Версия для печати 1648 Материалы по теме

Несмотря на принципиальные различия Инструкций N 107н и N 70н, методология учета арендных платежей почти не изменилась. Такое положение вещей должно быть отражено во внутренних методических указаниях управлений имуществом. Методические разъяснения управлений необходимы также и по другим вопросам.

Инструкции, разрабатываемые Минфином России, - своего рода каркас, который должны наполнить методологи нижестоящих органов и структур. Однако пока они эту работу делать явно не торопятся. Нет всех необходимых методических разъяснений и от управлений имуществом. В результате при учете арендных платежей и списании основных средств стоимостью до тысячи рублей возникает ряд проблем. Вот что нам пояснили наши постоянные авторы - И.Ю. Гарнов (специалист по вопросам аренды) и Я.Я. Цысь (практик, столкнувшийся с проблемами в учете основных средств).

Арендные платежи

При определении порядка учета платежей арендаторов необходимо прежде всего изучить статью 29 Федерального закона от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год". В 2005 году доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление:
научным учреждениям;
учреждениям научного обслуживания Российской академии наук и отраслевых академий наук, имеющих госстатус;
образовательным учреждениям;
учреждениям здравоохранения;
государственным учреждениям федеральной почтовой связи Федерального агентства связи;
государственным учреждениям культуры и искусства, государственным архивным учреждениям, имеющим государственный статус и финансируемым на основании смет доходов и расходов, должны в полном объеме учитываться в доходах федерального бюджета. Следовательно, платежи арендаторов изначально должны быть включены в сметы доходов и расходов вышеупомянутых бюджетных учреждений.
Поступившие за арендованное имущество денежные средства отражаются на лицевых счетах бюджетных учреждений, открытых в органах Федерального казначейства. Они направляются на содержание учреждений-арендодателей в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования.
Такой порядок имел место и при исполнении бюджетов за прошлые годы. В соответствии с ранее действующей Инструкцией N 107н при реализации описанного выше порядка на бюджетные учреждения возлагались следующие обязанности:
контролировать полноту и своевременность перечисления арендаторами арендной платы в бюджет. При этом обязанность контролировать своевременность и полноту перечисления арендаторами в бюджет сумм НДС, начисленных на арендную плату, на бюджетные учреждения не возлагалась;
планировать и согласовывать с вышестоящим распорядителем бюджетных средств объемы и направления использования дополнительного бюджетного финансирования за счет поступивших в бюджет доходов от арендной платы.
Несмотря на то, что в Инструкции N 70н обязанность учреждений контролировать полноту и своевременность перечисления в бюджет арендной платы не прописана, такой учет вести нужно. Управления имуществом могут разработать и утвердить внутренние методические рекомендации и прописать в них такие бухгалтерские записи:
Дебет 1 205 10 560
"Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам"
Кредит 1 401 01 120
"Доходы от собственности"

- на сумму выставленных учреждением счетов арендатору на перечисление в бюджет арендной платы (без НДС);
Дебет 1 401 01 120
"Доходы от собственности"
Кредит 1 205 10 560
"Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам"

- на сумму фактически поступившей в бюджет арендной платы (на основании полученных подтверждений);
Дебет 1 501 05 xxx
"Полученные лимиты бюджетных обязательств:"
Кредит 1 501 03 xxx
"Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств:"

- на суммы утвержденных вышестоящим распорядителем бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств по дополнительному бюджетному финансированию за счет полученной в бюджет арендной платы. При этом в первых 17 разрядах счетов бюджетного учета следует указать соответствующие коды функциональной классификации расходов бюджетов.
Использование выделенных учреждению лимитов дополнительных бюджетных обязательств отражается в его бюджетном учете аналогично использованию средств основного бюджетного финансирования.

Основные средства стоимостью до 1000 рублей

По Инструкции N 70н, при выдаче объектов основных средств до 1000 рублей в эксплуатацию выполняется операция:
Дебет 0 401 01 172
"Доходы от реализации активов"
Кредит 0 101 410
"Уменьшение стоимости:"

Эта бухгалтерская запись, казалось бы, уже сама по себе является операцией списания. Однако если посмотреть на описание Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) (далее по тексту - Ведомость), то мы увидим такую фразу:
"Ведомость утверждается руководителем учреждения и служит основанием для списания : предметов основных средств стоимостью до 1000 рублей за единицу в установленном порядке с баланса учреждения". Ключевое понятие - "установленный порядок".
По своим функциям, иметь информацию обо всех изменениях балансовой стоимости основных средств должны управления имуществом. Они же должны утверждать документы на списание. Следовательно, именно управления имуществом должны разрабатывать порядок списания основных средств, который бы разрешал списывать объекты основных средств до 1000 рублей.
Если бы такой порядок был утвержден, то для списания действительно было бы достаточно подписи руководителя учреждения.
В противном случае всякое списание таких основных средств (хоть ежедневное) необходимо согласовывать с управлением имущества. Таким образом, вне рамок "установленного порядка" порядок списания основных средств стоимостью до 1000 рублей должен быть следующим:
1. Все объекты должны выдаваться по Ведомости.
2. Поскольку Ведомость - первичный документ и не должна изыматься из бухгалтерии, то необходимо составлять Акт о списании (далее по тексту - Акт) с перечислением номеров всех ведомостей и списком "выданных" объектов.
3. Каждый Акт необходимо утвердить у распорядителя для согласования в управлении имуществом.
4. До окончания всех манипуляций с Актом разборка и демонтаж основных средств не допускается.
5. После возврата уже согласованного Акта дальнейшие операции по обращению основных средств регулируются внутренними учетными документами учреждения по решению руководителя.
Таким образом, у бухгалтера появляется дополнительная работа. Нужно составить Ведомости за каждый день выдачи основных средств до 1000 рублей и один общий Акт на списание за все последующие дни. За каждый день выдачи основных средств до 1000 рублей должен быть Акт на списание. Координально сложившуюся ситуацию могут изменить лишь продуманные методические указания управлений имуществом.

Н.И. Лейман,
редактор-эксперт журнала "Бюджетный учет"

Поделиться