25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 7017 Материалы по теме
Приоритеты бюджетной политики Северной Осетии

группа
Стратегическая среднесрочная цель бюджетной политики в Республике Северная Осетия – Алания — восстановление ее бюджетной устойчивости и снижение государственного долга. В числе приоритетных задач — оптимизация функций органов государственной власти республики и реструктуризация бюджетной сети, а также сбалансированная политика в области межбюджетных отношений, направленная на поэтапное сокращение финансовой зависимости муниципальных образований от республиканского бюджета.

Вячеслав Александрович АРОНИН, министр финансов Республики Северная Осетия — Алания

Бюджетообразующие отрасли

Республика Северная Осетия — Алания на протяжении многих лет была регионом с моноотраслевой экономикой: доходы ее бюджета зависели от отдельных отраслей и предприятий. Такими отраслями являлись цветная металлургия и производство напитков. Однако в последние два года вклад металлургической отрасли в доходы республиканского бюджета стабильно уменьшается. Вместе с тем в 2010 году возросла роль предприятий таких отраслей, как производство, передача и распределение электроэнергии, транспорт и связь, финансовое посредничество. Значительные объемы поступлений в республиканский бюджет обеспечены обособленными подразделениями компаний, головные организации которых находятся за пределами республики (ОАО «Газпром», ОАО «Русгидро», предприятия связи, железнодорожного транспорта, банки). Так, 84 % всех поступлений по налогу на прибыль организаций составила доля налога, уплаченная филиалами.

Другая бюджетообразующая отрасль республики — производство напитков, включающая в основном производство алкогольной продукции. Однако в последние годы из-за отсутствия рынков сбыта объемы производства и отгрузки алкогольной продукции неизменно сокращаются. Только за 2010 год объемы отгрузки водки сократились на 20 %, вин шампанских и игристых — на 36 %, вин столовых — на 10 %. К сожалению, эта тенденция сохраняется и в текущем году. Из 18 предприятий, имеющих лицензии на право производства и реализации этилового спирта, в 2010 году осуществляли деятельность только семь. Производство и реализацию алкогольной продукции осуществляли 22 из 32 имеющих соответствующие лицензии предприятий.

Параметры бюджета

Бюджет Республики Северная Осетия — Алания на 2011 год сформирован как по доходам, так и по расходам в сумме 13,468 млрд руб., то есть с нулевым дефицитом. Если говорить о структуре доходов бюджета, то поступления налоговых доходов ожидаются в сумме 5,905 млрд руб., что выше показателя 2010 года на 24 %. Неналоговые доходы, как ожидается, составят 95,2 млн руб., что соответствует уровню 2010 года. Наибольший удельный вес в структуре налоговых и неналоговых доходов приходится на НДФЛ — 34 %, акцизы — 30,6 %, налог на прибыль организаций — 22 %, налог на имущество организаций — 10,1 %. 

Необходимо отметить, что, как и у большинства других субъектов РФ, собственные доходы бюджета республики с конца 2008 года сократились в результате влияния финансового кризиса. Это потребовало от нас решения целого комплекса задач, в том числе изыскания резервов для увеличения налогооблагаемой базы и собираемости налогов. С 2009 года в регионе реализуется Программа мобилизации доходов в консолидированный бюджет Республики Северная Осетия — Алания на 2009–2012 годы. В соответствии с ней разработана система мониторинга мобилизации доходов в бюджет республики, которая позволила провести комплексный анализ по отдельным доходным источникам и подготовить предложения по повышению собираемости доходов.

До отраслевых министерств и ведомств, а также муниципальных образований доведены планы-задания по обеспечению соответствующих поступлений налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, налога, взимаемого при упрощенной системе налогообложения, единого налога на вмененный доход, налога на имущество организаций и физических лиц, земельного налога. Для того чтобы предприятия-налогоплательщики, осуществляющие свою деятельность на территории Северной Осетии, легализовали «теневую» заработную плату, с ними проводят работу органы государственной власти республики и местного самоуправления, а также налоговые органы.

Одним из итогов реализации упомянутой программы стало то, что уже в 2009 году нам удалось обеспечить положительную динамику поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета к 2008 году — 102 %, при среднероссийском показателе 85 %. А в 2010 году этот показатель составил уже 125,3 % к соответствующему периоду 2009 года, что также выше среднего показателя по Российской Федерации (117,4 %). При этом рост поступлений отмечен практически по всем доходным источникам. 

Несмотря на относительно благоприятную ситуацию с собственными доходными источниками, в последние три года дефицит республиканского бюджета неизменно увеличивался. Это стало следствием роста социальной нагрузки на бюджет региона в связи с ростом минимального размера оплаты труда, передачей сети федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования в ведение республики, отменой софинансирования из федерального бюджета и бюджета Фонда социального страхования отдельных расходов социальной направленности. Другими факторами стали рост тарифов на энергоносители и расходов на обслуживание долга как результат удорожания кредитных ресурсов.  В итоге в 2008 году дефицит республиканского бюджета составил 1,577 млрд руб., в 2009 году — 1,120 млрд руб., а по итогам 2010 года — 1,836 млрд руб. 

При этом основным источником покрытия дефицита являлись заимствования. Дальнейшее сохранение дефицита бюджета означало бы чрезмерное наращивание государственного долга, рост расходов на его обслуживание и, как результат, снижение устойчивости бюджетной системы республики. 

Приоритеты республиканского бюджета

Учитывая, что стратегической целью бюджетной политики в Республике Северная Осетия — Алания в среднесрочной перспективе является восстановление бюджетной устойчивости на основе постепенного снижения государственного долга, при формировании объема бюджетных ассигнований на 2011 год реализованы следующие подходы:

  • концентрация ресурсов на наиболее значимых мероприятиях и объектах с уточнением объемов бюджетных ассигнований на исполнение отдельных расходных обязательств;
  • сокращение на 3 % расходов на обеспечение деятельности органов государственной власти и республиканских бюджетных учреждений;
  • увеличение бюджетных ассигнований в связи с ростом тарифов страховых взносов в систему обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования с 26 % в 2010 году до 34 % в 2011 году;
  • сохранение в 2011 году действовавших в 2010 году размеров денежного содержания республиканских государственных гражданских служащих с учетом сокращения численности государственных служащих в 2011 году на 5 %;
  • обеспечение обязательств в сфере образования, здравоохранения и социального обслуживания населения с повышением адресности предоставления социальной помощи.

Таким образом, бюджет республики в 2011 году сохраняет свою социальную направленность: расходы на социальную политику предусмотрены с ростом относительно 2010 года на 10,3 %, на образование — с ростом на 9,6 %.

Оптимизация расходных обязательств

Одним из приоритетов бюджетной политики последних трех лет является оптимизация функций органов государственной власти республики и обеспечение реструктуризации бюджетной сети. Оптимизация расходов на содержание республиканских органов управления, проведенная в 2010 году и заключавшаяся как в реорганизации структуры органов исполнительной власти, так и в сокращении расходов за счет введения режима экономии по отдельным статьям, позволила обеспечить соблюдение норматива расходов на содержание органов государственной власти РСО — Алания, установленного Министерством финансов РФ. В этом же русле лежит Указ Главы РСО — Алания от 4 февраля 2011 г. № 29, предусматривающий сокращение численности государственных гражданских служащих республики и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы в органах исполнительной власти, не менее чем на 5 %.

Осетия в числе первых десяти субъектов РФ перевела свои общеобразовательные учреждения на нормативно-подушевое финансирование и, следовательно, на новую систему оплаты труда. Это стало возможным в результате оптимизации сети образовательных учреждений и численности работников системы общего образования. Экономия от этой оптимизации, составившая 111 млн руб., была направлена на увеличение стимулирующих выплат по заработной плате педагогическому персоналу. В результате средняя заработная плата учителей выросла более чем на 25 %. При этом в общеобразовательных учреждениях республики повысилось целевое значение числа учеников, приходящихся на одного учителя, было отрегулировано соотношение численности учителей и численности руководящего и прочего персонала. Мы продолжаем изучать возможности изменения организационно-правовой формы образовательных учреждений и перевода их в статус автономных. 

Мероприятия по переходу от сметного к нормативно-целевому финансированию, на отраслевую систему оплаты труда осуществляются и в учреждениях здравоохранения. Подчеркну, что переход на отраслевую систему оплаты труда потребует оптимизации численности персонала, при этом в первую очередь будут сокращены вакантные ставки. Необходимо отметить, что по данным отчетности обеспеченность населения республики врачами составляет 49,2 врача на 10 тыс. населения, при среднероссийском показателе 35,7 врача. Превышение нормативной численности более чем на 840 штатных единиц при среднемесячной заработной плате врача в республике 11,7 тыс. руб. тянет за собой дополнительные расходы порядка 149 млн руб. в год. Следует заметить, что среднемесячная заработная плата врача в России почти в два раза выше. 

Кроме того, ведется работа по переводу на отраслевые нормативы и новую систему оплаты труда учреждений культуры и искусства, физкультуры и спорта.

Федеральные и республиканские программы 

В 2011 году в республике продолжается реализация приоритетных национальных проектов, нацеленных на повышение качества образования, улучшение здоровья населения, обеспечение граждан доступным и комфортным жильем, формирование достойных условий жизни на селе и развитие агропромышленного производства. На эти цели будет направлено 1,210 млрд руб., в том числе по проектам: 

«Доступное и комфортное жилье — гражданам России» — 408 млн руб.;

«Развитие агропромышленного комплекса» — 391 млн руб.;

«Здоровье» — 304 млн руб.;

«Образование» — 107 млн руб.

В 2011 году в республиканском бюджете предусмотрены средства в объеме 380 млн руб. на реализацию 32 республиканских целевых программ, основная часть которых имеет социальную направленность. Среди прочего с 2011 года начата реализация республиканской целевой программы «Модернизация здравоохранения в Республике Северная Осетия — Алания на 2011–2012 годы», разработанной в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 236-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Объем средств, заложенных под эту программу, составляет 1,726 млрд руб., в том числе в 2011 году — 853 млн руб. Программа направлена на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений и внедрение в здравоохранение современных информационных систем и стандартов медицинской помощи.

В настоящее время основные фонды здравоохранения (здания, медицинское оборудование, санитарный транспорт) предельно изношены. Здания многих лечебно-профилактических учреждений построены еще в 1940–1960-е годы и не имеют локальных очистных сооружений, а инженерные коммуникации устарели. Поэтому в рамках реализации указанной программы 500,4 млн руб. планируется направить на капитальный ремонт ряда учреждений здравоохранения. Более 468 млн руб. будет направлено на оснащение лечебно-профилактических учреждений республики современным оборудованием в соответствии с требованиями стандартов оказания медицинской помощи. 

Северная Осетия также участвует в реализации ФЦП «Юг России», ФЦП «Культура России (2006–2011 годы)», ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах», ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы».

Инвестиционные проекты

В рамках реализации Федеральной целевой программы «Юг России (2008–2013 годы)» на территории республики в 2011 году продолжится работа по развитию туристско-рекреационного комплекса, а именно по созданию горно-рекреационных комплексов «Мамисон» и «Дигория». В частности, в текущем году планируется строительство высоковольтных линий электропередачи и подстанционного хозяйства, а также строительство подстанции «Мамисон». Соответствующее финансирование из республиканского бюджета составит 105,6 млн руб. На строительство автомобильной дороги от с. Нижний Зарамаг к горно-рекреационному комплексу «Мамисон» и реконструкцию автодороги Чикола — Мацута — Комы — Арт с подъемом к с. Галиат к горно-рекреационному комплексу «Дигория» будет направлено 187,7 млн руб.

Межбюджетные отношения

Межбюджетное регулирование в республике осуществляется в соответствии с Региональным законом «О межбюджетных отношениях в Республике Северная Осетия — Алания». Межбюджетные трансферты из республиканского бюджета местным бюджетам предоставляются в форме дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов. Причем наибольший удельный вес в структуре межбюджетных трансфертов занимают дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), образующие республиканский Фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов). На 2011 год указанный фонд образован в объеме 1,674 млрд руб., что на 160 млн руб. больше, чем в 2010 году. 

Ежегодно из республиканского бюджета выделяются средства в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов тех муниципальных образований, которые испытывают трудности с исполнением расходных обязательств (в 2010 году — 352 млн руб., в 2011 году — 75 млн руб.). Эти средства распределяются в соответствии с методикой, утвержденной Правительством РСО — Алания. Кроме того, по итогам ежегодно проводимого конкурса «Лучшее сельское поселение» бюджетам поселений выделяются средства в виде дотации в качестве поощрения за достижение наилучших показателей деятельности органов исполнительной власти. В 2010–2011 годах эта сумма составляла 1,2 млн руб. ежегодно. 

Недостатком действующей системы межбюджетных отношений можно считать отсутствие механизма стимулирования муниципальных районов и городских округов к увеличению налоговых и неналоговых доходов. В настоящее время разрабатываются предложения по ее совершенствованию. Реализация этих предложений, по нашему мнению, повысит заинтересованность муниципальных образований в дополнительных налоговых и неналоговых поступлениях, сокращении недоимки, так как позволит им получить дополнительную финансовую помощь в виде дотации. В дальнейшем политика в области межбюджетных отношений будет направлена на поэтапное сокращение финансовой зависимости муниципальных образований от республиканского бюджета. 

Реформы

В целях реализации на территории республики норм Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ образована комиссия, а также утвержден соответствующий план мероприятий. В период с конца 2010-го по начало 2011 года приняты все нормативно-правовые акты, предусмотренные планом мероприятий, в том числе Закон от 30 декабря 2010 г. № 61-РЗ «Об отдельных мерах по совершенствованию правового положения государственных учреждений РСО — Алания в переходный период». В настоящее время разрабатываются ведомственные правовые акты республиканских и муниципальных органов власти, предусмотренные планом мероприятий.

Принятая Правительством РФ в 2010 году Программа по повышению эффективности бюджетных расходов является для РСО — Алания актуальным документом в связи с необходимостью решения проблем, характерных в целом для всей бюджетной системы страны. Среди них можно отметить следующие:

  • нет достаточной заинтересованности органов исполнительной власти, а также государственных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;
  • недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат;
  • отсутствуют действенные методики оценки деятельности органов государственной власти республики, в том числе оценки эффективности использования ими финансовых ресурсов.

В Министерстве финансов республики в настоящее время разрабатываются мероприятия, основанные на положениях федеральной программы, которые планируется реализовать в рамках республиканской программы повышения эффективности расходов. 

Справка "Бюджета"

Вячеслав Александрович АРОНИН, министр финансов Республики Северная Осетия — Алания

Родился 2 ноября 1968 г. в городе Геленджик Краснодарского края.

В 1992 г. окончил Самарский экономический институт, кандидат экономических наук. После окончания вуза работал в банковских структурах.

С 1996 по 2001 г. — начальник  финансового управления Комитета по экономике 

и финансам, заместитель губернатора, руководитель департамента управления финансами администрации Самарской области. 

В 2001 г. был назначен заместителем начальника департамента финансов Аппарата Правительства РФ.

В 2004–2005 гг. возглавлял финансово-экономический департамент Минздравсоцразвития России. 

11 октября 2010 г. Указом Главы Республики Северная Осетия — Алания назначен министром финансов региона.

Отмечен Благодарностью Президента РФ, Почетной грамотой Министерства финансов РФ, а также Почетной грамотой Министерства РФ по физической культуре, спорту 

и туризму.

Женат, воспитывает дочь.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно