Сегодня арктические территории считают зоной своих интересов сразу несколько государств. Причем претендуют они уже не только на арктический шельф, но и на Северный морской путь России. Ряд стран предлагает даже вывести эту морскую магистраль из-под юрисдикции России. Чтобы этого не допустить, Россия должна сама значительно активизироваться в Арктике. О том, какие изменения ждут в ближайшее время российскую Арктику, рассказал «РГ» секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев.
Российская газета: Николай Платонович, с чем связано столь представительное совещание Совета безопасности России, которое проходит на Крайнем Севере России?
Николай Патрушев: Вопросы развития российской Арктики всегда находились под самым пристальным вниманием руководства страны. Президент России Дмитрий Медведев подчеркнул, что Арктика становится ключевой стратегической ресурсной базой России в XXI веке. Нынешнее совещание — предваряет большую международную конференцию, которая пройдет на борту ледокола «Ямал» в ходе начинающегося в эти дни арктического перехода, на которой будут обсуждены вопросы повышения эффективности международного сотрудничества в Арктике, а также транспортные и экологические проблемы региона.
И это оправданно, так как при доле населения меньше 1 процента в российской Арктике производится продукция, которая обеспечивает около 20 процентов ВВП России и составляет более 22 процентов общероссийского экспорта. В настоящее время в районах Крайнего Севера добывается 95 процентов газа, 75 процентов нефти, основная часть никеля, олова, платиноидов, золота и алмазов. Одну треть Северного Ледовитого океана занимает шельф арктических морей Российской Федерации.
Вместе с тем очевидны масштаб и сложность решения задач региона. В настоящее время правительством России проводится большая и серьезная работа по реализации Основ государственной политики РФ в Арктике до 2020 года, принятых на заседании Совбеза в августе 2008 года.
РГ: А на какой стадии сейчас находится разработка Стратегии развития Арктической зоны России и какие основные задачи в ней будут заложены?
Патрушев: Разработка Стратегии уже завершается.
Основным условием укрепления национальной безопасности является повышение конкурентоспособности России в мировом сегменте трансконтинентальных перевозок, в первую очередь за счет использования Северного морского пути.
При этом речь идет не только о проводке судов, но и о создании транспортно-логистических комплексов. Также важно связать вопрос развития транспортной инфраструктуры с решением задач военной и пограничной безопасности. Особое внимание следует уделить мерам по ликвидации на территории Арктической зоны стихийных свалок мусора, которые образовались за прошлые годы.
РГ: А какие перспективы у Северного морского пути. Он действительно может стать реальной альтернативой тому же Суэцкому каналу?
Патрушев: Развитие Севморпути имеет ключевое значение для защиты национальных интересов и безопасности России в Арктике. По нашим оценкам, общий объем грузопотока по трассе в 2012 году может превысить 5 миллион тонн. В целом же эксперты прогнозируют увеличение грузооборота по ней более чем в 10 раз. Чтобы представить ее значение, стоит вспомнить, что этот путь связывает между собой северные регионы на протяжении около 6 тысяч километров. В соответствии с проектами ресурсодобывающих компаний по освоению месторождений полуострова Ямал, развитию Сибири и Дальнего Востока арктическая морская транспортная система должна обеспечить объем перевозок по Северному морскому пути к 2020 году — до 64 миллионов тонн и к 2030 году — до 85 миллионов тонн.
При этом сегодня географические преимущества СМП благодаря совместной деятельности государства и бизнеса стали постепенно превращаться в экономические.
Так, маршрут через Северный морской путь по сравнению с трассой через Суэцкий канал короче на 2440 морских миль и сокращает длительность рейса на 10 суток, а также экономит огромное количество топлива — около 800 тонн на среднестатистическое судно. Буквально на днях завершилась проводка под личным контролем министра транспорта Игоря Левитина двух российских новейших танкеров ледового класса тоннажом 70 тысяч тонн в Юго-Восточную Азию. Это проводка в очередной раз доказала экономическую эффективность Северного морского пути.
РГ: Наш ледокольный флот сегодня полностью обеспечивает проводку всех судов во льдах по Северному морскому пути?
Патрушев: На трассах Северного пути сейчас действуют 10 линейных ледоколов. Из них 6 атомных, в том числе построенный в 2007 году атомный ледокол «50 лет Победы», и 4 дизельных.
Основная часть атомных ледоколов построена в 1970 — 1990 годы и потребует замены в связи с приближением предельного срока службы. На данный момент только два ледокола «50 лет Победы» и «Ямал» эксплуатируются, не выработав назначенный ресурс.
РГ: И новых ледоколов на замену старым не планируется строить?
Патрушев: В рамках программы «Развитие транспортной системы России в 2010 — 2015 годы» планируется построить один универсальный атомный ледокол мощностью 60 МВт и три линейных дизельных ледокола мощностью по 25 МВт.
РГ: Насколько серьезно перед Россией сегодня стоят проблемы Северного завоза и как их планируется решать?
Патрушев: Проблема завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности во многом связана с высоким уровнем издержек и стоимости перевозок, которые увеличивают конечную цену товаров до
Большая часть речного транспортного флота морально и физически устарела. Свыше 70 процентов плавсредств имеют срок службы более 20 лет и эксплуатируются на грани этого нормативного срока.
Аналогичная ситуация сложилась и с основным парком судовых двигателей. Более половины главных двигателей теплоходов в ближайшее время выработают ресурс и уже сейчас нуждаются в замене или капитальном ремонте.
При этом явно ощущается нехватка судов, способных работать в условиях крайнего мелководья рек с глубинами от полуметра, а также судов на воздушной подушке и экранопланов. В то же время современный этап развития северных территорий обуславливает дальнейший рост нагрузки именно на малые реки, по которым в настоящее время 20 процентов объема перевозок грузов осуществляется в малотоннажном флоте.
Создание новых высокоширотных глубоководных маршрутов, пролегающих севернее Новосибирских островов, позволит осуществлять судоходство крупнотоннажных танкеров и сухогрузов с осадкой более 15 метров. За счет использования их полной грузовместимости и дополнительной экономии времени будет повышена экономическая эффективность доставки грузов Северным морским путем как в российские порты, так и в Юго-Восточную Азию.
РГ: А вообще на Крайнем Севере возможна альтернатива речному и морскому грузопотоку?
Патрушев: В период до 2015 года основными направлениями развития транспортной инфраструктуры станет развитие автомобильных дорог в составе международных транспортных коридоров, обеспечение их соответствия международным требованиям для интеграции в европейскую сеть автомобильных дорог. Речь идет и о реконструкции автомобильной дороги федерального значения М-18 «Кола» от Санкт-Петербурга через Петрозаводск, Мурманск, Печенгу до границы с Норвегией. Эта дорога будет соединять Мурманский морской порт с регионами центральной части Российской Федерации, а также с морскими портами Балтийского моря.