25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 4452 Материалы по теме
За последние четыре года в два раза увеличилась доходная часть бюджета Московской области. Об итогах прошедшего года и планах областного министерства финансов на 2004 год рассказывает и.о. министра финансов Московской области Алексей КУЗНЕЦОВ

кузнецов
— Алексей Викторович, бюджет Московской области 2003 года выполнен на 100%. Что послужило предпосылками к этому?

— Итоги развития области за прошедший год свидетельствуют о продолжении экономического роста, начало которому было положено несколько лет назад. Экономика области в последние годы развивается высокими темпами, а по основным показателям (инвестициям, темпам роста валового регионального продукта, промышленной и сельскохозяйственной продукции, товарооборота и платных услуг) они превышают среднероссийские. По многим показателям социально-экономического развития Московская область находится в числе лидеров среди субъектов России и Центрального федерального округа. За последние четыре года отмечается положительная динамика большинства макроэкономических показателей. По предварительной оценке, темп роста валового регионального продукта в 2003 году достиг 10%, что на 3,4% выше средних российских показателей. Объем промышленного производства за прошедший год составил 290,7 млрд. руб. и увеличился по сравнению с 2002 годом на 15,9% (в 2002 году — на 8,7%). Для сравнения: в целом по стране данный показатель за 2003 год вырос на 7%.  Согласно оценкам инвесторов, Московская область считается одним из наиболее инвестиционно привлекательных регионов России. В Подмосковье сегодня работают более 900 иностранных компаний и предприятий. Инвестиционный престиж области постоянно растет. По предварительным оценкам, в 2003 году в экономику области привлечено 86 млрд. руб. инвестиций — на 24% больше, чем за аналогичный период 2002 года. Значительной активизации инвестиционной деятельности способствовало неоднократное подтверждение высокого кредитного рейтинга Московской области в течение 2003 года, а также улучшение финансовых результатов деятельности предприятий и организаций. Активное развитие экономики области во многом повлияло на исполнение бюджета Подмосковья. Доходы областного бюджета за 2003 год исполнены в объеме более 47,7 млрд. руб, или на 101%; с 2000 года доходы бюджета области увеличились в 2,2 раза.
— Какие приоритетные задачи стояли перед Минфином области в 2003 году?
— Прошедший год нельзя назвать легким для областного бюджета. В связи с изменениями налогового законодательства в рамках продолжающейся налоговой реформы страны, направленной в основном на снижение налоговой нагрузки на реальную экономику, выпадающие доходы бюджета Московской области составили более 3 млрд. руб. Причина тому — отмена налога на пользователей автомобильных дорог, изменения порядка определения налоговой базы по налогу на прибыль. Поэтому главной задачей было компенсировать выпадающие доходы и не снизить, а даже увеличить темпы роста социальных расходов области. В результате совместных усилий по мобилизации резервов дополнительных доходов в бюджет удалось не только перевыполнить план по доходам, но и значительно увеличить объем доходов бюджета по сравнению с предыдущими годами. 
— Какова в настоящее время средняя заработная плата в области и сколько она может составить, по предварительным расчетам, в 2004 году? Насколько сильным был рост денежных доходов населения в 2003 году?
— Борьба с бедностью, повышение заработной платы и реальных доходов населения является приоритетной задачей всех уровней власти, определенной Президентом РФ. Будет нелишним напомнить, что у нас проживает более 6,6 млн. человек, больше — только в Москве.  Средняя заработная плата по области за 2003 год возросла на 28,6% и в ноябре 2003 года составила 6 538 руб. Реальные денежные доходы населения за прошедший год увеличились на 20,5%. Задачи на 2004 год не менее значимые: планируется повышение заработной платы в бюджетной сфере до 8 тыс. руб.  Большое внимание правительство области уделяет реализации Московского областного трехстороннего соглашения между профсоюзами и работодателями. Оно предусматривает повышение минимального размера оплаты труда во внебюджетной сфере до уровня не ниже прожиточного минимума для трудоспособного населения. При этом, в соответствии с соглашением, работодатели с 1 января 2004 года должны установить минимальную заработную плату работнику не ниже 2 200 руб. Дальнейшее повышение уровня жизни населения является крайне важной и, безусловно, выполнимой задачей. Ведь платежеспособное население — это одна из важнейших основ экономики и социальной стабильности региона.
— Какие доплаты и социальные выплаты осуществляло правительство Подмосковья с 2003 года? Как в области проходит пенсионная реформа?
— В 2003 году за счет средств областного бюджета осуществлялось финансирование различных социальных выплат и льгот населению Московской области, которыми было охвачено более 3 млн. человек. На эти цели направлено более 3,2 млрд. руб. областных бюджетных средств.  Для усиления социальной защищенности населения льготы и выплаты предоставляются в различных сферах деятельности: правоохранительная, образование, культура, здравоохранение, социальная политика. Только на текущие выплаты было направлено около 1,2 млрд. руб. 
— Как изменения налогового и бюджетного законодательства повлияли на доходную часть бюджета области?
— Внесение изменений в налоговое законодательство РФ в части региональных и местных налогов значительно повлияло на бюджет Подмосковья. Это привело к снижению поступлений в консолидированный бюджет Московской области в 2003 году в размере около 3,1 млрд. руб., а в 2004 году примерно на 5,7 млрд. руб. В целях компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов Федерации, бюджетным законодательством РФ на 2003 и 2004 годы было изменено распределение доходов от некоторых федеральных налогов и неналоговых доходов в пользу бюджетов субъектов РФ. Кроме того, на 2004 год предусмотрен новый механизм перераспределения акцизов на нефтепродукты. Однако данными изменениями была достигнута лишь частичная компенсация выпадающих доходов бюджета области. Так, в 2003 году компенсировано лишь 0,55 млрд. руб., а по оценке на 2004 год — 2,1 млрд. руб.
 — В связи с крупным притоком инвестиций в области планируются какие-либо изменения налогового законодательства в плане введения или сокращения действующих льгот?
 — Как я уже упоминал, инвестиции в экономику области растут с каждым годом. В Московской области налоговые льготы для пользователей объектов производственных инвестиций до 1 января 2003 года предоставлялись в соответствии с законом Московской области «О льготном налогообложении в Московской области».  На данный момент в качестве новых методов поддержки инвесторов решается вопрос возможности предоставления инвестиционных налоговых кредитов по уплате налогов, подлежащих зачислению в областной бюджет.  Инвестиционный налоговый кредит позволит обеспечить адресность государственной поддержки и эффективно использовать бюджетные средства на возвратной основе. Кроме того, создаются благоприятные экономические условия для эффективного использования ресурсов организаций-налогоплательщиков, остающихся в их распоряжении в результате применения данного вида налоговой поддержки.
— Какие предприятия являются бюджетообразующими в области? Предоставляет ли область крупным компаниям и предприятиям какие-либо бюджетные льготы для дальнейшего стимулирования их развития? Какие отрасли являются наиболее доходными для областного бюджета?
— Основная доля доходов областного бюджета в 2003 году сформирована за счет уплаты налогов организациями промышленности (32,3%) и торговли (15,7%).  Среди десяти крупнейших налогоплательщиков такие организации, как  ОАО «Аэрофлот — Российские авиалинии», ОАО «Машиностроительный завод» (г. Электросталь), ООО «Мострансгаз», ООО «Межрегионгаз», ООО «Марс», НПО «Энергомаш», ЗАО «Метровагонмаш», ОАО «РКК Энергия имени  С.П. Королева» и крупные торговые предприятия — ООО «Икеа Мос (торговля и недвижимость)» и ООО «Ашан». Однако доля налоговых доходов организаций торговли в  2004 году существенно снизится, поскольку с 1 января 2004 года отменен налог с продаж и внесены изменения в налогообложение имущества организаций. В соответствии с законом Московской области «О льготном налогообложении в Московской области» предоставлены налоговые льготы в части снижения ставки налога на прибыль на 4% и ставки транспортного налога на 10% организациям, находящимся на территории развития Московской области («Международный аэропорт «Шереметьево»). Кроме того, для привлечения на территорию области крупнейших предприятий, производящих легковой автотранспорт, указанным законом также установлены льготы в виде снижения на 0,5% ставки налога на прибыль и снижения ставки транспортного налога на 10%.
— Основное достояние Подмосковья — земля. Еще в 2000 году правительство области объявляло о планах увеличения поступления налогов в бюджет от продажи земли. Каково положение дел сейчас?
— Несмотря на то, что ежегодно в Московской области продается немало землеотводов — как частным лицам, так и производственным предприятиям, желаемых доходов казна Подмосковья от этой торговли не получает. Учитывая, что земля является одним из основных видов имущества, которым может распоряжаться Московская область, принимаются все меры для скорейшего завершения работ по разграничению прав на землю. Для этого планируется завершить кадастровую оценку земли, сформировать план перевода земель из сельскохозяйственных угодий в другие категории на 2005 год и на его основе обеспечить поступления возмещения потерь сельскохозяйственного производства, связанного с передачей неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения для инвестиционных целей.  16 октября 2003 года впервые в Подмосковье был организован и проведен открытый аукцион по продаже трех земельных участков, находящихся в государственной собственности Московской области. Специалисты полагают, что первый опыт аукционной торговли региональной землей оказался весьма удачным, а это значит, что стартовые цены на аналогичные участки при последующих торгах могут возрасти в несколько раз. Другим направлением работ по выработке мер эффективного использования земельных ресурсов Московской области является реализация преимущественного права покупки правительством области земельных участков сельскохозяйственного назначения, что определено федеральным законом от 24.07.2002 г. №101ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В настоящий момент ведется работа по приобретению Московской областью земель сельскохозяйственного назначения с целью последующей их продажи или сдачи в аренду под крупные инвестиционные проекты. В результате их реализации бюджет области будет получать стабильные налоговые и неналоговые поступления. На 2004 год в областном бюджете на эти цели выделено 300 млн. руб.
— В настоящее время на российском рынке ценных бумаг представлено очень малое количество подмосковных предприятий. Разрабатывает ли министерство финансов области какие-либо программы развития рынка ценных бумаг в области и содействия выводу на него подмосковных предприятий? 
— Географическое положение Московской области является благоприятным обстоятельством для эмитентов и потенциальных эмитентов ценных бумаг. Близость мощнейшей инфраструктуры финансовых институтов позволяет использовать весь спектр инструментов, имеющихся на российском рынке, в том числе на рынке ценных бумаг.  В последние два-три года мы отмечаем значительное повышение интереса и взаимное сближение финансовых институтов и предприятий, работающих в Московской области. Объем привлеченных ресурсов реальным сектором экономики растет все это время быстрыми темпами: на 200—300%, а по некоторым отраслям и до 500% в год. В начале этот прирост в основном происходил за счет привлечения банковских кредитов. Но в последнее время мы видим примеры и других форм заимствования, таких как выпуск корпоративных облигаций. Снижение в четыре раза налога на выпуск ценных бумаг позволяет надеяться, что на фондовый рынок могут выйти облигации второго и третьего эшелона эмитентов. Именно такое развитие событий вполне закономерно. Избыточная ликвидность банков, понижающаяся процентная ставка, отсутствие публичных кредитных историй потенциальных заемщиков и, отчасти, недостаточный уровень финансовой грамотности владельцев и менеджмента предприятий предопределили повышенный спрос именно на банковские кредиты как источник дополнительного финансирования. Надо отметить, что и некоторые банки намеренно преувеличивали опасность публичных заимствований в глазах потенциальных эмитентов, пытаясь сохранить выгодную им жесткую привязку заемщиков. Тем не менее, жизнь все расставляет на свои места, и сегодня многие предприятия делают свой выбор инструментов внешнего финансирования, уже исходя из их различных характеристик и собственных потребностей. Московская область готова оказывать поддержку предприятиям, планирующим собственное развитие в контексте развития тех территорий, где они работают. Мы готовы оказывать соответствующую помощь — как на методологическом уровне, так и решать вопросы, связанные с частичной компенсацией расходов на привлечение средств, если использование этих средств решает вопросы развития экономической и социальной инфраструктуры области.
— Какие нововведения готовит министерство в настоящее время?
— Итоги прошедших лет не должны нас успокаивать. Интенсивный рост и развитие области возможны только при условии нацеленности в будущее, а не только на поддержание достигнутых результатов. Поэтому 2004 год станет крайне важным. Сейчас разрабатывается и готовится к реализации значительное число новых и важных задач в самых различных областях социальной и экономической сферы.  Правительство Московской области уделяет постоянное внимание вопросам увеличения доходов областного бюджета. В начале текущего года перед всеми министерствами и ведомствами поставлены конкретные задачи изыскания резервов в интересах увеличения доходной части бюджетов всех уровней по организации и ведению работы в целях более рачительного расходования бюджетных средств. Для координации указанной работы постановлением правительства области создана Межведомственная комиссия по мобилизации доходов областного бюджета. В ее состав вошли должностные лица, деятельность которых определяющим образом влияет на увеличение доходов консолидированного бюджета Московской области.  Перед министерством финансов области поставлена задача обеспечить работу созданной комиссии. Фактически министерство финансов будет рабочим органом Межведомственной комиссии. В 2004 году планируется провести большую работу по подготовке области к отмене натуральных и обезличенных льгот и переходу на адресные социальные выплаты населению. Для решения этой задачи планируется создать единую систему социальной защиты населения на областном уровне с внедрением индивидуальных социальных счетов для пенсионеров, бюджетников, инвалидов, на которые будет перечисляться вся социальная помощь льготным категориям граждан. Уже начата работа по созданию необходимой инфраструктуры для электронных расчетов по перечислению социальной помощи с использованием персональных пластиковых карт. Эта система позволит прекратить скрытое бюджетное финансирование коммерческих организаций, а жителям Московской области реально воспользоваться предусмотренными им льготами и доплатами.

Беседовал Айдар КОЖАХМЕТОВ
Журнал «Бюджет» №3 март 2004 г.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно