25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 10458 Материалы по теме
Республика Коми:  реформа отрасли «Культура»

гарезина
Последние семь лет для Республики Коми прошли под знаком реформирования бюджетной сферы и внедрения новых технологий управления общественными финансами, бюджетирования, ориентированного на результат. Сегодня республика активно внедряет программу повышения эффективности бюджетных расходов, в том числе и в сфере культуры. Ирина Генриховна ГАРЕЗИНА, заместитель министра финансов Республики Коми

Россия — страна контрастов. Нельзя сравнивать возможности богатых субъектов Федерации в части сохранения и финансирования объектов культуры и небогатых. Политические лидеры говорят только о врачах и учителях. Региональным властям приходится все резервы направлять в отрасли, которые модернизирует федеральный центр. В таких условиях сохранять и развивать провинциальную культуру особенно сложно.

В Республике Коми к руководству отрасли пришли новые, современно мыслящие руководители, которые понимают логику бюджетных и управленческих реформ и активно внедряют новые механизмы управления общественными финансами. Все ГРБС Республики Коми в течение семи последних лет также участвуют в процессе реформирования общественных финансов, но в сфере культуры достичь результатов особенно сложно. Как развивается процесс в настоящее время, рассмотрим на примере ведомственной программы повышения эффективности бюджетных расходов, разработанной Министерством культуры Республики Коми.

Начало бюджетной реформы в республике было положено принятием комплексной программы реформирования региональных финансов в 2004–2006 годах. В бюджетном процессе стали использоваться такие инструменты, как реестр расходных обязательств, государственное задание, обоснование бюджетных ассигнований, доклад о результатах и основных направлениях деятельности органов власти. Сделано много в части развития бюджетной системы республики, прозрачности бюджетных технологий.

Правительство Республики Коми распоряжением от 31 декабря 2010 г. утвердило Программу повышения эффективности бюджетных расходов Республики Коми на период до 2012 года, определив стратегической целью создание условий для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по выполнению государственных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Республики Коми. Это стало очередным этапом реформы общественных финансов в регионе.

На основе Методических рекомендаций по разработке и реализации ведомственных программ повышения эффективности бюджетных расходов, утвержденных совместным приказом Министерства финансов и Министерства экономического развития Республики Коми от 28 февраля 2011 года, все органы исполнительной власти республики подготовили ведомственные программы по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011 год и плановый период 2012–2013 годов. Эти программы прошли защиту на межведомственной комиссии, состоящей из сотрудников Министерства экономического развития, Министерства финансов, Управления государственной гражданской службы, Тарифного комитета, Агентства Республики Коми по управлению имуществом.

Ломка стереотипов

В Бюджетном послании на 2012–2014 годы Президент РФ Д. А. Медведев сказал: «Особо хотел бы подчеркнуть, что меры по развитию социальной сферы не должны сводиться к механическому наращиванию расходов». В связи с этим мне хотелось выделить работу в этом направлении Министерства культуры Республики Коми и показать, как меняется мышление наших руководителей, происходит (пока очень медленно) ломка стереотипов, обратить внимание на то, что учреждения культуры у нас бедные, не способные вытянуть очередной этап бюджетных реформ и что ответственность государства выражается только в сохранении исторически сложившейся сети учреждений.

рис 1
Сеть отрасли «Культура» Республики Коми велика числом и разнообразна формой, что можно видеть на рисунке 1. Министерство культуры республики необходимость разработки программы повышения эффективности бюджетных расходов в данной сфере обосновало тем, что у госучреждений отрасли отсутствуют стимулы к повышению качества своей работы, эффективному распоряжению имуществом, а также заинтересованность в необходимости повышения удовлетворенности граждан качеством госуслуг (работ) и совершенствовании опыта внедрения госзаданий, системы стандартов качества госуслуг (работ), порядка и методики расчета нормативных затрат на оказание госуслуг (выполнения работ). Таким образом, в рамках реализации бюджетной реформы в Министерстве культуры республики были разработаны и внедрены новые подходы к управлению общественными финансами.

рис 2
На сегодняшний день бюджет отрасли формируется Министерством культуры на основе программно-целевого метода с учетом принятых ведомственных целевых программ. Утверждение и планирование бюджета осуществляется на основе среднесрочного финансового плана. С 2008 года была внедрена новая отраслевая система оплаты труда, а с 2012 года Министерство культуры готовится перейти на трехлетний бюджет отрасли. Бюджетное планирование министерство осуществляет с представлением ДРОНДа. Также ведется реестр госуслуг (работ), осуществляется формирование госзаданий на оказание госуслуг (работ). Начато внедрение нормативов затрат на оказание госуслуг (работ), а также нормативов затрат на содержание имущества госучреждений.

Основные задачи реформирования отрасли

рис 3
Главной стратегической целью программы было определено повышение эффективности бюджетных расходов для обеспечения доступности и повышения качества предоставляемых населению услуг (схема реализации программы представлена на рис. 2). Для достижения поставленной цели Министерство культуры наметило девять задач (см. рис. 3) и ряд целевых индикаторов, позволяющих определить степень выполнения каждой задачи. Выполнение каждой задачи достигается реализацией нескольких мероприятий, для каждого из них закреплено от двух до пяти индикаторов, которые должны дать объективную картину отчета о выполнении мероприятий программы. Закрепляемые индикаторы для каждого мероприятия свои. Например, для третьей задачи следующие:

  • количество автономных учреждений на конец года (ед.);
  • количество бюджетных учреждений нового типа на конец года (ед.);
  • доля расходов республиканского бюджета на финансирование государственных учреждений путем предоставления субсидий, сформированных на основании порядка и методики расчета нормативных затрат в общем объеме бюджета отрасли на предоставление субсидий (%);

доля расходов республиканского бюджета отрасли на оказание государственных услуг (работ) в соответствии с государственными заданиями в общем объеме бюджета отрасли на оказание государственных услуг (работ) (%).

Если кратко прокомментировать задачи, определенные министерством культуры, можно отметить следующее. Задача 1: мониторинг использования госимущества выявил, что 7,8 % от общей площади недвижимого имущества используется неэффективно. А точнее не используется при выполнении учреждениями госзаданий. В программе поставлена задача снизить этот показатель до 4 %. Соответственно резервы еще остаются! Предлагается уменьшать субсидию госучреждению на сумму договоров аренды имущества.

По задаче 2 ожидаемый результат выражен в увеличении доли расходов республиканского бюджета по отрасли, формируемых в рамках программ с 80 % до 95 %. Надо отметить, что это амбициозный, но достижимый результат. В перечне мероприятий к этой задаче министерство заявило о необходимости тиражирования опыта министерства по внедрению и использованию программно-целевых методов управления государственными бюджетными средствами на уровне муниципальных образований, оценки эффективности их применения. Министерство уже осуществило практическое внедрение методов бюджетирования, ориентированного на результат. В 2011 году реализуются четыре ведомственные программы и одна долгосрочная республиканская целевая программа «Развитие инфраструктуры отрасли культуры на 2011–2013 годы».

Задача 3. Заключение «результативных» контрактов с руководителями подведомственных министерству учреждений должно обеспечить выполнение третьей задачи, направленной на повышение качества и эффективности оказания госуслуг (работ), на реализацию Закона № 83-ФЗ. Под «результативным» контрактом в данном случае понимается трудовой договор, заключаемый с руководителями учреждений, включающий систему оценки их деятельности и закрепление мер ответственности руководителей учреждений за качество и объем предоставляемых государственных услуг (выполняемых работ).

Задача 4. Проведение учреждениями культуры мероприятий в целях сокращения неэффективных расходов, создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек деятельности, повышение результативности и открытости деятельности госучреждений, обеспечение взаимосвязи сводных показателей госзаданий, планов финансово-хозяйственной деятельности с государственными программами Республики Коми.

Задача 5. Повышение качества финансового менеджмента (в рейтинге за 2010 год Министерство культуры среди 35 ГРБС Республики Коми заняло пятое место) министерство в ближайшие годы реализует через внедрение показателей оценки финансового менеджмента в систему целевых показателей эффективности работы учреждений и использование результатов их выполнения при премировании руководителей учреждений, формирование рациональной и экономически обоснованной учетной политики в целях оказания влияния на эффективность использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов и оказание методологической помощи муниципальным образованиям.

Задачи 6, 7. В рамках реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов Республики Коми, Министерство культуры предложило в своей ведомственной программе пути сокращения расходов на государственное управление в отрасли на 0,15 % за счет оптимизации численности чиновников и внедрения технологий электронного правительства, а также совершенствование методик внутреннего контроля.

Удельный вес мероприятий, реализующихся через систему «АЦК — Бюджетный контроль», определен на уровне 100 %, что должно систематизировать работу контрольной службы министерства, обеспечить своевременный аудит законности и эффективности расходования бюджетных средств при предоставлении госуслуг (работ) населению, усилить ответственность работников аппарата министерства за принятые решения.

Задача 8. Министерство культуры наметило решение задачи по формированию эффективного управления энергосбережением с учетом сокращения потребления каждого энергоресурса на 3 % ежегодно к уровню 2009 года.

Задача 9. Последняя, девятая задача касается совершенствования системы планирования государственных закупок и управления государственными контрактами, повышения ответственности учреждений за размещение заказов для государственных нужд.

От реализации ведомственной программы повышения эффективности бюджетных расходов Министерство культуры Республики Коми прогнозирует получить экономический и социальный эффект в виде перераспределения в отрасли бюджетных ассигнований для обеспечения доступности и повышения качества предоставляемых населению услуг в сумме 3,4 млн руб. за 2011–2012 годы.

«Народный бюджет»

«До конца 2012 года необходимо внедрить программу „Целевой принцип организации деятельности органов исполнительной власти“, утвердить основные госпрограммы и, соответственно, программные бюджеты на всех уровнях управления». Такую задачу Президент РФ определил в своем Бюджетном послании на 2012–2014 годы. В июле Министерство культуры первым из органов исполнительной власти Республики Коми защитило «пилотный» проект государственной программы «Культура» на 2012–2020 годы. Деятели культуры республики обсудили «Народный бюджет» отрасли 30 июня 2011 года на общественных слушаниях. Ветераны отрасли, писатели, художники, представители творческих Союзов республики, руководители Домов культуры высказали свои предложения и обменялись мнениями по вопросу формирования бюджета отрасли.

На слушаниях министр культуры Республики Коми В. И. Коробов отметил, что раньше было принято, чтобы бюджет готовило правительство, а обсуждали депутаты, то есть очень узкий круг лиц владеет информацией о главном финансовом документе республики. Общество постфактум узнавало о том, на что направлены бюджетные деньги. Сегодня предложена другая площадка, которая дает возможность обсуждать с институтами гражданского общества, куда и на что планируется потратить бюджетные деньги. Это, безусловно, также способствует повышению эффективности бюджетных расходов.

*В статье использованы материалы и слайды, подготовленные заместителем министра культуры Республики Коми А. А. Просужих. Автор благодарит А. А. Просужих за предоставленные материалы.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно