25 апреля 2024 года
Версия для печати 6815 Материалы по теме
Особенности планирования бюджета наукограда

кузнецов
О программно-целевом планировании в бюджетном процессе наукограда Фрязино рассказывает Юрий Васильевич КУЗНЕЦОВ, начальник Финансового управления администрации города Фрязино Московской области.

Выступая в Московской школе управления «Сколково», председатель Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления С. М. Киричук подчеркнул: «Наукограды — действенный ресурс инновационного развития экономики». В настоящее время статус наукограда в России имеют 14 муниципальных образований, один из которых — Фрязино, научный центр по созданию электроники оборонного и гражданского назначения. Основу экономики города составляет научно-промышленный комплекс, в организациях и на предприятиях которого работает 43 % от всего трудоспособного населения. Предприятия комплекса производят более 50 % всего объема промышленной продукции и обеспечивают практически 70 % налоговых поступлений в местный бюджет. Поступательное развитие экономики города позволяет стабильно исполненять бюджет в полном объеме.

Начиная с 2004 года в местный бюджет поступают межбюджетные трансферты на финансирование дополнительных расходов, связанных с развитием и поддержкой социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры в рамках реализации программы развития Фрязино как наукограда. За семь лет реализации программы поддержки наукограда в бюджет городского округа Фрязино поступило 613 млн рублей, которые были направлены на решение самых важных проблем города: развитие и поддержку социальной инфраструктуры, ЖКХ, инновационных проектов.

Современная система управления муниципальными финансами во Фрязино основана на базе информационных технологий, позволяющих обеспечить достоверность и полноту информации об объемах мобилизации доходов, исполненных расходных обязательствах и состоянии муниципального долга. В процессе исполнения бюджета используются программные комплексы по планированию, кассовому исполнению бюджета, подготовке отчетности, формированию муниципальных заданий и другие.

В бюджетной сфере городского округа Фрязино на 1 января 2011 года функционирует 44 бюджетных учреждения, которые существенно отличаются друг от друга размерами, перечнями оказываемых услуг, материально-техническим оснащением и другими критериями. В соответствии с требованиями Закона № 83-ФЗ в городе параллельно с уточнением перечня муниципальных услуг был проведен анализ сети подведомственных учреждений, в результате которого на основе установленных критериев определения типа учреждений к казенным было отнесено 9 % от их общего количества, к бюджетным — 82 % и к автономным — 9 %.

В наукограде Фрязино поставлена задача достижения долгосрочных целей социально-экономического развития при условии повышения эффективности бюджетных расходов. Одним из инструментов обеспечения взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования, оценки деятельности муниципальных учреждений и объемов финансирования являются муниципальные целевые программы. Во Фрязино накоплен определенный опыт программно-целевого планирования. Так, в полном объеме реализована программа развития города как наукограда на 2003–2007 годы, которая позволила увеличить объем работ на предприятиях научно-промышленного комплекса почти в три раза и обеспечить адекватный рост налогового потенциала. В ходе реализации второй программы на 2008–2012 годы намечена реализация целого ряда инновационных проектов.

В бюджетном процессе также осуществляется постепенное внедрение долгосрочных муниципальных целевых программ, что ведет к увеличению доли расходов бюджета Фрязино, формируемых в рамках программ, в общем объеме расходов бюджета (в 2008 г. — 2 %, в 2009 г. — 8 % , в 2010 г. — 15 %). Муниципальные долгосрочные целевые программы города направлены на достижение конкретных целей, ориентированы на потребителей муниципальных услуг и охватывают практически все сферы деятельности органов местного самоуправления: проведение капитального ремонта многоквартирных домов, развитие образования, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики и т. д.

Внедрение программно-целевого планирования началось с обучения участников реализации муниципальных целевых программ. На семинарах, тренингах и в других активных формах рассматривались вопросы понятийного аппарата, инструментарий их реализации, способы оценки степени влияния исполнения мероприятий на достижение тех или иных индикаторов и т. д. В ходе работы уточнялись муниципальные правовые акты, схемы взаимодействия и полномочия участников реализации программ, цели и способы их достижения.

Практическое использование муниципальных долгосрочных целевых программ выявило целый ряд проблем, который скорее всего касается всех муниципальных образований. Прежде всего это проблема определения измеримых индикаторов результата: в социальной сфере результат, как правило, является неосязаемым и часто носит отложенный характер. Отсюда, на наш взгляд, вытекает следующая проблема: каким образом объективно рассчитать бюджетные ресурсы для достижения результата и как обеспечить увязку реальной работы муниципальных учреждений с объемом финансовых средств. Не менее остро на муниципальном уровне встает проблема источника получения достоверной информации. Дополнительной проблемой является оценка эффективности реализации программ и стимулирования участников, достигших наилучших результатов.

В связи с планируемыми изменениями в законодательстве о наукоградах и прогнозируемым распределением части межбюджетных трансфертов в зависимости от качества утвержденных программ по поддержке и развитию инновационной инфраструктуры, обеспечению инвестиционной привлекательности наукоградов опыт Фрязино в области практического применения муниципальных целевых программ в бюджетном процессе может быть актуальным и интересным и для других муниципальных образований.

Комментарий

Комментарий компании ООО «Информационные Технологии Стабильности и Развития» («ИТСР»)

Проект по практической реализации Закона № 83-ФЗ на территории города Фрязино состоял из двух блоков:

  • подготовка нормативно-правовой базы, регламентирующей реализацию Закона № 83-ФЗ;
  • внедрение информационно-коммуникационной технологии «ИСАБ-ФГМЗ», обеспечивающей планирование бюджета в разрезе муниципальных услуг с учетом финансирования учреждений в порядке субсидирования, формирование муниципальных заданий, расчет нормативов финансовых затрат.

Компания «ИТСР» разрабатывает инновационные прикладные решения, направленные на модернизацию бюджетных процессов, обеспечивающих реалистичность бюджета, эффективное планирование и использование бюджетных средств.

Специализация в сфере общественных финансов, поэтапный анализ бюджетных процессов с учетом интересов и специфики заказчика позволяют предложить оптимальные варианты решения наиболее актуальных задач и в рамках каждого проекта достичь максимального результата.

Основной акцент в разработке сделан на снижении стоимости проекта с использованием продуктов категории OpenSource Software. В этом сегменте основное внимание уделяется таким средствам разработки, как Java. В качестве систем управления базами данных применяются MySQL и PostgreS.

Разработанные комплексные технологии соответствуют требованиям распоряжения Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 2299-р.

Тел. / факс: (495) 644-3230
www.intsr.ru
http://итср.рф
e-mail: info@intsr.ru

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно