Версия для печати 2853 Материалы по теме
«Бюджет» сообщал ранее об эффективной работе Координационного совета по бюджетно-финансовой и налоговой политике Ассоциации «Центрально-Черноземная».

 
Липецк
    Очередное заседание прошло в июле, в городе Липецке. В заседании приняли участие руководители финансовых органов субъектов Центрального федерального округа, членов Ассоциации.
В ходе обсуждения реализации Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон», «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» были рассмотрены актуальнейшие вопросы: разграничения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы в условиях 2005 года; о передаче расходных полномочий субъектам РФ по реализации Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; о реализации в субъекте Федерации Закона «О ветеранах» в части предоставления льгот ветеранам труда и труженикам тыла; о формировании нормативной базы по финансированию мероприятий по жилищно-коммунальному хозяйству в условиях 2005 года; о кадровом обеспечении бюджетных реформ.
Участников совещания тепло приветствовала заместитель главы администрации Липецкой области Татьяна Александровна Глуховкина. Она рассказала участникам форума о значительных достижениях экономики Липецкой области, отметившей недавно свой пятидесятилетний юбилей. На территории 24 тыс. кв. км проживает 1,25 млн. человек, промышленность составляет более 60% РВП. Хорошо известны Новолипецкий металлургический комбинат, завод «Стинол», ЭКЗ «Лебедянский».
    Темпы роста в промышленности позволяют с оптимизмом смотреть на решение задачи удвоения ВВП. Активно развиваются пищевая промышленность, строительный комплекс. Темпы роста сельского хозяйства стимулируются реальными деньгами и составляют 12% в год. Бюджет области помогает гасить процентные ставки по кредитам банков для предприятий АПК и перерабатывающей промышленности.
    Адресная помощь населению увеличится вдвое и составит 100 млн. рублей. Замечен значительный рост в области инвестиций. Достаточно перечислить: открытие солодовни в Турбенском районе пивоваренной компанией «Очаково», производство стиральных машин «Стинол», карамельная фабрика «Ликонф» на 100 тонн в сутки. Все это дает области 5000 новых рабочих мест. В области действует закон о налоговых льготах. Администрация области считает приоритетной задачей улучшение кредитного рейтинга.
Об основных характеристиках бюджета Липецкой области на 2004 год рассказал собравшимся начальник управления финансов администрации Липецкой области, председатель координационного совета Щеглеватых В.М. Как отметил Вячеслав Михайлович, на территории области в 2004 году в бюджеты всех уровней будет мобилизовано 18,8 млрд. рублей налогов и других доходов, из которых в бюджет области поступит 15 млрд. рублей. Липецкая область — регион-донор.
    Объем областного бюджета в 2004 году составляет 9 млрд. рублей и на 96% формируется за счет собственных доходов. Финансовая помощь из федерального бюджета составляет 4% и направляется на реализацию Федеральных законов «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «Об инвалидах в РФ» и другие.
    В структуре собственных доходов областного бюджета основной удельный вес, порядка 57%, приходится на налог на прибыль организаций; налог на доходы физических лиц — 20%, имущество организаций — 8%. Из 20 муниципальных образований области бюджеты 14 являются дотационными.
Бюджет области по расходам составляет 15,7 млрд. рублей, наибольший удельный вес в них занимают расходы на содержание социально-культурной сферы — 57% (более подробный текст выступления будет опубликован в сентябрьском номере журнала «Бюджет»).
    Несмотря на насыщенную программу, участники совещания с большим интересом изучали опыт Липецкой области, региона-донора. Участники совещания получили возможность детально изучить особенности казначейской системы региона. Гости также смогли полюбоваться достопримечательностями Липецкой области, посетили Свято-Тихоновский женский монастырь в Задонском районе, знаменитом своими монастырями.  В ходе совещания, заслушав и обсудив вопросы о реализации в субъектах Российской Федерации Федеральных законов от 04.07.03 №95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъекта РФ» и от 06.10.03 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», участники отметили, что субъектами Федерации начата работа по реализации указанных законов. Вместе с тем продолжению работы не способствует ряд причин:  —Федеральный закон №131-ФЗ принят 6 октября 2003 года. Однако статьей 83 срок вступления его в силу, за исключением отдельных положений, установлен с 1 января 2006 года. В период до вступления настоящего закона в силу продолжают действовать нормативные акты, регулирующие организацию местного самоуправления, и в частности Федеральный закон от 25 сентября 1997 года №126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому за местными бюджетами закреплены на постоянной основе части федеральных налогов; — не принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений»; — к значительным проблемным вопросам следует отнести вопросы недостатка информации у финансовых органов как на региональном уровне, так и на уровне местного самоуправления. Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» установлены полномочия органов местного самоуправления по организации сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования. Также оговорена обязанность территориального федерального органа исполнительной власти по налогам и сборам вести учет налогоплательщиков по каждому муниципальному образованию и предоставлять финансовому органу местной администрации информацию о начислении и об уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет муниципального образования. Эти положения должны осуществляться в порядке, установленном
толпа
Правительством РФ. Однако до настоящего времени оба порядка не установлены.
Участники Координационного совета решили продолжить практику обмена мнениями по вопросам налогово-бюджетной политики для опыта, накопленного в субъектах РФ, входящих в Ассоциацию «Центрально-Черноземная». А также обратиться к федеральным органам власти РФ с предложением пересмотреть решение о передаче на федеральный уровень 1,5% ставки налога на прибыль, установив ставку субъекта на уровне 19%.
    Решить вопрос об обязательном ведении и предоставлении органами государственной статистики статистической отчетности в разрезе муниципальных образований для возможности обсчета налогооблагаемой базы при формировании местных бюджетов. В этих же целях обязать федеральную налоговую службу составлять отчеты о базе налогообложения по всем видам федеральных, региональных и местных налогов и сборов в разрезе муниципальных образований. Ускорить принятие Правительством РФ: — порядка осуществления полномочий органов местного самоуправления, установленных Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», по организации сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования; — порядка осуществления обязанностей, также установленных Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», территориального федерального органа исполнительной власти по налогам и сборам вести учет налогоплательщиков по каждому муниципальному образованию и предоставлять финансовому органу местной администрации информацию о начислении и об уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет муниципального образования; — законодательного закрепления обязанности налоговых агентов предоставлять в налоговые органы отчетность о начисленных и уплаченных суммах налога на доходы физических лиц по истечении каждого отчетного периода, при установлении отчетного периода по НДФЛ месяц; — внесения поправки в главу 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса РФ, предоставляющей налоговым органам право при отсутствии в технических паспортах транспортных средств информации о мощности двигателя транспортного средства производить начисление налога по различной издаваемой в печати справочной информации о транспортных средствах; — внесения изменений в Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю», предусматривающих переход в федеральную собственность только тех земель, на которых на момент разграничения расположено имущество, находящееся в федеральной собственности; — установление порядка информационного обмена между финансовыми и налоговыми органами, органами федерального казначейства и предоставления финансовым органам более широкого доступа к информации, которой располагают налоговые органы и органы федерального казначейства; — проведения реорганизации налоговых органов с учетом структуры административно-территориального деления субъектов РФ, интересов регионов и интересов налогоплательщиков; — с 2005 года осуществление мер социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла, репрессированных граждан, а это наиболее значительная часть льготных категорий, планируется передать на региональный уровень. Принимая во внимание, что финансовое обеспечение гарантий инвалидам и ряду других категорий будет проводиться в денежной форме из федерального бюджета, регионы с целью ликвидации различных подходов к предоставлению социальных гарантий на территории одного субъекта Федерации вынуждены принять аналогичный порядок возмещения льгот. Вместе с тем, большинство регионов из-за резкого увеличения расходов бюджетов, не имея реальных доходных источников на дополнительные расходы, не смогут обеспечить выплату льгот деньгами.
Учитывая, что граждане, имеющие звание «ветеран труда», труженики тыла имеют заслуги в первую очередь перед государством, а не только перед регионом проживания, в целях справедливого подхода к реализации мер социальной поддержки всех категорий льготников рассмотреть вопрос передачи финансового обеспечения льгот ветеранов труда, тружеников тыла и репрессированных граждан на федеральный уровень. Разработать следующие проекты нормативно-правовых актов: —    порядок финансирования из федерального бюджета полномочий, осуществляемых органами государственной власти по предметам совместного ведения; —    методику распределения средств финансовой помощи субъектам РФ; —    методику распределения между субъектами РФ субвенций из федерального фонда компенсаций.
    В 2005 году при делегировании отдельных расходных полномочий с федерального уровня на региональный, в федеральном бюджете предусмотреть средства по ликвидации кредиторской задолженности, образовавшейся в течение прошлых лет по федеральным мандатам.
Сохранить в Бюджетном кодексе Российской Федерации понятие «бюджетная ссуда» местным бюджетам на финансирование кассовых разрывов. Законодательно отменить не обеспеченные бюджетными ассигнованиями федеральные мандаты.
Просить Министерство образования и науки РФ разработать новый образовательный стандарт в области общественных финансов (государственных и муниципальных финансов) на базе нового современного учебника.

Соб. корр.
Журнал «Бюджет» №8 август 2004 г.

Поделиться