Версия для печати 2736 Материалы по теме
Развитие бизнеса в России вышло на тот уровень, когда активное участие крупных компаний в общественном развитии становится необходимым условием ведения бизнеса. Понятие «социальная ответственность» корпораций все чаще встречается на страницах газет и журналов. О том, что компании вкладывают в понятие социальной ответственности и как ведется диалог между бизнесом и властью, рассказывает заместитель генерального директора по персоналу и социальной политике ОАО «ГМК «Норильский никель» Ольга ГОЛОДЕЦ

голодец
—  Каковы основные направления социальной ответственности компании?

— Самое главное направление — это уплата налогов. Сегодня мы можем с гордостью заявить, что в прошлом году компания отработала хорошо. И уплата компанией налогов в бюджеты всех уровней составила 30 млрд. руб. вместо  24 млрд. руб. в 2003 году. Это существенная цифра, и это как раз те деньги, которые ложатся в основу сильной государственной и, естественно, социальной политики. На мой взгляд, уплата налогов — самый важный аспект социальной ответственности бизнеса. И чем прозрачнее будут правила ведения бизнеса, тем стабильнее будет государство, и тем выше будет социальная защищенность граждан.  Вторым не менее важным направлением работы социально-ответственного бизнеса является проведение политики реструктуризации с учетом местных особенностей и социальных возможностей общества. Это, наверное, самый серьезный блок в масштабах государства и в масштабах компании. Приведу простой пример: сегодня предприятия черной металлургии готовятся к серьезному сокращению своей численности. И они апеллируют к государству с просьбой создать программу занятости для тех, кто останется без работы.  Программа реструктуризации есть у каждого предприятия, и то, как эта программа реализуется, является важнейшей характеристикой социального портрета компании. ОАО «ГМК «Норильский никель» осуществляет реструктуризацию максимально безболезненно. Например, в «Норильском никеле» разработана пенсионная программа, по которой компания помогла уволиться по пенсии 8 тыс. человек. То есть, сокращая рабочие места, компания не выбрасывала людей на улицу, а создавала им условия дополнительного пенсионного обеспечения. Люди просто уходили на пенсию, а их рабочие места не замещались. Такая продуманная политика и является элементом социальной ответственности компании. Еще один аспект ответственности предприятия — эффективное взаимодействие с местными властями. В прошлом году компания осуществила хороший проект с городом по реформированию бюджетной сферы. Он был довольно масштабным и затрагивал образование, здравоохранение и систему социального обеспечения. Наведение порядка в этой отрасли позволит администрации города за те же деньги предоставлять гражданам более качественные услуги. Подобные проекты, позволяющие администрации более эффективно и адресно расходовать бюджетные деньги, входят в сферу наших приоритетов в социальной политике.  Другим важнейшим направлением являются программы по трудоустройству молодежи. Общеизвестно, что на сегодняшний день выпускникам высших учебных заведений нелегко найти работу. Даже для самой низкооплачиваемой вакансии требуется человек с опытом работы от одного года и выше. Сегодняшние работодатели просто не хотят сотрудничать с выпускниками, даже с самыми блестящими. К сожалению, проблема безработицы в регионах — это в основном проблема молодежи. Поэтому специально для выпускников в компании разработаны две программы — «Стажер» и «Рабочая смена». Первая рассчитана на молодежь с высшим образованием, вторая — на тех, кто претендует на рабочие профессии. Молодые люди должны выдержать конкурс и в течение определенного времени пройти дополнительную подготовку, посещая различные специальные курсы. После этого они получают возможность работать на нашем предприятии. Благодаря этой программе в компании уже принято на работу 450 человек. И это очень неплохой показатель. Таким образом, данный проект представляется нам очень перспективным.  Среди основных направлений социальной ответственности нашей компании можно выделить и благотворительность — помощь детским домам и нуждающимся. Думаю, что эта сфера не требует специального обсуждения. Это помощь, которая идет от сердца. 
—  Многие компании жалуются, что местные власти стремятся переложить всю социальную ответственность на плечи крупных предприятий. Так ли это? Каковы взаимоотношения «Норильского никеля» с местными властями?
— Наши отношения с местными властями выстраиваются очень конструктивно. У нас нет недопонимания. И даже само понятие «перекладывание социальной ответственности» не может быть использовано в условиях того региона, где находятся наши предприятия. В этой области бизнес и власть должны действовать в едином ключе и разделять сферы ответственности. Сегодня законодательство очень четко расписывает, кто за что отвечает. Очевидно, например, что здравоохранение, ЖКХ, образование, социальное обеспечение — ответственность местных органов власти, а налоги — обязанность компании. Мы вместе заинтересованы в развитии социальных институтов на территории нашего региона. Сейчас в компании работает совместная группа, которая разрабатывает концепцию развития компании до 2015 г. И одновременно специалисты компании участвуют в разработке подобной программы по развитию территории. Над ней сейчас работают и представители общественных организаций, и специалисты городских институтов.  Также можно отметить еще один совместный пилотный проект Министерства труда, в котором приняли участие городские власти и наша компания. Это программа содействия переезду безработных «на материк». Уже порядка 600 человек получили возможность переехать «на материк», где нашли новую работу. Подобный опыт сотрудничества очень важен для всех заинтересованных сторон.
—  Какие новые социальные программы вы сейчас реализуете?
— Компания уделяет много внимания программам с использованием современных технологий, в том числе финансовых. Прежде всего я хотела бы рассказать о программе «Солидарная корпоративная пенсия». Новая пенсионная программа основана на накопительных принципах и предусматривает совместное участие работника и компании в формировании пенсионных накоплений.  Программа стартовала в прошлом году, и на сегодняшний день в ней участвуют 1275 работников. Норма накопления в 2003 г. получилась выше, чем процент по пенсионным вкладам в Сбербанке. Данная программа позволяет гарантировать стабильность в рабочей жизни человека и обеспечить ему достойную жизнь на пенсии.  Также стоит выделить программу «Лидер», начатую в прошлом году. «Норильский никель» сделал ставку на «выращивание» собственных кадров внутри предприятия. Люди, у которых есть амбиции и желание сделать карьеру, получают доступ к хорошему образованию и совершенствованию своих навыков. В целом блок профессионального обучения в нашей компании в текущем году получил очень серьезное развитие. При этом основное внимание мы стараемся уделять именно молодежи.
—  Участвует ли компания в городских объектах?
— Конечно. И таких объектов немало. Самый крупный — больница в г. Дудинке, которая находится на стадии строительства. Это будет единственная больница, имеющая статус окружной. Компания приложит все усилия, чтобы сделать ее современной, удобной и красивой. —  Говорят, вы сильно проиграли в связи с постановлением правительства о повышении тарифных ставок. Как вам удалось справиться с ситуацией?
— Повышение тарифных ставок в основном коснулось служащих федеральных учреждений. Это пошло вразрез с ожиданиями бюджетников, которые надеялись, что 30процентное повышение коснется всех. В Норильске около 20 тыс. человек — сотрудники местных и региональных бюджетных организаций и только 6 тыс. — федеральных. Каждое повышение должно иметь реальный источник. Но ведь ничего нового не произошло. Доходы бюджета не увеличились, а заявленная надбавка должна выплачиваться. Пока трудно предположить, к чему это приведет: к витку инфляции или к реальному повышению благосостояния людей.
—  Вы не могли бы сказать, сколько тратится на проведение социальной политики в компании? — В прошлом году только по Норильску расходы составили более 2 млрдю. руб. Эта сумма не включает выплату заработной платы, поддержание социальных стандартов работников (мы тратим около 20 тыс. руб. в год на каждого человека). При этом стоит отметить, что средний уровень зарплаты на предприятиях компании в Норильске — 25 тыс. руб. Один раз в три года каждый работник имеет право на дотации на отдых в санатории. У компании есть свой профилакторий, где сотрудники нашей компании могут пройти обследование.
—  Как, на ваш взгляд, должны строиться отношения между большим бизнесом и властью в стране?
— Только на основе закона!
—  За что должна отвечать власть, а за что бизнес в социальной политике? 
— Власть должна отвечать за все то, что присуще государству: следить за распределением налогов, за безопасностью жителей и т.д. А бизнес должен производить товары, услуги и исправно платить налоги. Очень важно, чтобы власть и бизнес вели между собой постоянный диалог. Я надеюсь, что нам это удается.  

Справка «Бюджета»
 ГОЛОДЕЦ Ольга Юрьевна, родилась в Москве в 1962 г. Окончила экономический факультет Московского государственного университета им. Ломоносова (1984 г.), аспирантуру НИИ труда Госкомтруда СССР (1990 г.). Кандидат экономических наук. Профессионально занимается вопросами управления персоналом, мотивации труда, занятости и социальной защиты.  С 1984 г. занималась научной деятельностью в ЦНИЛТР, НИИ труда, Институте проблем занятости РАН. Принимала участие в реализации совместных проектов с университетами зарубежных стран. С 1997 г. перешла на практическую работу в Фонд «Реформуголь» — организацию, действующую на основании Соглашения между правительством РФ и Всемирным Банком. В Фонде работала директором социальных программ.  С 1999 г. по настоящее время (кроме 2001 г.) работает в компании «Норильский никель» — сначала в должности начальника Управления социальной политики и персонала, а с декабря 2001 г. по настоящее время — зам. генерального директора по персоналу и социальной политике. В 2001 г. работала в г. Дудинка в должности заместителя губернатора Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа по социальным вопросам.
 
Беседовала Тая ОЛЕЙНИК
Журнал «Бюджет» №3 март 2004 г.

Поделиться