25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 8101 Материалы по теме
Традиции и новации бюджета Красноярского края

одинцов
Красноярский край в декабре прошлого года принял четвертый по счету бюджет, сформированный на трехлетний период. Об особенностях бюджетной политики, заложенной в основу главного финансового документа края, рассказывает Роман Валериевич ОДИНЦОВ, министр финансов Красноярского края.

Внешние вызовы

При формировании бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов мы снова оперировали понятием «напряженные параметры бюджета». С чем это связано? Во-первых, сохраняется проблема выпадающих доходов бюджета в результате решений, принятых на федеральном уровне. В 2012 году консолидированный бюджет края недополучит 9 млрд руб. Основная причина — рост таможенных пош­лин. С мая 2011 года отменена льгота при расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть для предприятия-флагмана экономики региона — ЗАО «Ванкорнефть». Это значит, что в текущем году мы уже в полной мере ощутим действие федерального налогового и таможенного законодательства в отношении нефтяной отрасли. Кроме того, со второго полугодия 2011 года компания «Ванкорнефть», достигнув объема добычи в 25 млн тонн, стала платить НДПИ, который зачисляется в полном объеме в федеральный бюджет. Таким образом, в 2012 году ее финансовый результат весь год будет исчисляться в условиях действия максимальной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть и уплаты НДПИ.

Во-вторых, на федеральном уровне поставлено много задач, которые ложатся дополнительной нагрузкой на расходы бюджетов субъектов, поскольку не предусматривают дополнительного финансового подкрепления. Решения эти, безусловно, значимые и касаются индексации зарплат бюджетников, создания региональных дорожных фондов, модернизации образования. «Цена» такой нагрузки на консолидированный бюджет края в 2012 году составит 7,8 млрд руб.

И, наконец, в-третьих, мы оцениваем как напряженные параметры прогноза социально-экономического развития края, которые заложены в основу формирования краевого бюджета. Несмотря на то что за базу взят консервативный вариант сценарных условий, по ряду металлов (никель, медь, алюминий) прогнозные цены превышают текущий уровень цен. Получается так, что при напряженных параметрах прогноза рост доходов, обусловленный приростом налоговой базы, едва покроет потери от изменения федерального законодательства. Поэтому нашей главной задачей остается обеспечение необходимого уровня доходов бюджета края и новых источников их прироста.

Индексация

Бюджетная политика Красноярского края на 2012–2014 годы предусматривает реализацию следующих федеральных приоритетов:

  • индексация с 1 октября 2012 года на 6 % фондов оплаты труда работников краевых учреждений, денежного содержания государственных гражданских служащих;
  • индексация стипендиального фонда с 1 сентября 2012 года на 6 %;
  • индексация публичных нормативных обязательств: в 2012 году — на 6 %, в 2013 году — на 5,5 %, в 2014 году — на 5 %;
  • индексация прочих текущих расходов: в 2012 году — на 3%, в 2013 году — на 2,75%, в 2014 году — на 2,5% (правда, в отличие от федерального бюджета данные расходы проиндексированы не на уровень инфляции, а в половину его — такой подход ориентирован на стимулирование главных распорядителей к повышению эффективности бюджетных расходов);
  • стимулирование главных распорядителей к повышению эффективности бюджетных расходов;
  • перераспределение полномочий между Федерацией и субъектами в связи с переводом с 2012 года финансового обеспечения полиции на федеральный уровень;
  • передача с 2012 года с муниципального на краевой уровень полномочий по финансированию расходов на здравоохранение в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
  • создание с 2012 года регионального дорожного фонда.

Соцгарантии

Немаловажным итогом реализации бюджетной политики на протяжении ряда лет является сохранение того уровня социальных гарантий, которого мы достигли в предыдущие годы. Базовые социальные обязательства в крае выполняются в полном объеме, ни одно из них не «потерялось» в период кризиса. Более того, используется любая возможность улучшить качество жизни жителей края. Так, в 2011 году проведено двухэтапное повышение заработной платы работникам бюджетной сферы. Первое состоялось с опережением — с 1 апреля на 6,5 % вместо запланированного ранее повышения с 1 июня. Второе — с 1 октября в таком же размере. При этом зарплата учителей поднималась по отдельному сценарию, заданному Федерацией: с 1 сентября 2011 года она увеличилась на 30 % по отношению к I кварталу прошлого года. Была произведена индексация расходов на питание, медикаменты и прочие текущие расходы краевых учреждений, что, безусловно, поддержало их нормальное функционирование и в конечном итоге обеспечило должное качество предоставляемых услуг.

По инициативе губернатора Красноярского края Л. В. Кузнецова с 1 июля 2011 года введен региональный материнский капитал, а также установлены денежные выплаты низкооплачиваемым категориям работников — младшим воспитателям и помощникам воспитателей в детских садах. Все социальные новации легли в основу нового бюджета. Кроме того, с 2012 года установлены новые меры социальной поддержки ветеранов труда края, многодетных семей, участников ликвидации радиационных аварий. Более 70 % расходов краевого бюджета будет направлено в отрасли социальной сферы.

Системные преобразования

Что касается формирования расходов по отраслевому принципу, то хотелось бы отметить, что во всех отраслях бюджетной сферы начались коренные системные преобразования. Не точечные мероприятия, решающие «местами» отдельные проблемы, а именно комплексные реформы — от изменения системы управления отраслью до достижения качественно иного уровня предоставляемых услуг. Так, в здравоохранении идет полномасштабная модернизация отрасли, по итогам которой мы должны прийти к тому, что все учреждения будут интегрированы в единую систему оказания медицинской помощи с определенными маршрутами потоков больных, организацией необходимой этапности ведения пациента.

Модернизация здравоохранения будет осуществляться по трем направлениям:

1 укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения;

2 внедрение стандартов медицинской помощи, которые устанавливают тот объем обследования и лечения, который должен получить пациент по конкретному заболеванию;

3 внедрение современных информационных систем в здравоохранении (это и электронные медицинские карты, и электронная запись на прием к врачу, внедрение персонифицированного учета и т. д.).

На модернизацию отрасли за счет всех источников финансирования планируется направить 14 млрд руб. за 2011 и 2012 годы.

Программы и стройки

В 2012 году сохраняется программно-целевой принцип формирования расходов бюджета. Число долгосрочных целевых программ увеличилось с 44 до 51, объем их финансирования возрос на 35 %. В текущем году будут финансироваться девять новых программ, направленных на решение самых актуальных вопросов: развитие сети детских садов, оснащение школ, утилизация отходов, очищение питьевой воды... Общий объем финансирования на новые программы составит 1,5 млрд руб.

Объем средств на капитальные вложения в рамках перечня строек и объектов в следующем году составит 5,7 млрд руб. Будет введено в действие 33 объекта. Начнется строительство 32 новых объектов. Среди них здания новых школ, пищеблоки центральных районных больниц, реконструкция и строительство социальных учреждений.

Дорожная отрасль

Общая протяженность сети автомобильных дорог в Красноярском крае составляет более 37 тыс. километров. Для содержания, ремонта и развития столь значимой сети нужны значительные средства, а потому большие надежды возлагаются на созданный с 1 января 2012 года дорожный фонд Красноярского края. Плюсы его создания заключаются в следующем.

Во-первых, все средства дорожного фонда, а это 8,9 млрд руб., будут централизованы на региональном уровне в рамках долгосрочной целевой программы «Дороги Красноярья». Предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований на финансовое обеспечение дорожной деятельности обеспечит двойной контроль как со стороны края, так и на местах.

Во-вторых, на 2012 год запланирована разработка четких единых нормативов, регламентирующих дорожные работы, а значит, повысится эффективность бюджетных расходов и улучшится качество самих дорожных работ. И в-третьих, появится стабильность и предсказуемость в отношении объемов средств, направляемых на дорожное хозяйство, что позволит четко планировать дорожные работы на долгосрочную перспективу. В связи с созданием дорожного фонда расходы на дорожное хозяйство края увеличатся в 2012 году на 1,2 млрд руб. Из них 700 млн руб. будут направлены на строительство жизненно важного объекта — четвертого моста через реку Енисей в Красноярске. Таким образом, 500 млн руб. — это «чистый» плюс, который получит дорожная отрасль края.

Изменение схемы межбюджетных отношений

Формирование проекта краевого бюджета на 2012 год, а также бюджетов муниципальных образований края происходило в условиях изменения федерального законодательства в части перераспределения полномочий: на краевой уровень переданы расходы муниципальных образований по здравоохранению, а также расходы по содержанию улично-дорожной сети в связи с созданием регионального дорожного фонда. Таким образом, передача полномочий муниципальных образований на краевой уровень привела к значительной экономии средств местных бюджетов (более 6 млрд руб.) и соответствующему росту расходов краевого бюджета. Безусловно, это потребовало внесения изменений в действующую систему межбюджетных отношений в части передачи адекватного размера налоговых поступлений бюджетов муниципальных образований на краевой уровень.

С целью балансировки бюджетов было принято решение о снижении передаваемого в бюджеты муниципальных районов и городских округов края норматива отчислений от налога на прибыль организаций с 20 до 10 %. Кроме того, на основании ст. 58 Бюджетного кодекса произведена замена единого норматива отчислений в местные бюджеты от НДФЛ в размере 10 % на дифференцированные нормативы. Другими словами, единый норматив от НДФЛ в размере 10 % передан из местных бюджетов на краевой уровень. При этом не менее 10 % от общего объема НДФЛ, собираемого в Красноярском крае, распределено дополнительно между муниципальными образованиями взамен дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Механизм замены дотаций из фонда финансовой поддержки на дополнительные нормативы, на наш взгляд, имеет ряд преимуществ. Во-первых, рост доли налоговых и неналоговых доходов в большинстве муниципальных образований создаст реальные стимулы для органов местного самоуправления к наращиванию налоговой базы. В большинстве муниципальных образований все 100 % от НДФЛ будут поступать в местный бюджет. Во-вторых, утверждение дополнительных нормативов отчислений от НДФЛ на три года (а это требование ст. 138 Бюджетного кодекса) позволит органам местного самоуправления реализовывать системные мероприятия по увеличению поступлений по данному налогу, ориентируясь на долгосрочную перспективу.

Новые стимулы для территорий

В предстоящем периоде одной из мер, направленных на увеличение доходов консолидированного бюджета, станет финансовое стимулирование муниципальных образований, обеспечивающих на своей территории развитие налогового потенциала и снижающих финансовую зависимость от регионального бюджета. Соответствующее мероприятие уже предус­мотрено в рамках долгосрочной целевой программы «Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления в Красноярском крае».

20 муниципальных образований, имеющих наилучшие показатели, получат субсидии. В краевом бюджете на эти цели предусмотрено 100 млн руб. ежегодно в 2012 и 2013 годах. Отбор муниципальных образований будет производиться на основании комплексной оценки целого ряда показателей, таких как темпы роста объема инвестиций, налоговых доходов, отгруженных товаров собственного производства и др.

Нововведения

В 2012 году нам предстоит утвердить и приступить к реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов Красноярского края. Проект данной программы уже разработан. Ключевая роль в ней отведена взаимоувязке среднесрочного и долгосрочного планирования, внедрению программного бюджета, повышению качества государственных услуг. Кроме того, в целях стимулирования территорий к повышению эффективности бюджетных расходов в 2012 году планируется предоставление на конкурсной основе субсидий муниципальным образованиям в общем объеме 50 млн руб. на реализацию муниципальных программ, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов.

Очень важным и своевременным считаю нововведение в бюджетном законодательстве края — проведение оценки качества исполнения органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий. Этот документ был внесен в Законодательное собрание края одновременно с проектом бюджета на 2012 год. У нас более 40 законов о наделении полномочиями, а единой методики оценки их эффективности до сих пор не было. Отныне по результатам оценки качества переданных полномочий будут приниматься важные управленческие решения в сфере наделения территорий государственными полномочиями, в том числе и отмена неэффективной передачи.

«Народный бюджет»

Одна из главных особенностей нынешнего бюджетного цикла состоит в том, что формирование бюджета на 2012–2014 годы происходило не только «сверху», как это предписано законом, но и «снизу» — с учетом мнения людей. Таким связующим звеном стал проект «Народный бюджет», который однажды уже зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. Первый опыт его реализации у нас был в 2007 году. Сейчас, по прошествии нескольких лет, мы видим: проект действенный. В крае построены и отремонтированы те объекты, в которых нуждалось большинство жителей конкретных территорий.

В прошлом году, еще на стадии формирования проекта бюджета, губернатор Красноярского края Л. В. Кузнецов поручил правительству края предусмотреть резервные средства для реализации проекта. В документе, внесенном на рассмотрение Законодательного собрания Красноярского края, такие внутренние резервы были сформированы в пределах средств, отведенных на финансирование долгосрочных целевых программ. Параллельно стартовал сбор предложений жителей края, которые могли проголосовать за те или иные направления бюджетных расходов. Теперь, как только будут подведены итоги народного голосования, резервы будут распределены по объектам и мероприятиям, в которых люди нуждаются больше всего. Таким образом, «Народный бюджет» станет неотъемлемой частью главного финансового документа края. А это и есть результат настоящей открытости власти.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно