Версия для печати 3971 Материалы по теме
Исполнение бюджета Союзного государства в ХХI веке.
Анатолий Васильевич Букин, заместитель директора департамента-Главного управления федерального казначейства.


Исполнение бюджета Союзного государства, или, как  говорят, союзного бюджета, сегодня осуществляется через национальные казначейства каждого государства - участника Союзного государства.
На территории Республики Беларусь союзный бюджет исполняется через органы государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь, а в России – органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.
Порядок  его исполнения определен Постановлением Совета Министров Союзного государства от 21 декабря 2000 года № 24 и вступил в силу с 1 января 2001 года.
Исполнение союзного бюджета организует Постоянный Комитет Союзного государства, а его исполнение осуществляется в соответствии с утвержденным бюджетом и росписью доходов и расходов. Валютой этого бюджета является российский рубль.
Бюджет утверждается Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства.
Сводная Роспись доходов и расходов союзного бюджета составляется Постоянным Комитетом и утверждается Государственным Секретарем Союзного государства.
В соответствии с совместным решением Министерства финансов Российской Федерации и Банка России от 22/23 марта 2001 года № 25н/940-у, для учета средств союзного бюджета  Главному управлению федерального казначейства  в ОПЕРУ-1 при Банке России и органам федерального казначейства по субъектам Российской Федерации в подразделениях расчетной сети Центрального банка Российской Федерации могут быть открыты счета на балансовом счете 40816 «Средства бюджета Союзного государства».
Между Постоянным Комитетом Союзного государства и Министерством финансов Российской Федерации 24 мая 2004 года было  заключено бессрочное Соглашение об исполнении бюджета Союзного государства через органы федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, которым определены и предмет соглашения и обязанности сторон.
Главному управлению федерального казначейства открыт счет по учету средств бюджета Союзного государства. Первая операция по счету была осуществлена 8 мая 2001 года в соответствии с поручением Постоянного Комитета: зачислен взнос Российской Федерации из федерального бюджета в доходы союзного бюджета в сумме 10,1 млн. рублей.
Далее в соответствии с поручением Постоянного Комитета началось осуществление операций по финансированию расходов за счет средств союзного бюджета. Одновременно продолжились операции по зачислению в доходы союзного бюджета взносов Российской Федерации.
В составе Департамента финансов Постоянного Комитета Союзного государства в мае 2001 года создается Управление казначейства. Его начальником с этого дня и по настоящее время является представитель Российской Федерации Власенко Ольга Владимировна.
Как известно, Федеральное казначейство не исполняет союзный бюджет, а лишь обслуживает этот процесс, ведет учет операций по исполнению союзного бюджета в части территории Российской Федерации, составляет отчет об операциях на счетах, открытых Федеральному казначейству для учета средств союзного бюджета на территории Российской Федерации и представляет его Постоянному Комитету, который и составляет отчет об исполнении бюджета Союзного государства.
Исполнение союзного бюджета возложено на главных распорядителей, распорядителей и получателей  средств союзного бюджета.
В рамках исполнения союзного бюджета в соответствии с утвержденной Постоянным Комитетом бюджетной росписью производится перевод средств союзного бюджета в виде трансфертов из Российской Федерации в Республику Беларусь,   и  наоборот, на финансирование совместных программ, подпрограмм, проектов и мероприятий, а также органов и организаций Союзного государства.
В 2001 году трансферты из Российской Федерации в Республику Беларусь составили 328,1 млн. рублей, или 91,8 % от предусмотренных росписью доходов и расходов бюджета; трансферты из Республики Беларусь в Российскую Федерации составили 32,8 млн. рублей, или 8,8%  от предусмотренных росписью доходов и расходов бюджета.
Для обслуживания счетов главных распорядителей и получателей средств союзного бюджета на территории России в 2001 году было задействовано Главное управление федерального казначейства и 4 его территориальных управления  (Москва, Московская область, С.-Петербург, Свердловская область).
В 2002 году география исполнения союзного бюджета  расширилась: подключились еще 3 управления федерального казначейства -- Калининградской, Ростовской и Челябинской областей.
В 2002 году трансферты из Российской Федерации в Республику Беларусь составили 306,3 млн. рублей, или 96,9 % от сумм, предусмотренных уточненной росписью;  из Республики Беларусь в Российскую Федерацию – соответственно  105,8 млн. рублей, или 25,1% .
Бюджет Союзного государства на 2003 год принят Постановлением Парламентского Собрания Союза Беларуси и России 16 января 2003 года и утвержден Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства  от 20 января 2003 года. Доходы и расходы союзного бюджета на 2003 год утверждены в сумме 2438,3 млн. российских рублей. В части территории Российской Федерации уточненной росписью доходов и расходов союзного бюджета,  доходы предусмотрены в сумме 1339,8 млн. рублей и расходы в сумме 1450,7 млн. рублей, превышение расходов над доходами составляет  110,9 млн. рублей.
На территории Российской Федерации в 2003 году открытие финансирования расходов по союзному бюджету осуществляется 19 главным распорядителям средств бюджета Союзного государства, в том числе  органам Союзного государства: Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России и Постоянному Комитету Союзного государства и 17 министерствам и ведомствам Российской Федерации. В 2003 году из 89 управлений федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, подчиненных Главному управлению федерального казначейства, в процессе исполнения союзного бюджета (обслуживании счетов распорядителей и получателей средств) задействовано 10, или на 3 больше, чем в 2002 году, в том числе: по Брянской области, Калининградской области, Московской области, Ростовской области, Свердловской области, Смоленской области, Челябинской области, Читинской области, г. Москве и г. Санкт- Петербургу.
При этом, в Главном управлении федерального казначейства открыто 19 распорядительных лицевых счетов по одному на каждого главного распорядителя средств союзного бюджета- органам Союзного государства и органам государственной власти Российской Федерации, определенных Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства  «О бюджете Союзного государства на 2003 год» и имеющим право распределять ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования расходов по направлениям.
Главные распорядители, нижестоящие распорядители и получатели средств союзного бюджета, как союзные органы, так и федеральные министерства  и ведомства, обслуживаются в органах федерального казначейства. Им соответственно открыты лицевые счета распорядителей средств союзного бюджета и лицевые счета получателей средств союзного бюджета, в порядке определенном для главных распорядителей, распорядителей и получателей средств по федеральному бюджету.
Таким образом, в органах федерального казначейства России одному федеральному ведомству или его учреждению открыты два лицевых счета: один по бюджету Союзного государства и один по федеральному бюджету.
Постоянный Комитет представляет в Минфин России реестр (перечень) российских распорядителей и получателей средств бюджета Союзного государства в разрезе российских главных распорядителей средств бюджета Союзного государства и распоряжение на открытие лицевых счетов указанным главным распорядителям, распорядителям и получателям средств, составленный по субъектам Российской Федерации, соблюдать порядок оформления реестров финансирования за счет средств бюджета Союзного государства и представлять их в пределах остатков средств на счете 40816 «Средства бюджета Союзного государства, открытый в Банке России Главному управлению федерального казначейства Минфина России;
Министерство финансов Российской Федерации перечисляет на указанный счет средства федерального бюджета в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных обязательств, осуществляет межгосударственные платежи в рамках бюджета Союзного государства через корреспондентские счета «ЛОРО» и «НОСТРО» Банка России по поручениям Постоянного Комитета.
Главное управление федерального казначейства Минфина России перечисляет средства бюджета Союзного государства на счета территориальных органов федерального казначейства, открытые им на балансовом счете 40816 в учреждениях Банка России для финансирования  расходов как союзных, так и российских главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета Союзного государства в пределах остатка средств на аналогичном счете Главного управления федерального казначейства. Указанные перечисления производятся на основании реестров финансирования, представляемых Постоянным Комитетом и российскими главными распорядителями средств союзного бюджета.
Органы федерального казначейства осуществляют учет операций по исполнению союзного бюджета на основании росписи доходов и расходов союзного бюджета в структуре показателей бюджетной классификации Союзного государства на соответствующих лицевых счетах, открытых в органах федерального казначейства.
Открытие лицевых счетов для учета операций по союзному бюджету осуществляется территориальными органами федерального казначейства в порядке, установленном Минфином России для учета операций по федеральному бюджету.
Главное управление федерального казначейства ежедневно по мере совершения операций представляет Постоянному Комитету оперативные данные об исполнении доходов и расходов бюджета Союзного государства. Ежемесячно Главное управление федерального казначейства представляет Постоянному Комитету  сводный отчет об исполнении бюджета Союзного государства на территории Российской Федерации. Территориальные органы федерального казначейства обеспечивают осуществление текущего контроля за целевым использованием российскими распорядителями и получателями средств союзного бюджета и исполнение распоряжений Постоянного Комитета о приостановлении или прекращении платежей по лицевым счетам российских распорядителей и получателей средств союзного бюджета.

Бюджет Союзного государства подлежит публикации в печати.
По нашему мнению, в совершенствовании нуждается как порядок составления, так и порядок исполнения союзного бюджета, действующий уже третий год в качестве временной меры и позволяющий финансировать одно и то же российское учреждение из двух бюджетов.
Представляется возможным рассмотреть предложение при реализации которого средства союзного бюджета, выделенные государственному заказчику- федеральному органу исполнительной власти (министерству или ведомству) Российской Федерации подлежат (могут и должны) зачисляться в доходы федерального бюджета, а увеличение ассигнований по бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств, принятие обязательств, финансирование расходов по реализации конкретной программы или мероприятия технически осуществлялось бы по федеральному бюджету по соответствующему разделу, подразделу, целевой статье, виду расходов и экономическим статьям с соблюдением процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Учитывая опыт, накопленный в России, Беларуси, да и в международном сообществе, представляется возможным рассмотреть вопрос об установлении порядка, при котором бюджет Союзного государства составляется на период 5-6 лет.
В рамках этого периода предусмотреть составление ежегодных бюджетов.
При этом расходы союзного бюджета предлагается сгруппировать, например, по 6-7 основным направлениям (разделам), расставив соответствующие приоритеты исходя из согласованных совместных программ и подпрограмм в соответствующих областях, выбрав (поставив на первое место)  главный приоритет, например:
1. Сельское хозяйство

2. Структурные меры и мероприятия в слаборазвитых областях

3. Внутренняя политика Союзного государства
в том числе:
Культура
Образование
Охрана окружающей среды
Военно- техническое сотрудничество
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности Союзного государства

4. Внешняя политика Союзного государства
в том числе:
финансовая и иная помощь странам (например, СНГ)

5. Средства на расширение Союзного государства

6. Административные расходы
в том числе:
содержание Парламента
Содержание Постоянного Комитета
Содержание других административных структур Союзного государства

При этом жесткой привязки  бюджетной классификации Союзного государства к соответствующим документам Российской Федерации и Республики Беларусь может не быть. Она нужна лишь при планировании и исполнении союзного бюджета в части административных расходов.
Вполне назрела необходимость пересмотреть и структуру доходов союзного бюджета.
Представляется возможным рассмотреть и сгруппировать доходы союзного бюджета по 4-5 источникам (группам):
1. Платежи (взносы, отчисления) исходя из размера ВВП каждого государства- участника Союзного государства (например, 0,05%).
2. Процент (например, 0,01%) таможенных сборов от торговли со странами, не являющимися участниками Союзного государства и СНГ
Процент (например, 0,09%) таможенных сборов от торговли со странами СНГ
3. Процент (например, 0,01%) таможенных сборов от сельхозпродукции, импортируемой из- за границ Союзного государства (или из-за границ СНГ)
4. Остатки исполнения бюджета Союзного государства прошлых лет.

При формировании и исполнении союзного бюджета использовать  принципы необходимые и достаточные для обеспечения процесса, в том числе:
1.Единство (одно решение о бюджете, один документ);
2.Универсальность (не увязывать доходы с расходами);
3.Ежегодность (бюджет принимать и исполнять в рамках одного года);
4.Равновесие (отсутствие заимствований);
5.Целевой характер ( ассигнования должны иметь целевой характер);
6.Единая валюта (российский рубль).

Не имеющему подведомственных органов в государствах- участниках Союзного государства союзному казначейству должен быть открыт один (единый) счет по учету средств бюджета Союзного государства в кредитной организации страны- участницы Союзного государства по месту нахождения союзного казначейства в российских рублях.
В этих условиях, предусмотренные платежи (взносы, отчисления) исходя из размера ВВП каждой страны Союзного государства, определенные решением о бюджете, ежемесячно вносятся Минфином страны- участницы на счет по учету средств бюджета Союзного государства.
Предусмотренные решением о бюджете проценты от таможенных сборов от торговли со странами, не являющимися участниками Союзного государства, а также проценты таможенных сборов от сельхозпродукции, импортируемой из- за границ Союзного государства вносятся  на счет по учету средств бюджета Союзного государства ежеквартально.
Образовавшиеся остатки прошлых лет по бюджету Союзного государства остаются на счете Казначейства Союзного государства, учитываются Постоянным Комитетом при составлении проекта бюджета на следующий год и не подлежат возврату в бюджет страны- участницы Союзного государства.
Средства, предусмотренные бюджетом Союзного государства, перечисляются Казначейством Союзного государства целевым назначением в пределах остатка на счете.
Административные расходы, предусмотренные союзным бюджетом для Парламента, Постоянного Комитета, других административных структур Союзного государства могут осуществляться непосредственно со счета по учету средств бюджета Союзного государства, открытого союзному казначейству с соответствующим отражением операций на лицевых счетах этих административных структур, открытых в союзном казначействе.
Средства бюджета Союзного государства не должны предоставляться на возвратной и платной основе.
Представляется также необходимым рассмотреть и определиться по следующим вопросам.
Как известно, в соответствии со статьей 9 Договора о создании Союзного государства «владение и распоряжение движимым и недвижимым имуществом Союзного государства осуществляется на основании нормативно- правовых актов Союзного государства».
В рамках этой статьи Договора необходимо рассмотреть и принять нормативно- правовые акты регулирующие этот вопрос в части компетенции административных органов Союзного государства.

Материал подготовила Тая Олейник
Журнал «Бюджет» №10 октябрь 2004 г.

Поделиться