Версия для печати 2801 Материалы по теме
Малое предпринимательство играет заметную роль в жизни города. Оно присутствует практически во всех отраслях экономики, в деятельность малых предприятий вовлечены все социальные слои горожан. В 2007 г. малому бизнесу Москвы исполнилось 20 лет. О том, насколько комфортно работается в столице предпринимателям и какую помощь они получают от властей города, мы беседуем с руководителем Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы Михаилом ВЫШЕГОРОДЦЕВЫМ.

– Михаил Михайлович, в 2006 г. завершилось выполнение комплексной программы развития малого предпринимательства на 2004–2006 гг., которая фактически подняла развитие столичного малого бизнеса на уровень национального проекта. Как Вы оцениваете итоги реализации этой программы?
– В прошедшем году нам удалось выполнить абсолютно все показатели комплексной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства на 2004–2006 гг. Но, пожалуй, самым важным стало принятие правительством Москвы аналогичной программы на 2007–2009 гг., главной экономической задачей которой является удвоение к 2009 г. валовой добавленной стоимости, производимой малыми предприятиями города, по сравнению с аналогичными показателями 2002 г.
– Расскажите о задачах, прописанных в трехлетней программе.
– Данная программа, с одной стороны, является логическим продолжением шести предыдущих, а с другой – предусматривает несколько новых подходов, в частности в плане финансовой и имущественной поддержки. Отличия новой программы заключаются в переходе от выдачи малому бизнесу субвенций и субсидий из бюджета и бюджетных кредитов к другой форме получения средств, которую мы называем «равный доступ субъектов малого предпринимательства к кредитным банковским ресурсам».
– Почему были приняты такие изменения?
– К глубокому сожалению, предприниматели по большей части просто не могли воспользоваться бюджетными кредитами, субвенциями и субсидиями, поскольку для этого требуются серьезные залоги, практически равные сумме кредита. Да и собрать необходимое количество документов мало кому из представителей малого бизнеса под силу. Поэтому мы в 2006 г. выстроили новую систему, учредили московский Фонд содействия кредитованию малого бизнеса, который сегодня выступает гарантом малых предприятий перед банками как ликвидный заемщик. Таким образом, предприятия малого бизнеса получают сначала залог со стороны фонда, а уже потом кредит в банке.
– В любом банке?
– Разумеется, нет. Банки мы отбирали по конкурсу. Кстати, в конце 2006 г. – начале 2007 г. мы провели дополнительный набор, увеличив число банков, работающих с фондом. Эти банки будут финансировать бизнес в течение всего срока действия комплексной программы.
Кроме того, в 2006 г. мы получили субсидию от Министерства экономического развития РФ, которое софинансировало наши бюджетные вложения в московский Фонд содействия кредитованию малого бизнеса. В результате в 2007 г. мы смогли превратить фонд в проект регионального уровня.
– Что это означает для предпринимателей?
– Во-первых, с текущего года банки под залог фонда кредитуют не только столичный малый бизнес, но и предпринимателей из других регионов, особенно из Центрального федерального округа (они находятся ближе к Москве и быстрее ориентируются в изменившейся ситуации). Потребность в залогодателе у регионального бизнеса огромна, даже больше, чем у их московских коллег. Это первое введенное нами новшество.
Во-вторых, в 2007 г. был запущен проект по созданию микрофинансовых агентств. Мы провели ряд исследований и увидели, что финансовая поддержка такого рода – микрокредиты (в Москве это порядка полумиллиона рублей для одного предприятия) – необходима. В результате нашего сотрудничества с банками микрофинансовые агентства должны появиться не только на городском уровне. Сейчас уже действуют окружные муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства, которые выдают возвратные ссуды. Фактически подобные фонды представляют собой небанковскую кредитную организацию, что чрезвычайно упрощает процедуру создания микрофинансовых агентств.
Работу мы начали с того, что организовали встречу с банками и выяснили, что интерес у банковского сообщества к такого рода начинаниям достаточно высок. Кстати, банковское сообщество, в частности Ассоциация уполномоченных банков правительства Москвы и Российская банковская ассоциация, по достоинству оценили нашу деятельность по финансовой поддержке малого бизнеса.
В последнее время банковский рынок повернулся лицом к кредитованию малого бизнеса. И во многом благодаря этому мы сравнительно легко и быстро смогли запустить процесс создания микрофинансовых агентств.
Я рассказал о финансовой поддержке малого бизнеса. Но есть и второй блок вопросов – имущественная поддержка, появившаяся в комплексной программе на 2007–2009 гг. Это нововведение обусловлено серьезной потребностью, ведь представители столичного малого бизнеса в числе основных проблем называют отсутствие недорогих офисно-производственных помещений. В Москве отмечается дефицит подобных помещений – точнее, они есть, но арендная плата столь высока, что небольшая компания в таких условиях становится нерентабельной.
Еще в 2006 г. мы разработали программу строительства многофункциональных деловых комплексов, бизнес-центров с совместным долевым участием, предложив малым предприятиям, не имеющим ни бюджетных средств, ни денег крупного инвестора, стать соинвесторами, а в дальнейшем – владельцами площадей. Мэр эту инициативу поддержал. Уже в прошлом году была подготовлена вся документация, подписаны соответствующие постановления, по более чем 20 проектам началась разработка проектно-сметной документации…
Таким образом, согласно комплексной программе на 2007–2009 гг. мы должны сдать 1 млн кв. м нежилых помещений для малого бизнеса. Уже подобрано 76 площадок. Вся предпроектная работа и само проектирование ведутся за счет бюджета города. После ввода объекта в эксплуатацию оформляются права собственности на доли в нем, причем в собственность Москвы поступает 10%, а в долю соинвесторов – субъектов малого предпринимательства – 90%. То есть, по сути дела, соинвесторам, малым предприятиям, предлагается выкупить помещения по себестоимости строительства, одновременно освободившись от арендной платы.
– Спрос на участие в таком привлекательном проекте наверняка сильно превышает предложение. По каким критериям вы отбираете претендентов?
– По каждому проекту мы объявляем конкурс на подбор соинвесторов. А критерий у нас не стандартный – кто больше предложит денег на строительство, а принципиально иной: решающим аргументом является поддержка данного вида бизнеса городом и властью.
– Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
– В комплексной программе определены семь направлений, являющихся приоритетными для города при осуществлении поддержки малого бизнеса: это социальная, производственная и инновационная сферы, сфера жилищно-коммунального хозяйства, ремесленничество, молодежное предпринимательство и бытовое обслуживание населения. Именно эти направления деятельности бизнеса будут поддерживаться в первую очередь, они станут первыми претендентами на роль соинвесторов при строительстве бизнес-центров.
Как видите, торговля в число приоритетных направлений не вошла. Мы не хотим превращать многофункциональные центры в блошиные рынки, и если и будем рассматривать в качестве соинвесторов торговые компании, то далеко не в первую очередь, а после насыщения рынка. Насыщение инновационными, ремесленными и прочими предприятиями малого бизнеса рано или поздно произойдет, поскольку в городе активно строятся бизнес-центры, офисные центры.
Сейчас наблюдается дефицит производственных площадей, но и эту проблему мы активно решаем. Например, в конце 2006 г. заложили капсулу в основание технопарка «Нагатино-ЗИЛ». Это огромный городской технопарк, площадь которого будет равняться 950 тыс. кв. м. Основное направление его использования – инновации, поэтому арендовать площади технопарка будут компании, работающие в данном направлении, а также консалтинговые и рекламные фирмы, помогающие инновационному бизнесу продвигать продукцию на рынок.
Я назвал два нововведения, которые появились только в программе на 2007–2009 гг. Вся остальная работа планомерно продолжается из года в год. В 2007 г. мы, как и прежде, обучаем владельцев малого бизнеса, поддерживаем ряд сайтов в Интернете, занимаемся выставочно-ярмарочной деятельностью, системой межрегиональных маркетинговых центров, центров субконтрактации и партнерства, ремесленниками, поддерживаем предприятия, работающие в системе жилищно-коммунального хозяйства, и т.д. Все названные виды деятельности также нашли свое отражение в комплексной программе на 2007–2009 гг.
За счет бюджетных средств будут строиться бизнес-инкубаторы, необходимые для начального этапа развития малых производственных предприятий, с момента регистрации которых не прошло года. В бизнес-инкубаторе предусмотрены бесплатные консультации для предпринимателей по правовым, финансовым и маркетинговым вопросам.
Первый столичный бизнес-инкубатор такого типа уже начал функционировать. Особенности его работы – временное размещение предприятий по льготным ставкам аренды: первый год – бесплатно, второй год – 30% ставки, третий – 70%.
– Расскажите об источниках финансирования программы.
– Финансовое обеспечение программы осуществляется за счет средств городского бюджета, выделяемых на поддержку и развитие малого бизнеса в Москве по разделу ФКР 0400 «Национальная экономика», подразделу 0411 «Другие вопросы в области национальной экономики», ЦС 5220000 «Региональные целевые программы» с дальнейшей детализацией и присвоением кодов бюджетной классификации в рамках закона о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год, а также привлеченных внебюджетных средств.
Общий объем финансирования в 2007–2009 гг. составит 36 677,2 млн руб., в том числе из бюджета Москвы – 6 300,0 млн. По годам указанная сумма распределяется следующим образом: в 2007 г. выделено 7 779,8 млн руб. (в том числе из столичного бюджета – 1900,0 млн), в 2008 г. – 10 531,4 млн (из столичного бюджета – 2 100,0 млн), в 2009 г. – 18 366,0 млн (из столичного бюджета – 2 300,0 млн). Разумеется, это цифры предварительные, объемы финансирования уточняются ежегодно при формировании бюджета города Москвы.
– Какие результаты планируется получить от реализации комплексной программы на 2007–2009 гг.?
– Выпуск товаров и услуг малыми предприятиями в фактических ценах (без НДС и акциза) по всем видам деятельности ожидается на уровне: в 2007 г. – 941,9 млрд руб., в 2008 г. – 1 170,5 млрд, а в 2009 г. – 1 234,8 млрд. Увеличение налоговых поступлений в бюджет города предполагается на уровне не менее 14%. Темпы роста относительно предыдущего года в сопоставимых значениях должны составить в 2007 г. – 4,0%, в 2008 г. – 4,5%, в 2009 г. – 5,0%.
Планируется создать не менее 180 тыс. новых рабочих мест: в 2007 г. – 50,0 тыс., в 2008 г. – 60,0 тыс., в 2009 г. – 70,0 тыс. Ожидаемый объем налоговых поступлений от малых инновационных предприятий, получивших поддержку от города, в 2007 г. – 80 млн руб., в 2008 г. – 150 млн, в 2009 г. – 360 млн. Рост числа малых предприятий в социальной сфере и сфере городского хозяйства, по нашим расчетам, должен составить не менее 20% в год.
– Сейчас все чаще говорят, что бизнес уходит из Москвы в регионы. Означает ли это, что в связи с перенасыщением рынка количество малых предприятий в столице теперь практически не увеличивается, а в недалеком будущем и вовсе начнет сокращаться?
– Разумеется, нет. Количество малых предприятий в Москве постоянно растет, к 2007 г. оно уже достигло 204 тыс. По нашим расчетам, к концу текущего года этот показатель будет равен 208,3 тыс., к концу 2008 г. – 216,6 тыс., а к концу 2009 г. – 225,3 тыс. Причем практика последних трех лет показывает, что запланированные цифры чаще корректируются в большую сторону.
– Верно ли, что в текущем году московские власти совместно с городской налоговой инспекцией наметили создание системы, которая позволит реально определять налогообложение малого бизнеса?
– Часто говорят, что бюджет города на 30–40% формируется за счет налогов от малого бизнеса, но пока цифры слишком приблизительные. Поэтому мы действительно решили сотрудничать с городской налоговой инспекцией. В частности, уже закуплены аппаратные комплексы, которые при сдаче малыми предприятиями отчетности будут в режиме реального времени выдавать налоговикам не приближенные, а точные цифры. Это позволит фиксировать налоговые поступления от малого бизнеса, а значит, показывать реальную картину. Ориентировочно данная система заработает к лету текущего года.

Справка «Бюджета»

Михаил Михайлович ВЫШЕГОРОДЦЕВ, министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы
Родился 21 февраля 1962 г. в пос. Алабушево Солнечногорского района Московской области.
После окончания школы в 1979 г. работал электромехаником на Московском приборостроительном заводе.
В 1981 г. перешел в научно-производственное объединение «Красная звезда», где прошел путь от электромеханика до инженера.
В 1986 г. окончил экономический факультет Московского авиационного института, специальность «Организация и нормирование труда», а в 2003 г. – юридический факультет Московского государственного института международных отношений.
В 1991 г. создал и возглавил АОЗТ ТБК «Спутник».
С 1996 по 1997 г. руководил производственным объединением «БИНК». Также являлся советником префекта ЮЗАО Москвы по экономике, председателем общественно-экспертного совета ЮЗАО по вопросам малого предпринимательства.
В декабре 1997 г. избран депутатом Московской городской Думы. После избрания депутатом на второй срок (декабрь 2001 г.) занял пост заместителя председателя Московской городской Думы.
С августа 2005 г. по настоящее время – министр правительства Москвы, руководитель Департамента развития и поддержки малого предпринимательства города Москвы.
Один из ведущих экспертов по вопросам бюджетно-финансовой политики. Доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономической теории Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева. Член президиума Московской торгово-промышленной палаты. Действительный член Российской академии естественных наук.
Награжден высшим орденом Академии «За заслуги» I степени. Имеет ряд опубликованных научных работ.

Материал подготовила Светлана СТРЕЛЬНИКОВА
Журнал "Бюджет" №4 апрель 2007 г.

Поделиться