25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 4207 Материалы по теме
седов
Пополнение доходной части бюджета — задача в первую очередь налоговых служб. О том, как обстоит дело с налоговыми сборами в одном из крупнейших регионов страны, рассказывает руководитель УМНС России по Московской области Константин СЕДОВ.

—Константин Вячеславович, какие нововведения в системе налоговых органов области способствовали увеличению налогов и сборов?
—Думаю, сказалось прежде всего усиление налогового контроля. Во-вторых, урегулирование задолженности по платежам в бюджет проводилось по двум основным направлениям — реструктуризации и принудительному взысканию. И, конечно же, дали положительный эффект мероприятия, проведенные Управлением в 2003 году в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие налоговых органов на 2002—2004 годы».
С целью совершенствования налогового администрирования и оптимизации структуры территориальных налоговых органов в феврале 2003 года у нас был образован Отдел комплексного развития налоговых органов. 
—Как идет процесс перевода областного управления на новую типовую структуру?
—На сегодняшний день в структуре территориальных налоговых органов Управления функционирует 61 инспекция, в том числе 11 межрайонных (включая межрайонную инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам), 43 инспекции по городам (включая инспекцию по городу и космодрому Байконур) и 7 инспекций в районах области. Более 30 инспекций с численностью свыше 100 человек уже переведены в новую типовую структуру. В указанных инспекциях по новой типовой структуре создано 400 отделов. В рамках эксперимента по переходу на типовые структуры переведено на новые должности более  3500 специалистов, назначены 85 заместителей руководителей и 365 начальников отделов инспекций.
—Как складываются взаимоотношения с властными структурами Московской области, Московской областной думой, федеральными органами исполнительной власти, администрациями муниципальных образований?
—В рамках заключенного договора о взаимодействии МНС РФ и правительства Московской области, а также аналогичных договоров Управления с органами местного самоуправления, в 2003 году из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований перечислено 113,9 млн. руб. Все средства направлены на реконструкцию, капитальный и текущий ремонт зданий и помещений инспекций. Это позволяет на принципиально новом качественном уровне построить взаимоотношения с налогоплательщиком, повысить культуру общения с ним.
Ощутимый результат принесла совместная работа по постановке на налоговый учет и привлечению к уплате налогов в бюджеты всех уровней свыше ста организаций, осуществляющих свою деятельность в зоне международного аэропорта «Шереметьево». За истекший год ими уплачено в бюджеты всех уровней около 1 млрд. руб., при этом преобладающая часть — в бюджет Московской области.
Мы понимаем, что будущее налоговых органов — за модернизацией налогового администрирования с применением новых информационных платформ. Поэтому активно внедряем системы электронного оборота документов (ЭОД) и завершаем подключение территориальных инспекций Московской области к IP-сети МНС России. Также мы проводим работу по созданию IP-телефонии на основе образующейся единой корпоративной сети. Так, на сегодняшний день система ЭОД практически внедрена во всех инспекциях. Тем самым сокращается до минимума время присутствия налогоплательщиков в инспекциях, создается возможность наиболее полно и правильно представлять бухгалтерскую и налоговую отчетность, в кратчайшие сроки получать запрашиваемые сведения.
С этими же целями организована сдача налогоплательщиками налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (для этого подписано соглашение о совместных действиях с оператором связи ООО «ТАКСКОМ»), на магнитных носителях (была проведена бесплатная раздача инспекциями программы INPUTDOC), с привлечением третьих лиц (подписано соглашение с Московской областной аудиторской палатой). Для примера отмечу, что количество документов, принятых в электронном виде в 2003 году, увеличилось до 15 585. 
—От решения проблемы собираемости налогов зависит очень многое в экономике области. Как вы оцениваете итоги работы налоговых органов Подмосковья за  2003 год?
 —Налоговыми органами Московской области в бюджетную систему Российской Федерации за 2003 год мобилизовано налогов и сборов в размере 93,5 млрд. руб. Из общей суммы поступлений налоговые платежи составили: в федеральный бюджет — 36% и в консолидированный бюджет Московской области — 64%.
В структуре налоговых доходов поступления федеральных налогов составляют 80% (74 млрд. руб.), региональных — 13% (12 млрд. руб.), местных налогов и сборов — 5% (5 млрд. руб.), налогов со специальным налоговым режимом — 2% (2 млрд. руб.). Темпы роста к 2002 году составили: по федеральным налогам — 112%, по региональным налогам — 120% и по местным налогам — 167%.
Основная часть доходной части бюджетов всех уровней 2003 года сформирована за счет поступлений пяти видов налогов. Поступления налога на добавленную стоимость — 25 млрд. руб. (27% от общей суммы поступлений), налога на доходы физических лиц — 28 млрд. руб. (30%), налога на прибыль — 16 млрд. руб. (17%), акцизов — 8 млрд. руб. (9%), платежей за пользование природными ресурсами — 5 млрд. руб. (5%). Структура поступлений консолидированного бюджета Московской области характеризуется следующим образом: доля налога на доходы физических лиц — 37%, налога на прибыль — 22%, налога с продаж — 8%, налога на имущество организаций — 10%, акцизов на алкогольную продукцию — 7%, земельного налога — 7%. По результатам 2003 года высокие темпы роста поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет Московской области достигнуты практически всеми налоговыми органами Московской области.  —Одна из основных проблем налоговых органов — сбор единого социального налога. Как она решается у вас? —В 2003 году успешно, конструктивно решались вопросы анализа и прогнозирования поступления сумм ЕСН, обеспечивалось оперативное информационное взаимодействие между министерствами различного уровня, а также методологическое урегулирование вопросов, возникающих по администрированию ЕСН. Такой подход позволил Управлению обеспечить поступление ЕСН в 2003 году на 17% больше, чем за 2002 год. Причем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и сумм в счет погашения задолженности предыдущих лет по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды в том числе поступило свыше 44 млрд. руб. Доля ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, в общей сумме налоговых платежей в федеральный бюджет в 2003 году составила 34,6%.
—Насколько эффективна работа с организациями сектора потребительского рынка? 
—Высокую эффективность контрольной работы показала постоянно действующая мобильная группа Управления МНС России по Московской области по проверке применения контрольно-кассовых машин (ККМ). В целом за 2003 год мобильной группой проведено 87 рейдов, в ходе которых проверено 1664 организации, общая сумма предъявленных штрафов за выявленные нарушения составила 12 468,0 тыс. руб. На территории Московской области на налоговом учете состоят 58 предприятий — производителей спирта и алкогольной продукции, имеющих лицензии, в том числе:  9 предприятий — производителей спирта, 175 организаций оптовой торговли, имеющих лицензию на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, из них 30 имеют статус акцизного склада.  —Как обстоят дела с учетом налогоплательщиков — как юридических, так и физических лиц?
—По состоянию на 1 января 2004 года на учете в налоговых органах Московской области по месту своего нахождения состоят 157 197 организаций. За год их число увеличилось на 13 284, что составляет более 9% от числа организаций, состоявших на учете на 10 января 2003 года.
Следует обратить внимание на то, что случаев уклонения от учета в налоговом органе по месту нахождения организации нет, так как постановка на учет по данной причине осуществляется сразу же после государственной регистрации юридического лица, оформляемой в полном объеме налоговым органом.
Число иностранных и международных организаций, осуществляющих деятельность на территории Московской области, также увеличилось. На конец 2003 года на учете в налоговых органах состояло 367 отделений иностранных организаций и 45 международных организаций.
Что касается учета физических лиц, то по состоянию на 1 января 2004 года на учете в налоговых органах Московской области с применением ИНН состоит 3910 тыс. человек.  Сохраняются тенденции изменения структуры контингента физических лиц, состоящих на учете в налоговых органах. Продолжается снижение доли индивидуальных предпринимателей в общей численности физических лиц, состоящих на учете в налоговых органах Московской области (если на 1 января 2003 года она составляла 4,54%, то на 1 января нынешнего года — 4,37%).
В то же время значительно выросла численность физических лиц, состоящих на учете в налоговых органах по другим основаниям. За 2003 год поставлено на налоговый учет физических лиц — собственников имущества 58,4 тыс. человек, и их число составляет в целом 323 тыс. человек.
 —Какие меры принимаются инспекциями для погашения недоимки? 
—Пожалуй, это один из самых больных вопросов для всех налоговых органов. Что касается нашего Управления, то недоимка по всем видам налогов по состоянию на 1 января 2004 года составила 9,6 млрд. руб.
До 24% от размера недоимки составляют денежные средства, списанные с расчетных счетов налогоплательщика через проблемные банки, но не зачисленные на счета по учету доходов бюджетов.
Таким образом, в 2003 году доля невозможных к взысканию платежей увеличилась с 49,5 до 56,7%, или на 7,2 процентных пункта, а доля реальной недоимки в общем объеме снизилась с 53,5 до 39,6%.
Среди комплекса мер одним из наиболее эффективных видов воздействия остается направление требований об уплате налогов и сборов. За 2003 год было направлено 86 тыс. требований на сумму 26,8 млрд. руб. Уплачено 4,9 млрд. руб., или 78,1% от всей погашенной задолженности.
 —Есть ли планы упрощения работы с налогоплательщиками?
—В соответствии с приказом от 29.10.2002 г. № БГ-3/27/575 инспекции МНС России по Московской области начали осуществлять ежедневный прием налогоплательщиков в течение всего рабочего времени. Эти меры введены с целью упорядочения работы налоговых органов с налогоплательщиками, повышения качества их обслуживания и более оперативного оказания информационных услуг. Ежедневный прием хоть и лег дополнительной нагрузкой на налоговых работников, но помогает налогоплательщикам оперативно получить информацию в налоговой инспекции.
—Какова квалификация кадров Управления и инспекций?
 —Численность работников всех налоговых инспекций области составляет в настоящее время 7061 человек. Высшее образование имеют 4024 человека (это более 60% от общей численности), из них 146 человек имеют по два высших образования. В вузах обучаются 1424 человека. Как видите, квалификация достаточно высокая, но нас беспокоит все увеличивающаяся за последние годы текучесть кадров. В 2002 году из налоговых органов области уволилось 1039 специалистов, что на 21% больше, чем в предыдущем году, и на 63% больше по сравнению с 2000 годом. Как показывает анализ, более одной трети среди уволившихся — высококвалифицированные специалисты, проработавшие в инспекциях более трех лет. Эта негативная тенденция, к сожалению, сохраняется. Одна из основных причин такого положения — конечно же, низкая заработная плата и высокая напряженность в работе.
Особое внимание мы уделяем профессиональной переподготовке и повышению квалификации своих работников. Так, в 2003 году прошли профессиональную переподготовку 62 и повысили квалификацию 1120 руководящих работников и специалистов налоговых органов. В рамках процесса модернизации налоговых органов прошли обучение 1739 руководящих работников и специалистов, в том числе 10 руководителей инспекций, 53 заместителя руководителя — главных технологов, 10 преподавателей-репликаторов. 
—Какие из намеченных задач предстоит решать налоговым органам Подмосковья в первую очередь?
—Продолжим реализацию принципа одного окна при государственной регистрации юридических лиц. Налогоплательщики сами смогли убедиться в удобстве нововведения: это позволяет в несколько раз сократить время открытия банковского счета и начала хозяйственной деятельности организации, уменьшить нагрузку на налоговиков и ликвидировать очереди.  В числе главных — вопросы, связанные с переходом на новую структуру, сменой приоритетных направлений и оптимальных подходов к работе, укреплением материально-технической базы.  О расширении взаимодействия с правительством Московской области хочу сказать особо. Это подразумевает дальнейшее развитие информационного обмена, проведение в рамках действующего законодательства мероприятий, максимально направленных на решение вопросов по созданию единого информационного ресурса по налоговой базе и поступлениям, безусловное выполнение договоров о взаимодействии, своевременное и в полном объеме получение средств на материально-техническое развитие.
Уверен, четкое и неукоснительное выполнение этих планов благоприятно скажется на всей работе налоговых органов области, и прежде всего на качестве и эффективности работы с целью наполняемости бюджетов всех уровней. А  стало быть, напрямую отразится на показателях самых важных жизненных сфер: национальной обороны, здравоохранения и образования, науки и культуры и др. Поэтому мы, налоговики Подмосковья, прилагали и будем прилагать максимум сил и энергии, чтобы добиваться поступления в казну все больше и больше налоговых отчислений и сборов.

Справка «Бюджета»

Седов Константин Вячеславович, родился 29 июня 1970 г. в Москве. 
В 1993 г. окончил Всероссийский заочный финансово-экономический институт по специальности «Финансы и кредит». Кандидат экономических наук (в 1996 г. защитил диссертацию по теме «Налогообложение в Российской Федерации и пути его совершенствования»).  Трудовую деятельность начал в 1987 г. экономистом в Минфине РСФСР.
С 1997 г. занимал должность заместителя председателя правительства Ставропольского края — полномочного представителя правительства Ставропольского края при Правительстве РФ. 
С апреля 2001 г. работал в должности руководителя Департамента единого социального налога Министерства РФ по налогам и сборам. 
23 ноября 2001 г. назначен руководителем Управления МНС России по Московской области.  Автор монографий — «Налоги в зеркале реформ» (Издательский центр Института микроэкономики, Москва, 1996 г.); «Распределение налогов между звеньями бюджетной системы» и др.  Имеет чин государственного советника налоговой службы РФ III ранга. 

Беседовал Ильшат БАЙЧУРИН
Журнал «Бюджет» №7 июль 2004 г.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно