25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 5980 Материалы по теме
атюкова
Бюджетная политика правительства области имеет социальную направленность. На содержание учреждений образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта, социальной защиты направлено 12,5 млрд руб., или 63,3% от общего объема расходов консолидированного бюджета.
Ольга АТЮКОВА, министр финансов Пензенской области


Объем доходов консолидированного бюджета Пензенской области на 2007 г. предусмотрен в размере 25,3 млрд руб., расходная часть составит 27,0 млрд руб., дефицит – 1,7 млрд руб. (11%). За 2006 г. консолидированный бюджет сложился с небольшим профицитом в размере 50 млн руб.
В целях реформирования бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических реформ разработана Программа реформирования региональных финансов Пензенской области на 2005–2007 гг. Реализация программы позволила в комплексе посмотреть на многие проблемы региона и решить следующие задачи:
– качественно усилить нормативную базу организации бюджетного устройства и бюджетного процесса;
– разработать и внедрить методы бюджетного планирования и контроля расходов, ориентированных на результат;
– внедрить современные информационные технологии и сформировать единую информационную систему.
Бюджет Пензенской области на 2007 г. был внесен на утверждение депутатам области в августе 2006 г. Разработка в 2006 г. среднесрочного финансового плана на 2007–2009 гг. позволила в текущем году приступить к составлению бюджета на трехлетний срок.
В рамках реализации Программы реформирования региональных финансов принято восемь законов Пензенской области, 26 постановлений правительства Пензенской области, направленных на утверждение формализованных процедур управления финансами, подготовлено 25 аналитических записок, характеризующих состояние региональных финансов по направлениям реформирования.
В результате проведенных реформ жилищные организации освобождены от несвойственных им функций социальных выплат – осуществлен переход к денежной форме предоставления федеральным льготникам мер социальной поддержки по оплате ЖКУ, что позволяет точно спрогнозировать потребность в бюджетных расходах и обеспечить их целевое использование.
Финансирование общеобразовательных учреждений в части реализации государственного стандарта общего образования для исключения субъективного подхода осуществляется по методике нормативного финансирования с применением математических формул, то есть не от факта достигнутого, а по числу учащихся.
С 2004 г. в бюджете Пензенской области предусматриваются дотации на стимулирование муниципальных образований: они распределяются в зависимости от показателей социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов. Муниципальные образования оцениваются по ряду показателей, среди которых основным являются доходы бюджета.   
На сегодняшний день основные задачи Программы по внедрению казначейской системы исполнения бюджетов и автоматизации бюджетных процессов решены. В органах Федерального казначейства открыты единые счета финансовым органам, ведение лицевых счетов бюджетополучателей осуществляется финансовыми органами области. Расходы финансируются по заявкам главных распорядителей бюджетных средств путем перевода на лицевые счета каждого бюджетополучателя, открытые и обслуживаемые в Министерстве финансов Пензенской области. Своевременное представление главными распорядителями заявок на финансирование бюджетных учреждений позволяет сформировать кассовый план, в соответствии с которым ежедневно поддерживается баланс между поступившими доходами и требуемыми расходами бюджетных средств с учетом привлечения кредитных ресурсов на минимальные сроки.
В соответствии с Положением о докладах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Пензенской области с 1998 г. проводится работа по оптимизации сети бюджетных учреждений в целях сокращения бюджетных расходов, численности, корректировке условий оплаты труда и текущего содержания учреждений и организаций, финансируемых из регионального бюджета.
На основании утвержденных ведомственных целевых программ, разработанных в соответствии с законом Пензенской области от 24 апреля 2007 г. «О ведомственных целевых программах субъектов бюджетного планирования Пензенской области», формируется бюджет Пензенской области на 2008–2010 гг.
Для полного учета критериев эффективности и результативности бюджетных расходов с точки зрения конечных целей социально-экономической политики в области разработана и утверждена система количественных показателей, позволяющих оценивать деятельность органов региональной исполнительной власти.
При проведении дальнейшей реструктуризации и модернизации бюджетной сети особенно актуальной становится проблема перевода бюджетных организаций и учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных организаций. Перечень основных социальных услуг, которые в Пензенской области могут предоставляться негосударственными организациями, и Порядок проведения эксперимента по переводу государственных учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных организаций, установлен правительством области. Такой перевод тесно связан с переходом на контрактную систему оказания бюджетных услуг, которая является основой для финансово-экономических взаимоотношений между заказчиком и исполнителем в сфере оказания бюджетных услуг.
В 2007 г. создана автономная некоммерческая организация «Ансамбль песни и танца “Казачья застава”», которая примет участие в конкурсе на закупку бюджетных услуг, оказываемых профессиональными исполнительскими коллективами в сфере традиционной культуры Пензенского казачества. В настоящее время ведется работа по переводу в форму негосударственных организаций двух медицинских колледжей и домов-интернатов для престарелых и инвалидов, а также ГУК «Пензенская областная филармония».
В ближайшее время объем социальных услуг, предоставляемых негосударственными организациями, увеличится, что приведет к развитию конкуренции между бюджетными учреждениями и негосударственными организациями и к более эффективному использованию средств.
Область своевременно и в полном объеме выполняет свои обязательства перед кредиторами. В 2006 г. качественно изменилась структура долга: преобладающую часть (62,2%) общего объема долга на 1 января 2007 г. формируют ценные бумаги Пензенской области в виде среднесрочного облигационного займа. Это первый облигационный заем региона, свидетельствующий о переориентации долговой политики правительства на последовательное развитие рыночной части долга, выраженного в государственных ценных бумагах. Экономическое состояние области, показатели исполнения бюджета, величина государственного долга позволили региону впервые использовать ресурсы финансового рынка. Показатель долговой нагрузки составил за 2006 г. 16,2%, что намного ниже предельных значений, установленных Бюджетным кодексом РФ (100%).
Результатом проведения сбалансированной финансовой политики стало присвоение Пензенской области международным рейтинговым агентством Fitch Ratings долгосрочного рейтинга в иностранной и национальной валюте BB, прогноз «Стабильный». Присвоен и краткосрочный рейтинг в иностранной валюте B, и национальный долгосрочный рейтинг AA– (rus). Рейтинги основаны на стабильном финансовом положении области и низком уровне долга, а также на экономическом развитии, способствующем увеличению налоговых доходов области и их высокому ежегодному приросту.

Справка «Бюджета»
Ольга Кузьминична АТЮКОВА, министр финансов Пензенской области
Родилась 18 июня 1961 г. в совхозе «Сюзюмский» Сосновоборского района Пензенской области.
В 1984 г. окончила Пензенский сельскохозяйственный институт, специальность «Экономика и организация сельского хозяйства». Кандидат экономических наук.
В 1978–1979 гг. работала в системе потребительских обществ.
1984–1987 гг. – главный экономист колхоза «Прогресс» Лунинского района Пензенской области.
1987–1988 гг. – бухгалтер, затем главный экономист совхоза «Ушинский» Земетчинского района Пензенской области.
1992–1993 гг. – ассистент, затем старший преподаватель Пензенского сельскохозяйственного института.
1993–2001 гг. – заместитель главы администрации, председатель комитета по экономике Земетчинского района Пензенской области.
2001–2002 гг. – главный специалист комитета экономики правительства Пензенской области.
2002–2003 гг. – начальник управления экономики правительства Пензенской области.
2003–2006 гг. – начальник Управления финансов Пензенской области.
С августа 2006 г. по настоящее время – министр финансов Пензенской области.

Журнал "Бюджет" №7 июль 2007 г.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно