Версия для печати 1796 Материалы по теме
XI Петербургский экономический форум, состоявшийся 8-10 июня 2007 года побил все свои рекорды – и по бюджету, и по уровню представительства, и по количеству важных для России заявлений, и по сумме подписанных соглашений и контрактов. После довольно скромно прошедшего для России саммита «большой восьмерки» дома российские власти взяли реванш, по максимуму подняв животрепещущие для страны темы.
питер


Среди наиболее острых проблем, обсуждавшихся на форуме как при открытых, так и при закрытых дверях, стали вступление в ВТО, отношения России и США в части ПРО, проблемы с Грузией, ситуация с СНГ, экспорт энергоресурсов. Общий бюджет XI Петербургского экономического форума, по предварительным данным, составил 500 млн руб., что превысило уровень 2006 года. Всего в нем приняли участие 8 тыс. 966 человек из 65 стран, присутствовали 54 официальные иностранные делегации.

Форум посетил президент РФ Владимир Путин. Он выступил с докладом на одном из пленарных заседаний, встретился с руководителями крупнейших компаний, провел ряд переговоров, вручил премию «Глобальная энергия», а также принял участие в неформальном саммите СНГ, на который собрались все без исключения лидеры государств - участников Содружества. Крупный бизнес на форуме представляли компании самых разных секторов: «Транснефть», Газпром, ЛУКОЙЛ, Chevron, Gasunie, Fortum, «Русал», ВР, Ericsson, PSA Peugeot Citroen, Volvo Trucks, «Норильский никель», РАО «ЕЭС России», PepsiCo, индийская Sun Group, АФК «Система», «Евросеть» и ряд других. Работу форума освещали более 50 средств массовой информации, в том числе около 40 телекомпаний.

Куратор форума Герман Греф оценил его проведение высоко, однако признал ряд недостатков. По его мнению, инфраструктура Санкт-Петербурга пока не полностью отвечает новому уровню ПЭФ. Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко поспешила заверить, что эти проблемы решаются уже сейчас. В целом, характеризуя ПЭФ, Матвиенко сочла, что Петербургский форум в этом году действительно получил право «называться русским Давосом».

В выступлении первого вице-премьера Сергея Иванова были даны основные характеристики сегодняшней страны и наметившиеся тенденции в ее развитии. Сергей Иванов рассказал о перспективах развития России к 2020 году. По оценкам правительства, к этому сроку по размерам ВВП Россия войдет в пятерку крупнейших экономик мира. При этом, как полагает первый вице-премьер, РФ должна занять лидирующие позиции на рынках высокотехнологичной продукции как минимум по 4-6 позициям: ядерная энергетика (атомные реакторы и технологии), авиастроение (гражданские и военные самолеты), судостроение (ледоколы, научные суда, газовозы, суда для освоения шельфа и класса «река-море»), а также - производство ракетоносителей и космических аппаратов, услуги космических запусков, программное обеспечение, нанотехнологии. Об авиационной промышленности Иванов высказался отдельно: по его прогнозам, Россия должна занять третье место в мире по выпуску гражданской продукции и занять 10% рынка. По мнению вице-премьера, к 2020 году не менее 50% граждан России смогут причислять себя к среднему классу, а качество их жизни приблизится к показателям среднего класса в развитых странах мира. В целом же Россия станет демократическим, правовым государством, уважающим права и достоинство человека, сказал вице-премьер. Работу по подготовке Внешнеэкономической стратегии России Иванов пообещал завершить за полгода, отметив, что этот документ подразумевает открытую дискуссию и диалог.

При этом глава МЭРТ Герман Греф назвал обозначенные С.Ивановым перспективы развития РФ до 2020 года амбициозными. Отвечая на вопросы журналистов, министр отметил, что, в частности, таковыми являются планы по достижению Россией пятого места по объемам ВВП в мире, а также лидерство в 4-6 отраслях. МЭРТ на форуме объявило, что представит правительству концепцию долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года уже 10 июля текущего года. Тема открытости России для инвестиций была главной на открытых заседаниях форума. В очередной раз ее поднял Владимир Путин на встрече с представителями бизнеса, начав с энергетического сектора. Так, он отметил, что «открытость российского энергорынка гораздо выше, чем у основных производителей энергоресурсов в мире». В.Путин указал на то, что «в странах ОПЕК - все государственное, в Мексике - все государственное», а в России - только Газпром и «Роснефть» являются государственными компаниями, весь остальной сектор приватизирован. Позже глава РФ заявил, что Россия открыта для реализации самых амбициозных совместных проектов. На волне споров об открытости российского рынка на форуме не раз возникал вопрос о создании в РФ новых мегахолдингов. Президент РФ и первый вице-премьер, заверили мировую общественность, что данный процесс не является национализацией предприятий. Их высказывания были почти идентичны и сводились к тому, что объединение авиационных и судостроительных компаний в холдинги - это вовсе не национализация, и со временем государство намерено вывести часть этих активов на открытый рынок. Цель - не просто привлечение средств, но и превращение холдингов в современные публичные компании, акциями которых могут владеть как российские, так и иностранные инвесторы.

Глава Российской Федерации отметил, что зарубежные партнеры обеспокоены, не является ли такое объединение признаком перехода России к госкапитализму. «Хочу сразу сказать, что это не так. Мы ничего не национализируем, мы собираем под одной крышей то, что и так принадлежит государству», - подчеркнул российский президент. Кстати, согласно исследованиям аудиторской компании Ernst&Young, 70% иностранных инвесторов уверены, что Россия станет ведущим игроком на мировой арене, сообщил на форуме глава компании Джеймс Терли. По его словам, 92% инвесторов, уже вкладывающих средства в российскую экономику, удовлетворены этим и планируют продолжать инвестировать в РФ. Председатель консультационного совета Citigroup Джеймс Вулфенсон заявил, что Россия может стать уникальным мостом между Европой, Америкой и Востоком. При этом он назвал Россию страной, которая «открыта, готова динамично развиваться и конкурировать на международных рынках». Экс-канцлер Германии Герхард Шредер, давний союзник Путина, высказал мнение, что Россия предоставляет Европе уникальный шанс на решение ее проблем. Буквально он сказал следующее: «Россия подает нам руку, предлагая сотрудничество. Это шанс, который мы не должны упустить. Если мы пойдем по этому пути, то Европа справится с теми сложными задачами, которые стоят перед ней. Поэтому мы должны, и мы будем строить наши отношения с Россией на стабильной основе, нацеленной в будущее». Основные проблемы России решались в кулуарах форума или за закрытыми дверями.

Так, вступление РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО) хоть и выносилась на всеобщее обсуждение, но принципиальные вопросы снимались в ходе закрытых встреч Г.Грефа с генеральным директором ВТО Паскалем Лами и торговым комиссаром Европейского союза Питером Мэндельсоном, а также с торговым представителем США Сьюзан Шваб. Результат переговоров был сформулирован расплывчато: «обсуждались дальнейшие шаги по продвижению переговорного процесса по присоединению России к ВТО». Сам Греф признал, что вступление РФ в ВТО пройдет по более длительному сценарию, согласно которому этот процесс может завершиться до конца 2007 года, а не к концу лета, как предполагалось в рамках оптимистичных прогнозов.

В ходе форума МЭРТ объявило, что получило от Грузии обоснование претензий, касающихся вступления РФ в ВТО и течение двух недель подготовит ответ. В документе Грузия пытается обосновать законность требований по допуску на российский рынок своих товаров и услуг. Как подчеркнул в российском министерстве, это единственная претензия грузинской стороны. Тема ВТО неоднократно поднималась на открытых заседаниях. Президент РФ резко высказался относительно политики протекционизма, проводимой развитыми странами, входящими в ВТО. В целом он подверг торговую организацию критике, подчеркнув, что ВТО, рассчитанная на небольшое количество игроков, «выглядит архаичной, недемократичной и неповоротливой».

В ответ гендиректор ВТО Паскаля Лами неожиданно для большинства участников признал, что систему правил, ценностей, урегулирования споров внутри ВТО нужно менять, она требует «адаптации» и «реформирования».

Продуктивным оказался и неформальный саммит СНГ, в рамках которого президент РФ встретился с главами Молдавии, Грузии, Украины. По итогам встречи с грузинским лидером Михаилом Саакашвили 9 июня пресс-служба главы Российского государства передала, что президенты договорились дать поручение МИД своих стран о совместной работе по стабилизации двусторонних отношений. Президент Грузии говорил о заинтересованности в снятии ограничений, касающихся российско-грузинских торгово-экономических связей, а также взаимных поездок граждан. В.Путин в ответ подчеркнул, что дальнейшее движение здесь возможно и будет зависеть от реальных сдвигов в российско-грузинских отношениях, а также в целом от их атмосферы. При этом Саакашвили в беседе с журналистами указал, что Россия не собирается ставить под сомнение территориальную целостность Грузии. Кроме того, по информации президента Грузии, «российская сторона взяла обязательство поэтапно снять ограничения», введенные против республики.

Пожалуй, форвардом среди лидеров СНГ стал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, выступивший с докладом, в котором предложил реализовать несколько совместных инфраструктурных мегапроектов. Он начал с того, что традиционно посетовал на недостаточную интеграцию экономик стран Содружества и, в частности, отметил, что СНГ так и не стало эффективным объединением государств. Для решения в том числе и этой задачи глава Казахстана предложил реализовать проект строительства Евразийского канала от Каспия до Черного моря, который будет на 1 тыс. км короче, чем Волго-Донский канал. ТЭО проекта было готово еще в 1936г., однако он так и не был осуществлен до конца. Тема полной реализации проекта в последнее время поднимается довольно часто. Предварительная стоимость строительства оценивается в 15 млрд евро. Сторонники идеи считают, что канал позволит сократить время доставки грузов из Каспийского моря и из стран Средней Азии в Азовское и Черное моря, а также снизит стоимость перевозок по сравнению с Волго-Донским каналом. Противники проекта указывают на возможность экологической катастрофы. Назарбаев заявил также о необходимости продолжения работ по созданию транспортного коридора Западный Китай - Казахстан - РФ - Западная Европа, который может стать альтернативным маршрутом доставки энергоресурсов из Центральной Азии на мировые рынки. Кроме того, он предложил вернуться к идее переброски части стока сибирских рек в Среднюю Азию и районы Казахстана. Официально на эти предложения пока никто не откликнулся.

Логическое развитие на ПЭФ получила идея В.Путина о совместном использовании Россией и США радиолокационной станции (РЛС) в Габале (Азербайджан). Во время ПЭФ президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил телеканалу «Вести-24», что поддерживает это предложение и рассматривает его как новый элемент стратегического сотрудничества с обеими странами, а не как возможность «сиюминутно получить какую-то выгоду или что-то урвать».

Экспорт энергоресурсов должен был стать темой дня Петербургского форума. Однако открытый диалог не заладился еще до начала форума. Выяснилось, что руководители двух госкомпаний, отвечающих за нефть и газ, на ПЭФ не приедут. Глава Газпрома Алексей Миллер не смог присутствовать по причине болезни, президенту «Роснефти» Сергею Богданчикову также приехать не удалось. В итоге главными спикерами в этом секторе со стороны России стали глава АК «Транснефть» Семен Вайншток, который провел целых две пресс-конференции, и президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов. Журналисты не сомневались, что весьма представительная делегация Газпрома ведет важные переговоры на форуме, в том числе по вопросам Ковыктинского месторождения, так как на ПЭФ прибыли совладелец ТНК-ВР Виктор Вексельберг и глава ВР Тони Хэйворд. Однако Газпром ограничился лаконичными пресс-релизами о проведенных встречах с Chevron, Gasunie, Fortum, CNPC, Enel, Sojitz, BP и ТНК-ВР. Основное внимание журналистов было сконцентрировано на готовом к общению руководителе «Транснефти». Общаясь с прессой, С.Вайншток уделил внимание практически всем крупным проектам, призванным диверсифицировать поставки российской нефти на экспорт. В частности речь шла о трудностях с реализацией проекта нефтепровода Бургас-Александруполис, решающего проблемы проливов Босфор и Дарданеллы. В его строительстве участвуют Россия (51%), Болгария (24,5%) и Греция (24,5%), одобрение трех стран проект получил после длительных проволочек в марте текущего года. А сейчас, как заявил глава «Транснефти» в ходе ПЭФ, возникли новые разногласия при создании Международной проектной компании по строительству нефтепровода. Затягивание процесса происходит, по словам С.Вайнштока, по вине Болгарии, которая «ведет себя инертно» в выборе своих делегатов для участия в международном консорциуме. Москва попросила Софию ускорить эту работу. Другой инфраструктурный проект России, реализуемый для обхода Белоруссии, - строительство второй очереди БТС – по предварительным оценкам, оно обойдется в 2,5 млрд долл. Окончательную цену можно будет называть только после подготовки ТЭО проекта. Вайншток подчеркнул, что подготовка проекта находится в стадии завершения. Таким образом, БТС-2 может стать одной из самых «быстрых» экспортных российских строек века – решение о расширении БТС правительство приняло только в мае этого года, а декларация о намерениях появилась в феврале. Вайншток также раскритиковал ход слияния двух трубопроводных монополий – «Транснефти» и «Транснефтепродукта». По его оценкам, процесс слияния затягивается и в озвученные ранее сроки оно, вероятнее всего, не произойдет. Планировалось, что объединение компаний завершится в октябре 2007 года С.Вайншток напомнил, что в этом процессе участвуют Росимущество, «Транснефть» и «Транснефтепродукт». А выполняет установленный президентом РФ график только «Транснефть», заключил Вайншток. Всего в ходе XI ПЭФа были подписаны инвестиционные соглашения и меморандумы на сумму 13,5 млрд долл. При этом частными компаниями заключено договоров на 7,5 млрд долл., остальные предполагают частно-государственное партнерство. Перечислим наиболее крупные из них. PepsiCo заключила соглашение с правительством Ростовской области о строительстве завода по производству чипсов мощностью 50 тыс. т продуктов в год. Предприятие будет построено в г. Азове, стоимость проекта оценивается в 170 млн долл. Чешская компания Falkon Capital AS заключила с правительством Калмыкии соглашение о строительстве ветряной электростанции мощностью 150 МВт на сумму 266,1 млн евро.

ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и Boeing подписали договор о долгосрочном сотрудничестве между компаниями. РАО «ЕЭС Россия» и НПО «Сатурн» подписали соглашение о поставке энергохолдингу 10 газовых турбин мощностью по 110 МВт. ОАО «Аэрофлот» подписало с Boeing протокол о намерении приобрести дальнемагистральные самолеты Boeing 787-Dreamliner. «Аэрофлот» в ходе ПЭФ также заявил, что в течение 2007г. планирует заключить твердый контракт с Airbus на покупку 22 самолетов A350-xxx XWB. ОАО «ЛУКОЙЛ» и Калмыкия подписали протокол о намерениях по строительству газо-химического комплекса в республике стоимостью 2,5 млрд долл. Общий объем инвестиций в республику составит 3 млрд долл. Карачаево-Черкесия заключила соглашение с группой «Синара» об инвестициях в развитие туристско-рекреационного комплекса «Архыз», сумма инвестиций в данный комплекс составит примерно 5,9 млрд руб. По соглашению, в котором определены источники средств, госбюджет выделит на этот проект 1,2 млрд руб. «Интеррос» и правительство Кабардино-Балкарской Республики подписали меморандум о создании горнолыжного курорта на Эльбрусе. Стоимость проекта не разглашается, но аналитики оценивают его в сотни миллионов долларов. РАО ЕЭС и администрация Ленинградской области подписали соглашение по строительству и реконструкции электросетевого комплекса региона до 2012 года. Стоимость проекта - 70,7 млрд руб. SABMiller и администрация Ульяновской области подписали соглашение о строительстве пивоваренного завода в Ульяновске стоимостью 170 млн долл. ГидроОГК и SUN Group подписали меморандум о сотрудничестве в области развития гидроэнергетики Индии, стороны изучат возможности создания совместной гидрогенерирующей компании на территории Индии. «Норникель» и Росжелдор подписали инвестсоглашение о строительстве железной дороги Нарын - Лугокан в Читинской области. Общий объем инвестиций оценивается в 51,5 млрд руб. (1,98 млрд долл.). 69% от стоимости будет профинансировано из Инвестфонда. ЕБРР и ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) заключили кредитное соглашение на 100 млн евро для финансирования программы Sukhoi SuperJet-100. Автомобилестроительный концерн PSA Peugeot Citroen и МЭРТ РФ подписали соглашение о строительстве завода в России. Объем инвестиций в данный проект составит 250 млн евро. Volvo Trucks заключила инвестиционный договор с правительством Калужской области о строительстве завода по производству автомобилей в г.Калуге на сумму в 3,5 млрд руб. «Русал» предложил правительству Казахстана создать Экибастузский энерго-металлургический комплекс с инвестициями не менее 2,5 млрд долл. Российские и китайские компании подписали 18 соглашений на сумму свыше 1 млрд долл. Среди них – «Инком-Авто», «Крокус Интернейшнл», НПО «Сатурн» и ОАО «ОМЗ». Российский Банк развития и госкомпания развития Казахстана подписали меморандум о создании совместного фонда с уставным капиталом 1 млрд долл. В заключение министр финансов Герман Греф назвал Петербургский экономический форум «глобальным событием». «Цифры участников говорят, что форум уже стал глобальной международной площадкой», - сказал он, отвечая на вопрос, станет ли ПЭФ таким же представительным, как Давосский экономический форум. Министр выразил надежду, что на следующем форуме будут более широко представлены страны СНГ. А первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев также считает, что Петербургский экономический форум ни в чем не уступает Давосу. «Петербургский форум стал очень удачной площадкой для обсуждения всех без исключения экономических вопросов между Россией и другими странами», - сказал Медведев журналистам.

по материалам российских СМИ
Поделиться