25 апреля 2024 года
Версия для печати 3886 Материалы по теме
Конкурс в контексте реформ

ерошкина
IV Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» предъявил новые, повышенные требования своим участникам. Наиболее активные из них собрались 10 июня в Москве, чтобы обсудить итоги конкурса и поговорить об актуальных для местного самоуправления проблемах. Л. А. Ерошкина, директор Департамента межбюджетных отношений Минфина России

Начиная с 2008 года, когда был проведен первый конкурс, через него прошла практически пятая часть всех существующих в стране городских округов и муниципальных районов из едва ли не всех субъектов РФ. Причем списки победителей за эти годы красноречиво говорят о том, что в числе лучших оказываются отнюдь не только крупные города, но и муниципальные образования довольно скромных размеров.

«Система показателей, которую использует конкурсная комиссия, позволяет оценить, как растут налоговые и неналоговые доходы бюджетов муниципальных образований, как они управляют своими расходами, какая работа проводится в сфере организации предоставления муниципальных услуг, — отмечает директор Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ Л. А. Ерошкина, возглавляющая конкурсную комиссию. — Важно, что подготовка материалов для конкурса позволяет муниципальным образованиям самим оценить качество проделанной за год работы».

Следует отметить, что к IV конкурсу система оценки конкурсантов существенно изменилась. Она была переработана таким образом, чтобы учесть важнейшие тенденции реформирования системы общественных финансов в стране. Конкурсная комиссия получила возможность проанализировать целый спектр показателей деятельности местных властей. Например, оценить, какова доходность переданного в аренду имущества муниципального образования, насколько велика в местном бюджете доля инвестиционных расходов, растут или сокращаются расходы на содержание органов местного самоуправления, как активно создаются автономные учреждения, равномерно ли исполняется бюджет и многое другое — всего таких показателей около 60.

Всего на участие в конкурсе было подано более 170 пакетов документов. Генеральным спонсором акции выступил СМП Банк, стратегическим партнером — компания БФТ. Официальными спонсорами стали компании «Кейсистемс» и НПО «Сапфир».

Стало традицией одновременно с торжественным объявлением итогов конкурса проводить конференцию на актуальные для местного самоуправления темы. Открывая конференцию, О. Г. Бежаев, заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Минфина России, отметил, что около 20 % расходов консолидированного бюджета Российской Федерации расходуются через местные бюджеты. «От того, насколько четко работают органы местного самоуправления, в стране зависит многое», — подчерк­нул он. — Главная цель, поставленная руководством страны, — повысить финансовую автономию местных органов власти. Это непростая задача«, — признал представитель Минфина России. Он также подчеркнул, что такого уровня закрепления доходов за местными органами власти, как сейчас, никогда ранее не было. «Если бы экономическая активность территорий была значительной, существующие нормативы отчислений позволяли бы формировать гораздо более объемные бюджеты. Не имеет смысла постоянно перераспределять имеющиеся налоги: надо развивать экономику. Сами же пропорции сегодня оптимальны», — сказал О. Г. Бежаев.

Д. С. Хворостухина, начальник отдела муниципальных образований Департамента межбюджетных отношений Минфина России, рассказала, как именно на федеральном уровне видят задачу поддержки местных бюджетов. Финансовая самодостаточность тех муниципальных образований, которые представляют собой высокоразвитые территории или имеют потенциал развития, может быть обеспечена за счет предоставления в большей степени нормативов отчислений от налогов, а не финансовой помощи. С другой стороны, для массы муниципальных образований, не имеющих перспектив роста налогооблагаемой базы, например сельских поселений, главная задача состоит в обеспечении гарантий финансирования их расходных обязательств. Причем в основном за счет финансовой помощи из бюджетов субъектов.

Д. С. Хворостухина напомнила собравшимся о том, что в текущем году объемные расходные обязательства в сфере здравоохранения переданы с муниципального на региональный уровень. Общий объем данных полномочий оценивается примерно в 200 млрд руб. «Это однозначно приведет к тому, что нормативы в субъектах для муниципальных образований будут снижены», — сообщила Д. С. Хворостухина. Она также прогнозирует снижение объемов фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), действующих в субъектах РФ.

Важный вопрос, который сейчас волнует местные власти, — перспектива отмены федеральных льгот по региональным и местным налогам. Здесь муниципалов ожидало неприятное известие: подготовленный Минфином законопроект, который предусматривал частичную отмену льгот, в Правительстве РФ поддержан не был. Так что в 2011 году соответствующее решение принято не будет. «Необходимо продолжать работу по сокращению таких льгот, — отметил С. В. Разгулин, заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России. — Возможно, речь будет идти о более точечных поправках». Что касается налога на недвижимость, то, по словам сотрудника Минфина России, он может быть введен на территории отдельных регионов начиная с 2013 года.

С. В. Разгулин также рассказал о грядущих изменениях в налоговом законодательстве, связанных с использованием специальных налоговых режимов. Так, в первом чтении принят законопроект, предусматривающий изменение порядка применения УСН, ЕНВД и предполагающий введение нового специального налогового режима — патентной системы налогообложения. Рассматривается вопрос об увеличении планки дохода, достижение которой позволяет оставаться на «упрощенке», с нынешних 60 млн руб. до 80 или даже 100 млн руб. Что касается патентной системы налогообложения, то ее смогут использовать индивидуальные предприниматели, привлекающие наемных работников в количестве до 10 человек. На федеральном уровне будут установлены минимальная и максимальная стоимость патента — от 100 до 500 тыс. руб. При этом 90 % доходов от применения системы будут направляться в муниципальные образования.

С. В. Сивец, начальник отдела методологии бюджетного учета и бюджетной отчетности Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России, осветила ключевые проблемы, связанные с учетом и отчетностью в бюджетных, казенных и автономных учреждениях. В частности, она назвала беспрецедентным нормативно-правовое регулирование, реализованное приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157-н. «В последние пять лет все инструкции, которые определяли бухучет в государственном секторе, принимались в конце года и вводились поэтапно, а этот приказ вступил в силу независимо от его публикации с 1 января 2011 года». По словам С. В. Сивец, многие учреждения стали «заложниками» используемых ими программных продуктов, которые элементарно не поспели за развитием нормативно-правовой базы и оказались не готовы обеспечить надлежащий учет. Причем Минфин России не может напрямую повлиять на ситуацию: соответствующую работу со своими контрагентами в рамках договорных отношений должны провести сами учреждения. Между тем все государственные и муниципальные учреждения должны будут размещать свою годовую отчетность непосредственно на сайте Минфина России. Это тревожит финорганы субъектов РФ: могут возникнуть не совпадающие друг с другом потоки отчетности. Возможный выход из этого положения мог бы заключаться в том, чтобы учреждения размещали свою отчетность только после того, как она будет утверждена соответствующим субъектом РФ.

Призеры и победители в номинациях 4-го Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Диплом I степени

г. Магнитогорск (Челябинская область) 
г. Барнаул (Алтайский край) 
Сафоновский район (Смоленская область)

Диплом II степени

г. Сыктывкар (Республика Коми) 
г. Чита (Забайкальский край) 
Белорецкий район (Республика Башкортостан) 
Тетюшский район (Республика Татарстан)

Диплом III степени

г. Муром (Владимирская область) 
г. Минусинск (Красноярский край) 
Томский район (Томская область) 
Добринский район (Липецкая область)

Номинация 1. За высокое качество управления бюджетными доходами и муниципальной собственностью

г. Челябинск (Челябинская область) 
г. Муравленко (Ямало-Ненецкий АО) 
г. Хабаровск (Хабаровский край) 
Шербакульский район (Омская область) 
Шемышейский район (Пензенская область)

Номинация 2. За высокое качество управления бюджетными расходами

г. Ярославль (Ярославская область) 
г. Томск (Томская область) 
г. Самара (Самарская область) 
Селенгинский район (Республика Бурятия) 
Гусь-Хрустальнвый район (Владимирская область)

Номинация 3.За высокое качество организации предоставления муниципальных услуг 
г. Воронеж (Воронежская область) 
г. Норильск (Красноярский край) 
г. Тольятти (Самарская область) 
Ипатовский район (Ставропольский край) 
Киришский район (Ленинградская область)

Номинация 4. За высокое качество бюджетного планирования и исполнения бюджета

г. Вологда (Вологодская область) 
г. Владимир (Владимирская область) 
г. Владикавказ (Республика Северная Осетия — Алания) 
Бурлинский район (Алтайский край) 
Моргаушский район (Чувашская Республика)

Номинация 5. За лучшую организацию работы с кадрами

г. Саратов (Саратовская область) 
г. Белогорск (Амурская область) 
г. Кирово-Чепецк (Кировская область) 
Нижневартовский район (Ханты-Мансийский АО) 
Кумылженский район (Волгоградская область)

Спецноминация. «За эффективное управление бюджетным процессом с помощью автоматизированных информационных систем»

г. Тольятти (Cамарская область) 
Ядринский район (Чувашская Республика) 
г. Челябинск (Челябинская область) 
г. Хабаровск (Хабаровский край)

ФОТООТЧЕТ 

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно