Версия для печати 2702 Материалы по теме

В "Бюджетном учете" N 5/2005 (стр. 7) мы уже поднимали вопрос об учете родительской платы и других компенсационных платежей. Судя по форуму на интернет-сайте Федерального казначейства, эта тема по-прежнему волнует бюджетополучателей.

Не смотрите долго в телевизор

Многочисленные выступления представителей Федеральной службы по финансовому мониторингу - ФСФМ (до весны 2005 года - Комитет по финансовому мониторингу, выполнявший функции финразведки) неожиданно навели страх не на "прачек", стирающих "грязные деньги", а на бюджетников. На интернет-форуме сайта www.roskazna.ru в рубрике "Вопросы-ответы" появилось такое сообщение:
"... в квитанции, предоставленной мне Финансово-казначейским управлением ВАО г. Москвы для оплаты за детский сад, указан код бюджетной классификации 905 3 03 02020 02 0900 180, соответствующий статье бюджета распорядителя 905. "Банк Москвы", где находится счет Финансово-казначейского управления ВАО, и работники ФКУ ВАО утверждают, что платеж направляется не в бюджет. Но ведь в этом случае появляется подозрение, что средства поступают на внебюджетный счет и их расходование не контролируется, что недопустимо и должно быть немедленно прекращено органами финансового мониторинга и контроля.
Михаил".

Михаил - отнюдь не главбух детсадика, как вы могли подумать, а родитель. Он доверительно сообщает все реквизиты "проблемного" Финансово-казначейского управления специалистам Федерального казначейства. При этом озадаченный родитель добавляет: "Расшифровку кода сам очень хотел бы получить, но нигде не дают. Если бы я убедился, что это платеж в бюджет любого уровня, меня бы это полностью удовлетворило. Последствия же официального обращения в компетентные органы могут быть печальными для ребенка (на анонимное заявление ответа и действий, думаю, не будет)".
Сотрудники Федерального казначейства - дежурные по сайту, почему-то промолчали по поводу финразведки. Поэтому, оговоримся сразу, что в отличие от Счетной палаты, уполномоченной проверять государственные и муниципальные учреждения на предмет использования бюджетных средств (подробности в "Бюджетном учете" N 5/2005, стр. 6), финразведка, по сути, является Счетной палатой для коммерческих фирм. В основе ее деятельности лежит Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Более того, на сайте появилось такое сообщение: "Вы, разумеется, можете проявить гражданскую инициативу и сообщить куда следует: Бюджетные учреждения действительно зачастую мухлюют с подобными доходами. Но для начала хотелось бы услышать полную информацию (что за код, что за учреждение, почему счет в коммерческом банке)".
В теории, конечно, бюджетные учреждения тоже могут попасть под действие закона N 115-ФЗ, но все же контроль над расходом средств бюджетных учреждений лежит вовсе не на ФСФМ. Кроме того, как бюджетные, так и внебюджетные средства расходуются исключительно по утвержденным сметам.

Однозначный ответ

Сама по себе плата за содержание ребенка в детском саду действительно не является непосредственным доходом бюджета. Это плата за услуги, частичная их компенсация. Поэтому, например, по немногочисленным федеральным садам родительская плата действительно поступает на лицевой счет, открытый в банке на балансовом счете 40105 "Средства федерального бюджета". Эти суммы попадают на счет 40503 "Некоммерческие организации".
Дело в том, что в предпоследнем абзаце подраздела "Счета N 405 ..." раздела 4 "Операции с клиентами" Положение ЦБР от 5 декабря 2002 г. N 205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" сказано: "...На счетах N 40503, открываются счета организациям, финансируемым соответственно из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности". После этого суммы отражаются на лицевом счете по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытом в Федеральном казначействе (при этом указываются соответствующие коды бюджетной классификации).
Однако, возможна ситуация на местном уровне, когда муниципальное образование принимает решение зачислять компенсационные суммы, поступающие от родителей, непосредственно в доход местного бюджета. В этом случае, если средства зачисляются на счет, открытый непосредственно учреждению в коммерческом банке, по мнению сотрудников Федерального казначейства, не нужно указывать коды. Если же средства зачисляют на счет, открытый местному казначейству, как оно и должно быть при казначейском исполнении бюджета, то коды указывать необходимо.
После того, как Михаил сообщил, наконец, КБК - 90530302020020900180 9506 (последние 4 цифры - код детализации), ситуация прояснилась. Родительские деньги поступают на счет Финансово-казначейского управления, который, по какой-то причине, открыт в коммерческом банке.
После поступления на "казначейский" счет, казначейство отражает полученные средства (зачисляет) на лицевой счет централизованной бухгалтерии, открытый ей в казначействе. Этот механизм достаточно сложен для понимания "не бухгалтерами", однако он вполне законен.
Более того, данные средства, согласно статье 42 Бюджетного кодекса, признаются бюджетными, но с определенными ограничениями. Их не мешают "в кучу" с чистым бюджетным финансированием. У централизованной бухгалтерии открыты два лицевых счета: один - для чисто бюджетных средств, второй - для средств, подобных компенсационным выплатам, поступающим от родителей.

Пора бить в колокола?

Сотрудники Федерального казначейства объяснили родителю-правдолюбцу, в каком случае его сообщение найдет отклик в сердцах контролеров расходования бюджетных средств. Правда, при этом было оговорено, что система Федерального казначейства здесь ни при чем, поскольку не контролирует местные казначейства. Тем не менее, и для федералов, и для местных бюджетников существуют единые требования бюджетного законодательства. Поэтому незаконным будет поступление родительских средств непосредственно на расчетный счет централизованной бухгалтерии или учреждения.
По мнению дежуривших по сайту, неплохо бы привлечь к ответственности и сотрудников бюджетного учреждения, разъяснившего родителю, что его средства идут "не в бюджет". Подобные средства следует относить все-таки к бюджетным, с учетом вышеизложенных оговорок и статьи 42 Бюджетного кодекса.
Конечно, в этом случае речь может идти только о дисциплинарном взыскании, а не об административном штрафе. И впредь, чтобы в будущем не подвергаться неприятной процедуре, не стоит "консультировать" родителей.


Наша справка. Бюджетный Кодекс: избранное

Статья 42. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности
1. В доходах бюджетов учитываются:
средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;
плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;
часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Указанные в настоящем пункте доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
2. Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.


Н.И. Лейман,
редактор-эксперт журнала "Бюджетный учет"

Поделиться