Версия для печати 3871 Материалы по теме
На поддержку сбалансированности региональных бюджетов России в 2005 г. будет выделено 30 млрд. рублей, сообщил министр финансов страны Алексей Кудрин, выступая в августе на заседании правительства. Кабинет министров страны поддержал это предложение. А.Кудрин напомнил, что в 2004 г. на эти цели зарезервирован 21 млрд. руб. В последующие годы, по словам министра, объем средств, зарезервированных для поддержки бюджетов субъектов Федерации, будет увеличиваться.
Алексей СИНЮРИН, кандидат экономических наук

синюрин
Любопытные статистические данные опубликовало в этой связи министерство финансов России. Они содержат информацию о показателях кредитоспособности, соблюдении требований бюджетного кодекса, показатели качества управления бюджетом и об обязательствах каждого из 89 субъектов Федерации за I квартал 2004 г. На основании этих данных Минфин делает вывод о том, что практически во всех регионах страны имеются те или иные нарушения бюджетного законодательства. Исключений немного. Не нарушают требования бюджетного кодекса и удовлетворяют показателям качества управления бюджетом лишь 5 субъектов Федерации: Калужская и Астраханская области, республики Дагестан, Чувашия и Хакасия.
В 7 субъектах Федерации зафиксировано по одному нарушению, в 24 — по два, в 19 — по три, в 16 — по четыре, в 10 — по пять, в 4 — по шесть, в 1 регионе (Чукотский автономный округ) — семь нарушений, в 3 регионах (Карачаево-Черкессия, Таймырский и Эвенкийский автономные округа) — по восемь нарушений. Минфин для анализа использовал несколько наиболее важных требований. Например, расходы на обслуживание долга субъекта Федерации не должны были превышать 15% расходов региональных бюджетов, должна отсутствовать просроченная задолженность по долговым обязательствам региона, доля оплаты населением коммунальных услуг должна была составлять не менее 70% их себестоимости и т. д. Сегодня мы подробно рассмотрим эти требования и расскажем о том, в каких регионах страны они не выполняются и в каких, наоборот, ситуация складывается вполне благоприятно.
1.Долг субъекта Федерации не должен превышать объема региональных бюджетных доходов (без учета финансовой помощи из федерального бюджета). Это требование не выполнили 7 из 89 регионов, причем хуже всего ситуация сложилась в Чукотском автономном округе, где региональные долги в 3,1 раза превысили бюджетные доходы, а также в Тыве (превышение в 2,47 раза) и Карачаево-Черкессии (в 2,21 раза). С другой стороны, совсем или почти совсем отсутствуют региональные долги в Ненецком автономном округе (АО), Челябинской области, Чечне, Хакасии и Агинском Бурятском АО, не более 3% от бюджетных доходов составляют региональные долги Ивановской, Липецкой, Пермской областей, Таймырского АО и Еврейской автономной области. 2.Расходы на обслуживание регионального долга не должны превышать 15% бюджетных расходов. Это требование было выполнено во всех субъектах Федерации (по Дагестану данные отсутствовали). Причем лишь в 3 регионах расходы на обслуживание долга превысили 4% бюджетных расходов (в Московской области они составили 4,8%, в Томской — 6,2%, в Эвенкии — 8,9%). В 14 регионах отношение расходов на обслуживание долга к общей сумме расходов регионального бюджета составило менее 0,03%. Среди них Орловская, Смоленская, Пермская, Челябинская и Читинская области, Ненецкий, Агинский Бурятский и Усть-Ордынский Бурятский автономные округа, Адыгея, Чечня, Удмуртия, Тыва, Ставропольский и Алтайский края.
3.Дефицит регионального бюджета не должен превышать 15% бюджетных доходов (без учета финансовой помощи из федерального бюджета). Это условие выдержал 81 регион из 89 (список регионов-нарушителей см. в таблице), причем Минфин отмечает, что в I полугодии 2004 г. 10 субъектов Федерации имели профицит бюджета (если не учитывать финансовую помощь из федерального бюджета). Это Воронежская, Астраханская, Нижегородская, Пермская, Новосибирская, Омская и Сахалинская области, Агинский Бурятский и Эвенкийский автономные округа, а также Приморский край. Еще в 11 регионах (Архангельская, Волгоградская, Кировская, Ульяновская и Свердловская области, республики Коми, Дагестан, Чечня, Башкирия и Бурятия; Краснодарский край) бюджетный дефицит не превысил 1% региональных финансовых расходов.
4.Текущие расходы регионального бюджета не должны превышать бюджетные доходы (к текущим расходам региональных бюджетов относят ту часть расходов, которая обеспечивает текущее функционирование органов власти субъектов Федерации, бюджетных учреждений, оказание господдержки местным бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование, а также другие расходы региональных бюджетов, которые не могут быть отнесены к капитальным расходам в соответствии с бюджетной классификацией РФ). Текущие бюджетные расходы превысили доходы в 12 субъектах Федерации, причем хуже всего ситуация сложилась в Московской области (превышение на 43%) и в Новосибирской (превышение на 41%). Наилучшие показатели по этому соотношению зафиксированы в Чукотском, Ямало-Ненецком и Агинском Бурятском автономных округах, где текущие бюджетные расходы в I полугодии не превысили даже половины бюджетных доходов. 5.Просроченная (неурегулированная) задолженность по долговым обязательствам субъекта Федерации полностью отсутствовала в 40 регионах страны и присутствовала — в 49. Ее суммарная величина по стране составила 28 млрд. 020,7 млн. рублей. В 8 регионах она оказалась наибольшей и превысила 1 млрд. рублей, в том числе в Чукотском автономном округе — 6,1 млрд. (21,6% общего объема), в Орловской области — 2,3 млрд. (8,3%), в Оренбургской — 2,2 млрд. (7,8%), в Якутии — 1,9 млрд. (6,9%), в Ярославской области — 1,8 млрд. (6,4%), в Тюменской — 1,5 млрд. (5,4%), в Карачаево-Черкессии — 1,2 млрд. (4,2%), в Красноярском крае — 1,1 млрд. рублей (4,1%). При этом в Центральном федеральном округе из 18 регионов задолженность имелась в 11, на долю округа пришлось более 19% суммарной по стране задолженности субъектов Федерации по долговым обязательствам. В Дальневосточном округе из 10 регионов задолженность имелась в 5, на долю округа пришлось в сумме более 30% долгов.
6.Доля трансфертов из Федерального фонда поддержки регионов (ФФПР) в общей сумме доходов региональных бюджетов (с учетом поступлений из ФФПР) должна быть менее 40%. В I полугодии 2004 г. из 89 российских регионов 19 не получали финансовую помощь из ФФПР. Из остальных 70 регионов в 26 доля трансфертов оказалась выше 40%, причем в 5 регионах (Тыва, Ингушетия, Чечня, Усть-Ордынский Бурятский и КомиПермяцкий автономные округа) эта доля превысила 80%. Самой низкой доля трансфертов из ФФПР среди регионов—получателей этой помощи была в Свердловской (0,1%), Нижегородской (3,3%), Московской (4,3%), Челябинской (4,8%), Иркутской (6,8%) и Мурманской (7,6%) областях.
7.Доля бюджетных кредитов юридическим лицам не должна превышать 3% суммы региональных бюджетных расходов (требование статьи 134 главы 16 Бюджетного кодекса РФ). Этот показатель был рассчитан лишь для 70 регионов, получавших в I полугодии 2004 г. трансферты из ФФПР. Среди них 7 не удовлетворили поставленному требованию, причем в Новосибирской области доля кредитов достигла 23,2%, а в Эвенкийском автономном округе — 16,9%.
 8.Госгарантии субъекта Федерации не должны превышать 5% суммы региональных бюджетных расходов. Этот показатель также был рассчитан только для 70 регионов, получавших трансферты из ФФПР. Требование статьи 134 Бюджетного кодекса РФ было выполнено в 58 из них; в 12 регионах госгарантии превысили 5% бюджетных расходов. Худший показатель зафиксирован в Тамбовской (34,3%), Новосибирской (29,8%) и Орловской (18,5%) областях.
9.Поступление налоговых доходов в региональный бюджет должно превышать 90% первоначально утвержденного объема. Условие было выполнено в 79 субъектах Федерации, нарушено — в 9 (данные по Дагестану не представлены). В 64 регионах страны фактический объем налоговых доходов превысил утвержденные нормативы, причем в Чукотском автономном округе — в 4 раза, в Агинском Бурятском АО — вдвое, в Ненецком АО — на 60%, в Пермской области — на 52%, в Омской области — на 50%. В Эвенкийском АО поступление налоговых доходов было минимальным в стране — 13% от запланированных сумм, в Ярославской области — 69%, в Корякском автономном округе — 71%.
10.Кредиторская задолженность по оплате труда и начислениям на оплату труда в регионе не должна превышать 1 месяца. Требование выдержали 87 регионов; лишь в Эвенкийском и Чукотском автономных округах задолженность превысила 1 месяц (и составила соответственно примерно 4,46 месяца и 3,65 месяца). От 67 регионов Минфин получил отчет об отсутствии кредиторской задолженности по оплате труда и начислениям на оплату труда.
11.Кредиторская задолженность по оплате коммунальных услуг в регионе не должна превышать 1 месяца. Требование было выдержано во всех субъектах Федерации, кроме Курской области (где задолженность составила 1,31 месяца) и в Северной Осетии-Алании (1,55 месяца). В 6 регионах страны (Рязанская область, Чечня, Чувашия, Ханты-Мансийский, Агинский Бурятский и Усть-Ордынский Бурятский автономные округа) задолженность отсутствовала, в остальных регионах она не превысила 1 месяца. 12.Доля оплаты коммунальных услуг населением должна быть 70% и более от их себестоимости. Условие выполнено в 62 регионах страны, не выполнено — в 27 регионах. Помимо Чечни, где население практически не оплачивает коммунальные услуги, самыми низкими для граждан затраты на коммунальные услуги были в Эвенкийском автономном округе (6,9%), Ненецком (14,1%), Таймырском (21,0%), Чукотском (27,9%) и Корякском (32,5%) автономных округах. Больше других платят за коммунальные услуги жители Калмыкии (92,8% от себестоимости), Коми-Пермяцкого автономного округа (92,5%) и Приморья (91%).
13.Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг должна превышать 20% совокупного дохода семьи. За исключением Чечни и Эвенкийского автономного округа, где в отчетности допущены ошибки, в 70 регионах России это требование выполнено и в 17 регионах — нарушено. Гораздо ниже, чем в остальных регионах, эта доля для жителей Москвы (10,0%), республики Коми, Оренбургской области и Таймырского автономного округа (по 15,0%). С другой стороны, ни в одном регионе максимальные расходы населения на услуги ЖКХ не превышают 22% совокупного дохода семьи. Причем в 67 регионах субъектов Федерации максимальный порог составляет именно 22%. 14.Тариф на электроэнергию для промышленности не должен более чем на 50% превышать тариф на электричество для населения региона. Это довольно жесткое экономическое требование не было выполнено в 46 субъектах Федерации (причем отчетность из Чечни поступила с ошибкой и не участвовала в сопоставлениях), то есть более чем в половине отчитавшихся регионов. Наиболее значительные нарушения допущены в Эвенкийском автономном округе, где тариф на электроэнергию для промышленности почти в 14 раз превысил тариф для населения, в Ненецком (превышение в 4 раза), Ямало-Ненецком (в 3,6 раза), Корякском (в 3,3 раза) автономных округах и в Сахалинской области (превышение в 3,2 раза). И наоборот, тариф на электроэнергию для промышленности оказался ниже, чем для населения, в Архангельской области (на 65% ниже) и Татарстане (на 4%). В Тыве электроэнергия для промышленности реализовывалась по тем же ценам, что и для населения.
15.Тариф на теплоэнергию для промышленности не должен более чем на 50% превышать тариф на тепло для населения региона. Из 88 субъектов Федерации (по Чечне допущена ошибка в отчетности) условие было выполнено в 35 и нарушено в 53 регионах. Среди регионов-нарушителей наибольшее превышение тарифов на тепло для промышленности в сравнении с тарифами для населения допущено в Эвенкийском автономном округе (в 24 раза), в Чукотском (в 5,5 раза), Таймырском и Корякском (в 5,2 раза) автономных округах, а также в Камчатской области (в 3,7 раза), Карачаево-Черкессии (в 3,3 раза) и республике Алтай (в 3 раза). Меньше всего среди других регионов тарифы на теплоэнергию для промышленности превышали аналогичные тарифы для граждан в Ростовской (на 1%) и Орловской (на 6%) областях и в Удмуртии (на 8%).

Журнал «Бюджет» №9 сентябрь 2004 г.

Поделиться