Версия для печати 1926 Материалы по теме
Как известно, часть бюджетных статей, касающихся в первую очередь обороны и безопасности России, носят закрытый характер. Это вполне оправданно: у нашей страны хватает как прямых соперников, так и сомнительных «друзей», которые пристально интересуются, насколько Россия способна защитить свой суверенитет и безопасность. Но кое-какой информацией, интересной для наших читателей и не наносящей ущерб обороне и безопасности страны, можно поделиться. О некоторых подробностях работы над «силовой» частью годового бюджета рассказывает член Комиссии по рассмотрению расходов федерального бюджета на 2004 год в области обороны и безопасности РФ Михаил ГРИШАНКОВ

гришанков
В первую очередь замечу, что мы постепенно движемся к большей открытости бюджета спецслужб и органов правопорядка. Народ, налогоплательщики должны знать, куда и на что идут деньги нашего государства. Но при этом важно проявлять осмотрительность и сдержанность, чтобы, как говорится, вместе с водой не выплеснуть наружу и ребенка. Мы не можем позволить себе преступить ту грань, за которой неизбежно ущемление интересов страны, а в конечном итоге и каждого гражданина. Кстати, многое из того, что можно было открыть, уже открыто. Например, как и в прошлом бюджете, доступными будут сведения о том, сколько средств планируется вложить в обеспечение сотрудников спецслужб жильем. Уже публикуется большая часть сведений о финансировании органов внутренних дел, прокуратуры, таможни и других структур. Еще недавно все это помечалось грифом «Сов. секретно». Однако говорить о финансировании таких направлений как, например, приобретение вооружения и техники, выделение средств на другие виды специфической деятельности спецслужб, которые составляют главный смысл и содержание их работы, — это то же самое, что прямо продиктовать все базовые данные нашим конкурентам или возможным противникам.
 
катюша
Теперь о принципиальных моментах, содержащихся в статьях закрытой части бюджета. Могу сказать, что в последние годы на высших уровнях государственной власти наметились положительные сдвиги в отношении к этой проблеме. Так, в бюджете на 2004 г. расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства предусмотрены в размере 310 млрд. 577 млн. руб., что составляет 126,8% к уровню 2003 г. и 11,69% от общих расходов бюджета. В ВВП доля этой суммы составляет 2,03%.  Запланированный рост расходов определяется тем, что содержание вневедомственной охраны МВД будет осуществляться за счет федерального бюджета. 
Второй фактор — увеличение ассигнований на выполнение программы по обустройству государственной границы. Кроме того, предусмотрено финансирование новых целевых программ и мероприятий, направленных на обеспечение правопорядка, безопасности, конституционных свобод и прав граждан; увеличение на  9—10% расходов по коммунальным услугам в связи с предполагаемым ростом тарифов; индексация до 10% расходов на транспортное обеспечение, оплату ГСМ (также в связи с ожидаемым ростом цен); средства на приобретение и ремонт растущих объемов вооружения и военной техники.
Но я и мои единомышленники в Государственной думе намерены добиваться дополнительных ассигнований на обеспечение безопасности государства. Я знаю, что на этот счет делала конкретные предложения ФСБ. Судя по всему, далеко не все из них поддержаны правительством. Но экономить на борьбе с терроризмом недопустимо.
 Есть еще одно упущение в бюджете: не предусматривается индексация денежного довольствия военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов. Почему-то не запланированы расходы на реформу системы денежного довольствия «людей в погонах». Без этой индексации мы не только не улучшим обеспечение деятельности силового блока, но и получим фактическое сокращение расходов на его нужды.
В то же время особую тревогу вызывает уровень финансирования строительства объектов и приобретения жилья. На эти цели из года в год выделяется менее 5% от реальной потребности министерств и ведомств правоохранительного блока. Между тем, число сотрудников, не имеющих квартир, исчисляется десятками тысяч
Мы также намерены добиваться законодательно, чтобы часть средств, поступающих от реализации вооружения, военной техники и иного движимого имущества, использовалась бы для решения социальных проблем защитников страны. 
Наладить эффективную работу вооруженных сил, органов МВД, спецслужб, поднять престиж профессий защитников России и ее граждан — вот приоритетная задача. Ее поставил президент России, и мы готовы вместе с ним эту задачу решить.  

Журнал «Бюджет» №2 февраль 2004 г.

Поделиться