах 6% от объема расходов.
– Каковы особенности налоговой политики в области?
– С этого года для всех налогоплательщиков, включая и бюджетные организации, введены одинаковые условия налогообложения, без льгот. Исключение составляют только те организации, которые вкладывают средства в развитие новых производств. Замечу, что принятие соответствующего закона Тульской области повысило инвестиционную привлекательность региона.
– Как изменилась структура доходов бюджета по сравнению с предыдущими годами?
– 80% поступлений в консолидированный бюджет составляют налоговые и неналоговые доходы, 15,5% – безвозмездные поступления из федерального бюджета, 4,5% – доходы от предпринимательской деятельности. Основным источником формирования доходов консолидированного бюджета Тульской области по-прежнему остается налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций.
– Бюджет Тульской области многие годы является дефицитным. Каковы размеры дефицита и за счет чего он покрывается?
– В 2006 г. дефицит бюджета области составил 13,6%, в 2007 г. – 11,1%. Если до 2006 г. основным источником покрытия дефицита были «короткие» кредиты коммерческих банков, то в 2006 г. мы приняли решение выпустить облигационный заем на сумму 1,5 млрд руб., что позволило сэкономить около 70,0 млн бюджетных средств. Заем пошел на замещение банковских кредитов на более «длинные», а также на закупку медицинского оборудования и строительство объектов здравоохранения. В 2007 г. планируется разместить еще один заем, практически все средства от которого будут направлены на финансирование социальных проектов.
– В некоторых регионах наметилась тенденция к сокращению кредиторской задолженности. А как обстоят дела в Тульской области?
– С 2005 г. в Тульской области рост кредиторской задолженности прекратился. За второе полугодие 2005 г. и 2006 г. кредиторская задолженность консолидированному бюджету снизилась с 2,1 до 1,2 млрд руб. Улучшение сбалансированности бюджетов муниципальных образований привело и к сокращению задолженности по коммерческим кредитам.
Мероприятия, проводимые всеми уровнями власти и направленные на финансирование в полном объеме текущих расходов, особенно в секторе энергопотребления, привели к тому, что в прошедший зимний сезон практически не было случаев угрозы отключения объектов жизнеобеспечения от источников тепла, газа и электроэнергии.
– Как в 2007 г. в области решались вопросы реализация Федерального закона № 131-ФЗ?
– Прошлый год в области был объявлен переходным периодом в реализации Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах формирования местного самоуправления на территории Российской Федерации», и бюджеты 153 вновь образованных муниципальных образований не формировались. Однако в новый бюджетный год все муниципальные образования вступили с собственными бюджетами.
Основными источниками доходов бюджетов поселений являются НДФЛ (27%) и земельный налог (14%). В большинстве поселений налоговые и неналоговые доходы, зачисляемые в местные бюджеты, не смогли обеспечить достаточную собственную доходную базу для реализации полномочий, поэтому порядка 50,5% объема расходов покрывается за счет финансовой помощи из вышестоящих бюджетов. 43 муниципальных поселения с 2007 г. будут исполнять собственные бюджеты самостоятельно, 110 муниципальных поселений воспользовались правом переходного периода и передали выполнение функций по исполнению бюджета на районный уровень.
Формирование бюджетов муниципальных образований на 2007 г. выявило ряд проблем, требующих решения на федеральном уровне – это, в частности, проблема «отрицательных трансфертов» из бюджетов поселений в бюджеты районов, когда у отдельных поселений появляется излишек бюджетных средств, а механизм перераспределения в федеральном законодательстве отсутствует.
– Финансовый план или трехлетний бюджет?
– Трехлетний финансовый план мы разрабатываем с 2005 г. Как показала практика, отношение к нему такое же, как и к любому прогнозу: то ли будет, то ли нет. Ответственности за неисполнение не возникает. Целевые и отраслевые программы региона, если их проанализировать, составляются по одному сценарию: первый год близок к реальным возможностям бюджета, а далее зачастую проявляются результаты лоббирования различных групп. Поэтому мы склонны к разработке и утверждению трехлетнего бюджета в виде закона субъекта РФ с ежегодным его принятием.
– С какими трудностями можно столкнуться при принятии трехлетнего бюджета?
– Пересмотр практически всех программ может встретить сопротивление как их авторов в лице органов исполнительной власти, так и отдельных комитетов областной Думы. Возникнет необходимость оценки конкурентоспособности программ, а следовательно, нужна методика такой оценки. Мы над этим работаем. Соответствующие разработки должны быть выполнены до 1 июля текущего года в рамках Программы реформирования финансов Тульской области.
– Какие программы уже реализованы и какой получен результат?
– В качестве положительного примера можно назвать внедрение программы планирования доходов, позволившей очень точно прогнозировать поступление доходов в течение года, месяца и ежедневно. В 2006 г. мы по доходам бюджет не уточняли. Фактические поступления отклонялись от плана всего на 0,4%. У сотрудников отдела доходов появилось время для анализа, работы с администраторами доходов.
– Что Вы считаете главным для достижения целей бюджетирования, ориентированного на результат?
– Кроме понятных и удобных в практической работе методик в оценке БОР первостепенное значение мы придаем открытости и прозрачности бюджетного процесса – от планирования до исполнения в разрезе бюджета области, бюджетов муниципальных образований, программ и смет. Любые решения – как стратегические, так и оперативные, – принимаемые в бюджетной сфере, должны быть доступны населению области. Открытость общественных финансов даст возможность эффективного контроля общества.
– Какие проблемы, кроме методологических, вы видите при внедрении БОР в Тульской области?
– Инерция мышления. При введении БОР нужна сильная политическая поддержка, иначе многолетнюю привычку не преодолеть. И такая поддержка в руководстве региона у нас есть.
В 2006 г. в регионе одновременно разработаны три программы: социально-экономического развития на 2007–2010 гг., реформирования финансов Тульской области на 2006–2008 гг. и административной реформы. Первые две программы после публичного обсуждения приняты в форме закона области.
– Приказом Минфина России от 14 февраля 2007 г. № 196 Тульской области предоставлена возможность финансировать программу реформирования финансов из Федерального фонда реформирования региональных и муниципальных финансов. Какие цели Вы преследуете при реализации программы и на что пойдут средства, выделенные из федерального и регионального бюджетов?
– Наши программные цели мало чем отличаются от аналогичных целей, поставленных другими регионами. Коррекция абсолютной величины бюджета без изменения идеологии и политики управления бюджетным процессом влечет за собой снижение эффективности управления финансами. Нужно вводить современные методы управления финансами. Сейчас ни одна система управления не может существовать без информационной поддержки. Поэтому в основе нашей программы лежит создание единой информационной системы управления общественными финансами на основе автоматических систем, разработанных НПО «Криста». Второе направление – это подготовка кадров и материальное оснащение муниципальных образований и распорядителей бюджетных средств.

Справка «Бюджета»
Александр Алексеевич ПОГУДИН, директор Департамента финансов Тульской области
Родился 16 мая 1954 г. в Верещагино (Пермская область).
В 1976 г. окончил Московский институт управления, специальность «Экономика и организация воздушного транспорта».
В 1987 г. был избран депутатом Новомосковского Совета народных депутатов Тульской области и утвержден в должности заместителя, а затем первого заместителя председателя Новомосковского горисполкома Тульской области.
С 1992 г. – заместитель начальника государственной налоговой инспекции Новомосковска.
1993–1995 гг. – директор Департамента экономики, заместитель главы администрации Тульской области.
1995–1997 гг. – начальник Финансового управления Тульской области, заместитель главы администрации Тульской области.
1997–1999 гг. – руководитель Департамента финансовой политики Тульской области.
До ноября 2000 г. возглавлял отделение Федерального долгового центра.
С 2001 г. до мая 2005 г. – руководитель одной из коммерческих организаций.
С мая 2005 г. по настоящее время – директор Департамента финансов Тульской области.

Журнал «Бюджет» №3 март 2007

Поделиться