Версия для печати 1539 Материалы по теме
29 июня в Москве состоялась практическая конференция «Экономика муниципальных образований», организованная газетой «Экономика и жизнь».
конференция


В работе конференции приняли участие руководители финансовых органов практически всех субъектов Федерации, а также руководители и ведущие сотрудники министерства регионального развития России, Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства регионального развития и Федеральной налоговой службы.

Первый доклад на конференции был сделан директором департамента Министерства регионального развития С.Н.Мирошниковым. Доклад был посвящен проблемам долгосрочного стратегического планирования и прогнозирования развития территории муниципального образования.

Как известно, роль и место субъектов Федерации и муниципалитетов резко возрастает в связи с тем, что именно на них возлагается существенная часть вопросов при реализации приоритетных национальных проектов. Поэтому не случайно участники практической конференции с большим интересом заслушали доклад Заместителя директора Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации О.Г.Бежаева «Налоговые доходы муниципальных образований, структура распределения и оценка рисков при формировании бюджетов». В своем докладе О.Г.Бежаев напомнил, что развитие органов местного самоуправления в стране происходит в полном соответствии с «Европейской хартией местного самоуправления». И в полном соответствии духу и букве этого документа создаются особые механизмы финансирования местных самоуправлений.

В настоящее время источниками финансирования региональных и местных бюджетов являются:
- Местные налоги,
- Неналоговые доходы,
- Самообложение граждан,
- Закрепленные федеральным законодательством федеральные налоги,
- Закрепленные законодательством СФ федеральные и региональные налоги,
- Финансовая помощь из бюджетов другого уровня,
- Источники погашения дефицита бюджета.

В физическом выражении только налоговые доходы местных бюджетов в 2007 году должны составить не менее 495,7 миллиардов рублей. И это при том, что в структуре всех местных доходов налоговые доходы составят не более 43%. При этом в переходный период применяется целый ряд особых форм распределения доходов между бюджетами.
В их число входят:
- Возможность распределения 10% НДФЛ (пункт 3 ст.58 БК РФ) по дифференцированным нормативам в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности муниципалитетов.
- Применение субъектом РФ дифференцированных нормативов зачисления налогов в бюджеты муниципальных образований в качестве замещения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.
- При формировании и утверждении проектов местных бюджетов на 2006 - 2008 гг. субъектам РФ предоставляется право зачисления не менее 30% доходов от НДФЛ в бюджеты поселений и муниципальных районов по единым нормативам, установленным для поселений и муниципальных районов.

То есть, можно говорить, что есть и материальная база для реализации всех планов российского государства. Есть и необходимые механизмы для этой реализации. Надо научиться эффективно пользоваться предоставленными возможностями. Не все, разумеется, гладко в настоящее время в бюджетировании регионов и местных самоуправлений.

Не зря свое выступление начальник отдела Министерства экономического развития и торговли А.В.Широков начал с такого примера: до недавнего времени в России существовала такая ситуация, когда орган публичной власти платил налоги другому органу публичной власти, основным предназначением которого было – оказание финансовой помощи этому самому органу. Нонсенс, разумеется. Поэтому стоит ли удивляться тому, что муниципальное имущество используется крайне неэффективно? С другой стороны, в настоящее время существует тенденция переноса методов корпоративного управления на распоряжение муниципальным имуществом. И там и там, действительно, очень много похожего, однако, если для распоряжения частным имуществом имеются четкие критерии: доход, прибыль и рентабельность, то для муниципального имущества цели совершенно иные: оно предназначено для обеспечения деятельности местных муниципалитетов. И поэтому здесь возникает целый ряд нюансов, обсуждение которых заняло существенную часть конференции.

На конференции весьма достойно выступили руководители органов управления субъектов Российской Федерации. Так, первый заместитель министра финансов Ставропольского края Л.А.Калиниченко рассказала о построении межбюджетных отношений на региональном уровне на примере Ставропольского края. Для межбюджетных отношений характерны следующие механизмы:
- Закрепление единых дополнительных нормативов отчислений от налогов, зачисляемых в региональный бюджет.
- Закрепление дополнительных дифференцированных (трансфертозамещающие) нормативов отчислений от налогов, зачисляемых в региональный бюджет.
- Субсидии фонда софинансирования социальных расходов. В целом, их использование в крае позволяет увеличить финансирование муниципалитетов почти вдвое.

Но есть и очень серьезные проблемы:
- Неэффективность наделения муниципального района полномочиями по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений (при распределении на подушевой основе).
- Невозможность замены дотации на дополнительные нормативы отчислений от любых налогов (с 2009 года).
- Неэффективность регионального фонда финансовой поддержки поселений (при распределении на подушевой основе).
- Изменения законодательства о налогах и сборах в части уплаты налога на прибыль.
- Зачисление НДФЛ в бюджет по месту регистрации предприятия.
- Слабая статистическая база.
- Дополнительные ограничения для муниципальных образований при замене дотации на дополнительные нормативы отчислений от налогов. Решение этих проблем позволит значительно увеличить эффективность использование средств местных бюджетов.

На конференции большое внимание было оказано сообщениям о новейших информационных продуктах. Были показаны разработки компаний «Парус», «Софтком» и даже такого международного гиганта, как IBM, одно участие которого в данной конференции является лучшим показателем потенциала роста местных и муниципальных экономик.

Одним из «побочных» результатов развития современных информационных технологий стала возможность участникам конференции ознакомиться с выступлением вице-губернатора Самарской области Г.Р.Хасаева, который по независящим от него причинам не смог принять участия в конференции. Г.Р.Хасаев рассказал о практике применения в Самарской области долгосрочного стратегическом планировании и прогнозировании развития территории муниципального образования. Самарская область на ближайшие 10-12 лет ставит перед собой достаточно амбициозные цели. Область намерена к 2020 году полностью перейти на инновационный путь развития и обеспечить населению региона среднеевропейские стандарты уровня жизни. Для реализации этих планов в практике управления применяется вся триада инструментов: стратегирование, программирование, планирование – индикативное, бюджетное, территориальное.

До 1 января 2008 года должны быть закончена работа по разработке и утверждению схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов городских округов. На конференции также прошло активное обсуждение стоящих перед финансовыми органами субъектов Федерации и муниципалитетами различных актуальных проблем и способов их решения.

собственная информация
Поделиться