Версия для печати 1594 Материалы по теме
Прежде всего хотел бы отметить, что рассматриваемый законопроект является беспрецедентным как по срокам его подготовки, так и по количеству содержащихся в нем новаций. Впервые мы рассматриваем бюджет сразу на три года. Разделение доходов на нефтегазовые и ненефтегазовые направлено на решение задач по диверсификации экономики. Формирование же на базе Стабилизационного фонда Резервного фонда и Фонда будущих поколений позволит более эффективно использовать средства этих фондов.
степашин


Утверждение общего объема бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств является важным шагом на пути повышения прозрачности бюджетных процедур. Впервые за последние годы законопроект практически полностью соответствует основным положениям Бюджетного кодекса.

Вместе с тем, внедрение критериев результативности в сфере оказания социальных услуг населению пока недостаточно подкреплено на законодательном уровне. С отставанием происходит и практическая реализация бюджетирования, ориентированного на результат. Правительством не разработаны критерии и методики определения степени эффективности достижения поставленных целей.

В этой ситуации возникает вопрос об ответственности за неэффективное использование бюджетных средств, который Счетная палата неоднократно задавала при обсуждении новой редакции Бюджетного кодекса. Также на законодательном уровне, через внесение поправок в соответствующие разделы Бюджетного кодекса необходимо тщательно проработать механизмы управления средствами, планируемыми к зачислению в Резервный фонд и в Фонд будущих поколений или Фонд национального благосостояния.

Не согласуется с курсом на усиление программно-целевых методов планирования и предусмотренное на 2009-2010 годы снижение общего объема финансирования федеральных целевых программ. Разработчики законопроекта объясняют это тем, что к этому периоду действие ряда программ заканчивается, а новые пока еще не разработаны. В данной ситуации необходимо ускорить разработку новых программ и определиться с объемами их финансирования с учетом условно утвержденных расходов.

В системе межбюджетных отношений методология бюджетирования, ориентированного на результат, также пока еще не нашла широкого применения.

К сожалению, пока межбюджетные отношения по-прежнему по большей части основываются не на укреплении собственной налоговой базы регионов, а на увеличении их финансовой зависимости от федерального центра. В 2008 году дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Федерации должны увеличиться по сравнению с предыдущим годом более чем на 26%, а количество дотационных регионов - с 67 до 72. Все это не может способствовать увеличению эффективности использования бюджетных средств на местах. Одновременно регионы-доноры теряют стимулы для дальнейшего наращивания собственной налоговой базы.

Полностью текст выступления С.В.Степашина можно прочитать здесь

Счетная палата РФ
Поделиться