25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 6025 Материалы по теме
В Подмосковье с 1 января 2004 года начала работать новая Межрайонная инспекция Министерства РФ по налогам и сборам №10 по Московской области. О причинах ее создания, организации работы и планах по дальнейшему реформированию налоговых органов Подмосковного региона в интервью журналу «Бюджет» рассказывает заместитель руководителя Управления МНС России по Московской области, исполняющий обязанности руководителя Межрайонной инспекции (МРИ) №10 Ю.Д. ЦАРИКАЕВ

цирикаев
— Юрий Дзанхотович, как была образована новая инспекция и где она будет находиться территориально?

— Межрайонная инспекция МНС России № 10 по Московской области создана в результате объединения двух налоговых инспекций — Инспекции МНС России по городу Орехово-Зуево и Инспекции МНС России по Орехово-Зуевскому району. Находиться она будет по адресу: 142613, г. Орехово-Зуево, ул. Северная, д.12В. 
— С чем связано создание новой Межрайонной инспекции в Московской области?
— Реорганизация налоговых инспекций Подмосковья проводится в строгом соответствии с федеральной целевой программой «Развитие налоговых органов в 2002—2004 годах» и приказом МНС России. Этими документами предусматривается не только реорганизация территориальных налоговых инспекций в межрайонные, но и переход на функциональный принцип построения организационных структур, внедрение новых типовых структур и технологий. На мой взгляд, такие шаги закономерны и логичны. Дело в том что, решая единые для налоговых органов задачи, инспекции, имеющие небольшие штатные структуры, работают менее эффективно. Более того, как показывает практика, значительная часть их персонала нередко выполняет функции, напрямую не связанные с налоговым администрированием: решают материально-технические, финансовые, кадровые и другие аналогичные задачи. В то же время сотрудников, проводящих налоговые проверки, явно недостаточно для обеспечения надлежащего контроля за соблюдением налогового законодательства и как результат — снижение качества и эффективности контрольной работы.
— Какой ожидается экономический эффект от объединения инспекций?
— Экономическая сторона вопроса, конечно же, имеет далеко не второстепенное значение. Ведь содержание низкорентабельных инспекций обременительно для региона. Обратимся к статистике: она свидетельствует, что затраты на содержание малочисленных инспекций практически в десять раз превышают затраты на финансирование крупных инспекций из расчета на 100 рублей собранных налогов и сборов. А это очень существенно. Исходя из этих соображений некоторые инспекции области в настоящее время и реорганизуются в межрайонные. Причем делается это практически безболезненно для их коллективов — в основном путем перераспределения численности персонала и отдельных функций, что, по моему твердому убеждению, будет максимально способствовать рациональному использованию трудовых и материальных ресурсов. К слову, на сегодняшний день в области работает 11 межрайонных инспекций и работа по реформированию и модернизации налоговых органов области продолжается.
— Планируется ли внесение изменений в структуру объединенных инспекций? В чем они будут заключаться? 
— В соответствии с приказом МНС России «О типовой структуре территориальных налоговых органов численностью свыше 100 человек», подписанному министром в конце 2002 года, работа налоговых органов переводится на функциональный принцип организации их деятельности. Этот принцип предполагает создание структурных подразделений, ориентированных на выполнение строго регламентированных работ, определяемых документами МНС для каждого рабочего места.  Если говорить о МРИ №10, то сейчас мы заканчиваем капитальный ремонт здания, оборудуем операционный зал, который будет оснащен всем необходимым для работы по принципу «одного окна». В инспекции будут работать 13 отделов. Среди них — отдел финансово-хозяйственного обеспечения, юридический, общий отделы, отдел информационных технологий, регистрации и учета налогоплательщиков, отдел работы с налогоплательщиками, отдел ввода и обработки данных, учета отчетности и анализа, отдел регулирования задолженности, два отдела камеральных проверок и два — выездных.  Скажу больше: проведение структурной перестройки налоговых органов Подмосковья будет сопровождаться переходом на современные технологии — в частности, внедрение системы электронной обработки данных (ЭОД). Ее применение позволит нам автоматизировать все процедуры налогового контроля, а также перейти, в конечном итоге, к бесконтактному общению с налогоплательщиками. 
— МРИ №10 создается путем объединения двух территориальных инспекций — городской и районной. Повлечет ли это изменения в реквизитах? 
— Несмотря на объединение инспекций, бюджеты двух муниципальных образований по-прежнему останутся независимыми — в том виде, в каком их принимали местные Советы. А вновь образованная налоговая инспекция будет контролировать выполнение налоговой составляющей доходной части бюджетов обоих муниципальных образований, не создавая для каждого из них специального подразделения. Поэтому для налогоплательщиков здесь никаких изменений не ожидается.  Что касается реквизитов, то счета, по которым плательщик уплачивает налоги, могут иногда меняться. Но наши инспекции всегда доводят информацию налогоплательщику об этих изменениях оперативно и в полном объеме. Так что проблем у налогоплательщиков возникнуть не должно.
— Объединение инспекций наверняка повлекло за собой сокращение штатной численности их работников?
— При объединении налоговых инспекций в межрайонные численность сотрудников перераспределяется между территориально обособленными рабочими местами и межрайонными инспекциями, оставаясь, как правило, без изменений. Ведь на месте реорганизованных инспекций останутся функционировать специализированные территориально-обособленные подразделения по работе с налогоплательщиками. Поэтому, как я уже отметил, произойдет лишь некоторое перераспределение численности персонала, а речь о сокращениях не идет.
— Значит ли это, что налогоплательщикам отдаленных районов можно не беспокоиться?
— Благодаря тому, что в районах, инспекции которых подлежат реорганизации, останутся наши территориальные подразделения, в работе с налогоплательщиками существенных перемен не произойдет. А главное — у них не возникнет сложностей со сдачей налоговой отчетности, документов по регистрации юридических лиц и учету налогоплательщиков, а также получением необходимых консультаций и ответов на запросы о применении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
— В Орехово-Зуевском районе помимо двух бывших налоговых инспекций существует несколько территориальных подразделений. Какой будет их судьба?
— Действительно, кроме двух инспекций по городу и району на этой территории есть два филиала. Один — в поселке Куровское, второй — в городе Ликино-Дулево. В процессе проработки вопроса об объединении инспекций в Управление поступило официальное обращение граждан этих поселков с просьбой сохранить филиалы на их территории. Мы, в свою очередь, обсудив все за и против, а также приняв во внимание желание жителей, решили сохранить территориальное подразделение в поселке Куровское. Что касается Ликино-Дулево, то в связи с его близким расположением от города Орехово-Зуево и небольшим числом налогоплательщиков оставлять такой филиал оказалось экономически нецелесообразным.
— Модернизация налоговых инспекций, видимо, предполагает максимальную компьютеризацию рабочих мест. Как оснащена МРИ №10 электронной и иной техникой?
— Вопрос оснащения необходимой техникой и оборудованием для нас очень актуальный. На сегодняшний день полностью укомплектован оргштатной техникой отдел по работе с налогоплательщиками, который непосредственно будет заниматься работой с плательщиками, принимать отчетность, регистрировать и т.д. Оснащение других отделов пока продолжается. К сожалению, имеющееся электронное оборудование, и прежде всего компьютеры, не так совершенны, как хотелось бы, но мы постепенно будем заменять технику на более скоростную. 
— Вы сказали, что одним из этапов модернизации налоговых органов области является внедрение системы электронной обработки данных в инспекциях. Пожалуйста, расскажите об этом подробнее.
— В начале 2003 года ряд налоговых инспекций Московской области присоединились к общероссийскому эксперименту по модернизации налоговых органов. Главный принцип проекта заключается в создании условий для более эффективной деятельности налоговых структур через внедрение системы электронной обработки данных. При этом изменится вся технология приема налоговой отчетности, в результате чего не будет производиться полный камеральный контроль — проверке подвергнется только правильность и четкость заполнения, комплектность документов, наличие всех установленных подписей и печатей.  Кроме того, налогоплательщики могут присылать декларации почтой либо опускать бланки в специально размещенные в инспекции ящики. Те, кто обладает необходимой технической базой, получают возможность предоставлять отчетность в электронном виде, на дискетах. 
— Какие преимущества получают налогоплательщики при сдаче отчетности в электронной форме?
— Сдача отчетности на дискетах позволяет в несколько раз сократить время пребывания одного посетителя в инспекции. Например, если раньше один инспектор успевал обслужить за день не более 30 налогоплательщиков, то сегодня этот показатель увеличился до 100—150 человек. Такое ускорение закономерно. Ведь инспектор отдела работы с налогоплательщиками теперь будет лишь проверять дискету на контрольные соотношения. И уже в течение дня дискета попадет в отдел ввода и будет разнесена в лицевой счет налогоплательщика по соответствующему налогу. Таким образом, исключаются ошибки, которых не избежать при ручном вводе деклараций, и, что самое важное, сокращается время на обработку деклараций. 
— Спасибо за беседу, Юрий Дзанхотович, и успехов вам в формировании новой инспекции.

Беседовал Ильшат БАЙЧУРИН
Журнал «Бюджет» №2 февраль 2004 г.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно