25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 13076 Материалы по теме
Инвестиционный климат  в России остается сложным

инвестиционный климат
В мае правительство Москвы провело XI ежегодную конференцию «Регионы и города России: организация финансирования инвестиционных программ на современном этапе».

На конференции обсуждались ключевые вопросы финансирования инфраструктурных и социальных проектов регионов и муниципалитетов РФ, в частности: меры по улучшению инвестиционного климата в России и регионах; опыт и проблемы привлечения прямых инвестиций, включая иностранные; практические примеры реализации механизмов государственно-частного партнерства; программно-целевой подход к формированию и исполнению бюджета региона; регулирование рынка муниципальных и региональных облигаций; управление государственным долгом субъектов РФ.

В работе конференции приняли участие более 200 человек, в том числе представители федеральных органов исполнительной и законодательной власти, правительства Москвы, субъектов РФ и органов местного самоуправления, ряда крупных российских банков, ведущих международных рейтинговых агентств, инвестиционных компаний, финансовых структур.

Об инвестиционном климате в России

Директор Департамента инвестиционной политики и развития государственно-частного партнерства Минэкономразвития России С. Ю. Беляков охарактеризовал инвестиционный климат в стране в целом. «По оценке, сделанной в ряде заявлений руководства страны, инвестиционный климат в России остается неудовлетворительным, несмотря на то что за последние два года предприняты серьезные шаги по его улучшению. Такая оценка может показаться чрезмерно критичной, но мы хотим не просто улучшить инвестиционный климат, а сделать его наиболее привлекательным. В 2010 году было привлечено прямых иностранных инвестиций на 41,2 миллиарда долларов, но хотелось бы выйти на уровень 60–70 миллиардов долларов. Важно помнить, что мы конкурируем с другими странами за мировой инвестиционный капитал, который доходит до трех триллионов долларов. Однако даже сами цифры не так значимы, борьба за инвестиции — это не просто привлечение большого количества денег, это новое производство, новые технологии, новое качество управления во всех отраслях, а значит, улучшение качества жизни населения», — считает С. Ю. Беляков.

Далее он подчеркнул: «Мы боремся, но пока эту конкурентную борьбу проигрываем. Правительство РФ два года назад приняло План по улучшению инвестиционного климата, который состоял из семи направлений и содержал 43 мероприятия. В основном эти мероприятия предполагали внесение изменений в законодательство, дабы сократить уровень административных барьеров. Этот план выполнен на 70 процентов, в процессе его реализации выявляются новые направления, над которыми нужно работать. Самое важное, что было выявлено сразу, это то, что одних законодательных изменений недостаточно, главная проблема российской действительности — в огромном разрыве между принятым законодательством, вполне достойным и конкурирующим во многих сферах с развитыми странами, и правоприменительной практикой. Законодательство не ограничивает инвестиционную активность и в целом привлекательно для инвесторов, но то, с чем сталкивается инвестор на практике, сильно отличается от написанного на бумаге. Необходимо решить в первую очередь этот вопрос, и тогда приток инвестиций позволит стране совершить столь необходимый технологический скачок».

Новая инвестиционная политика Москвы

Выступая на конференции, заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам экономической политики А. В. Шаронов отметил, что в настоящее время новое правительство города «находится в состоянии переосмысливания того наследия, которое было создано в Москве в сфере инвестиционной политики. Мы хотим сохранить хорошее и заменить то, что неэффективно или устарело. С одной стороны, город является центром привлечения инвестиций, с другой — очевидной комплексной проблемой остается сложный инвестиционный климат. Процесс инвестирования, особенно согласования, был и остается очень сложным, а главное, непредсказуемым с точки зрения окончательного результата, критериев оценки инвестиционных предложений».

По мнению А. В. Шаронова, нормативную базу столицы необходимо изменить в соответствии с федеральным законодательством и лучшей практикой, сложившейся как в мире, так и в российских регионах. «Мы пересматриваем большое количество инвестиционных контрактов, около 1,3 тысячи, многие из них заключены еще в 90-е годы прошлого века. По каждому контракту мы примем соответствующее решение или о продлении, или о расторжении. Важная корректива — это отмена штрафных санкций. Мы пошли на амнистию тех контрактов, которые можно реализовать в ближайшем будущем или завершить», — подчеркнул заммэра Москвы и добавил, что «вопросов, которые город хотел бы решить с помощью инвесторов, очень много, прежде всего это транспортная и инженерная инфраструктура, которая стала уже притчей во языцех. Главная цель при этом — найти максимально щадящие для бюджета города способы решения проблем. Если на первых этапах для привлечения частных инвестиций методы государственно-частного партнерства использовались в сфере транспортной инфраструктуры, то теперь эти же механизмы мы стремимся применять в сферах образования и здравоохранения. На данный момент примерно 25 процентов всех медицинских услуг в Москве оказывают частные учреждения различной направленности, и объем частных инвестиций в эту сферу становится все заметнее. В сфере образования также есть частные инвестиции, это касается как частных школ, так и дошкольных учреждений. Москва стремится и дальше развивать данное направление и, не отменяя государственных обязательств, привлекать частные средства». А. В. Шаронов подчеркнул, что «сейчас Москва стремится выстроить такой механизм, чтобы инвестиционные проекты принципиально не попадали в бюджет, чтобы их финансирование за счет бюджетных средств было исключительным случаем, а максимально осуществлялось за счет частных инвесторов».

Как рассказал руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы С. Е. Черемин, «в настоящее время разрабатывается план мероприятий по привлечению инвестиций, борьбе за них, поскольку конкуренция будет возрастать. Правительством Москвы заявлено множество проектов, прежде всего в сфере развития транспорта». В частности, предусмотрены серьезные вложения в развитие метрополитена: Московский метрополитен, протяженность которого составляет 320 км, отстает по этому показателю от Нью-Йоркского в четыре раза. У города есть амбициозная задача увеличить протяженность линий метрополитена на 45 км. «Нужны точечные и объемные вложения в размере 3–5 миллиардов рублей, и эту проблему надо решать в короткие сроки. Решение данной задачи возможно только с помощью государственно-частного партнерства, наиболее распространенный его вариант — соглашение в рамках концессии. Мы уверены, что инвесторы пойдут на такой договор, они готовы доверять городу и предоставлять свои средства на 20–30 лет. Сегодня рассматривается несколько проектов на концессионной основе: строительство новых веток метрополитена, строительство парковок и других объектов транспортной инфраструктуры», — рассказал С. Е. Черемин. Сейчас в стадии проектирования находятся несколько новых линий скоростного трамвая, один из этих проектов обсуждается с частными инвесторами, также идет работа по созданию интеллектуальной транспортной системы управления движением.

Программно-целевой бюджет Москвы

Первый заместитель руководителя Департамента финансов Москвы В. В. Сидоренко рассказал о программно-целевом принципе формирования бюджета столицы. По его словам, «этот принцип стал стратегически обдуманным решением нового правительства города, в марте 2011 года был принят Закон о бюджете на 2012 и плановый период 2013–2014 годов, составленный в формате государственных программ и соответствующих подпрограмм. Это решение принято на законодательном уровне, и задача исполнительной власти — данное решение реализовать».

Как рассказал В. В. Сидоренко, государственная программа — это объединение всех ресурсов, не только и не столько бюджетных, но и других, финансовых и нефинансовых, для достижения определенной цели. Очень важно, что в программе каждая позиция «привязана» к конкретному результату, затем будет проведен мониторинг, чтобы определить, достигнут ли результат. Например, сейчас обсуждается возможность предоставления налоговых льгот в программном формате: налоговые льготы будут разнесены по конкретным программам и подпрограммам, как это принято в мировой практике, и «привязаны» к конкретным результатам, чтобы потом можно было оценить их эффективность.

Еще один ресурс, который будет указан в программах в отдельном приложении, — это прогноз участия потенциальных инвесторов в проектах Москвы. Таким образом, в программах будет отражена задача, которую ставят перед собой органы власти по привлечению средств инвесторов. Также важным ресурсом является план по нормотворческой деятельности с описанием концепции, и по этой части программы можно будет ориентироваться в задачах реформ на ближайшее время.

Переход от управления функциями к управлению проектами потребует внутренних изменений в самой системе органов власти, ее перестройки. По мнению В. В. Сидоренко, «одним из важнейших следствий всех этих изменений станет существенное повышение ответственности органов власти, появится инструмент оценки руководителей, повысится прозрачность их деятельности, можно будет отслеживать выполнение программ».

Региональный срез

Директор Центра государственно-частного партнерства Внешэкономбанка А. В. Баженов рассказал об успешно реализуемых проектах ГЧП в регионах: «В их числе — строительство моста в Нижегородской области, по объему инвестиций сопоставимое со строительством новой трассы Москва — Санкт-Петербург, комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и канализации Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области с объемом инвестиций около 14 миллиардов рублей, строительство очистных сооружений в 35 малых городах Карелии». Также А. В. Баженов рассказал о работе Инвестиционного фонда РФ, возможностях и правилах его использования в региональных проектах ГЧП.

Регионы поделились своим опытом: об использовании инфраструктурных облигаций при строительстве кольцевой автодороги в Санкт-Петербурге рассказал председатель Комитета финансов города Э. В. Батанов, о привлечении инвестиций в экономику своего региона рассказала заместитель министра финансов Нижегородской области Н. Г. Лобанова. Е. И. Колнооченко

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно