Версия для печати 2983 Материалы по теме
колесов
В Карелии сейчас активно реализуются программы по развитию горно- и лесопромышленного комплексов, инвестиционной и промышленной политике, поддержке малого предпринимательства, модернизации жилищно-коммунального хозяйства и др.
Александр КОЛЕСОВ, заместитель премьер-министра Правительства Республики Карелия, министр финансов Республики Карелия

В целом по республике в 2006 г. сохранилась положительная динамика основных социально-экономических показателей. Обеспечен рост объемов добычи металлических руд, увеличились темпы развития целлюлозно-бумажного производства, деревообработки и производства изделий из дерева, производства электрооборудования, швейного производства и т.д. Динамично развивался потребительский рынок товаров и услуг.
Стабильно повышается инвестиционная привлекательность Карелии, что способствует росту инвестиций в основной капитал, в частности в прошлом году объем инвестиций достиг 17,2 млрд руб. Введен в эксплуатацию ряд новых и реконструированных предприятий, построены десятки километров автомобильных дорог. На 15,4% увеличились объемы строительства, причем жилья возведено на 24% больше. Вырос объем внешней торговли. Продолжился рост доходов населения: в декабре 2006 г. среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составила 13,5 тыс. руб. по сравнению с 8,7 тыс. в 2005 г.
В процессе создания системы стратегического планирования принята новая редакция Концепции социально-экономического развития Республики Карелия, определившая стратегические цели развития республики до 2012 г. Разработана и одобрена Программа экономического и социального развития Республики Карелия на период до 2010 г., проходящая в настоящее время согласование в федеральных органах исполнительной власти. Правительством республики одобрен проект Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 г.
За последние пять лет индекс производства составил 141%, что значительно выше 134%, намеченных Правительством Республики Карелия на 2002–2006 гг. Основной прирост промышленного производства обеспечили добыча полезных ископаемых, производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них, а также электроэнергии.
Спецификой республиканской экономики является ее экспортоориентированность (до 70% объемов). В этих условиях при формировании бюджета возникают риски, связанные с изменениями внешнеэкономической конъюнктуры на товары карельского экспорта. Кроме того, все большее число компаний становятся структурными подразделениями объединений, находящихся за пределами республики, что требует проведения дополнительных мероприятий по взаимодействию с федеральными органами власти и крупнейшими промышленно-финансовыми группами России. Для обеспечения стабильного поступления доходов в бюджет Правительство Республики Карелия при заключении соглашений с предприятиями региона предусматривает обязательства по росту объемов производства и налоговых платежей, а также полное и своевременное внесение платежей в бюджет Республики Карелия.
Кроме того, на финансовые показатели предприятий влияет проводимая Правительством Республики Карелия налоговая политика, направленная на создание условий для дальнейшего развития горнопромышленных, машиностроительных, лесозаготовительных, деревообрабатывающих и целлюлозно-бумажных предприятий, обновление их основных фондов, предусматривающая предоставление льгот по налогу на имущество организаций и льгот для организаций-инвесторов.
В настоящее время в Карелии государство предоставляет инвесторам:
– налоговые льготы в рамках режима инвестиционного благоприятствования;
– государственные гарантии, обеспеченные бюджетом Республики Карелия в предусмотренном правительством порядке;
– кредитные ресурсы (бюджетные кредиты) из средств бюджета Республики Карелия на возвратной, срочной, платной и льготной основе для реализации инвестиционных проектов, отобранных по конкурсу.
В конце 1990-х гг. мы задумались: почему деньги тратятся лишь на «проедание» – пособия, зарплаты, исполнение текущих полномочий? Было решено развивать экономику путем выдачи предпринимателям бюджетных кредитов на конкурсной основе. Размер процентной ставки установили равным 1/3 ставки Центробанка, ведь главное – не заработать денег, а увеличить налогооблагаемую базу, создать новые рабочие места. Два года ушло на подготовку: создание законодательной и нормативной базы, подбор кадров. И наконец в 2002 г. был выдан первый бюджетный кредит.
Процесс идет таким образом. Сначала Минэкономразвития республики проверяет бизнес-планы претендентов на получение кредита. На этом этапе отсеивается более половины проектов. Затем успешно преодолевшие первое препятствие проекты передаются в Министерство финансов для оценки финансистами и правоохранительными органами. На этом этапе проверяется не бизнес-план, а сам заемщик, его состоятельность (на основе бухгалтерской отчетности) и отсутствие связей с криминальными структурами. Решение о выдаче бюджетного кредита принимается путем тайного голосования. Контроль исполнения обязательств по бюджетному кредиту возложен на уполномоченный банк.
В то же время отметим, что бюджетные кредиты выдаются не для использования в качестве оборотных средств, а для закупки оборудования и постройки новых производственных мощностей. Например, в одном из приполярных районов республики имелась всего одна пекарня, и ее монопольное положение позволяло держать цену на хлеб в два раза выше, чем в Петрозаводске. В Министерство финансов обратился предприниматель, который предложил построить вторую пекарню. Кредит ему был выдан, и вскоре из-за конкуренции цена на хлеб стала стремительно снижаться, пока не достигла среднего по республике уровня. Сейчас на предприятиях с помощью кредитов создано около тысячи рабочих мест. Направления работы этих предприятий самые разные: лесной комплекс, горнопромышленный комплекс, туризм, швейное производство.
Средства для выдачи бюджетных кредитов мы получаем исключительно от продажи республиканских облигационных займов, размещаемых на Санкт-Петербургской валютной бирже или ММВБ под очень выгодные проценты. Например, в текущем году cредневзвешенная ставка составила 7,97%. Это намного ниже, чем у ряда крупных коммерческих банков, поскольку у республики хорошая кредитная история. Рейтинговое агентство Fitch Rating второй год присваивает Карелии рейтинг А (rus) и ставит ее в первую десятку регионов по надежности. За 2002–2007 гг. мы предоставили порядка 40 кредитов на общую сумму более 600 млн руб. и заключили 16 инвестиционных соглашений.
Кроме того, действует отраслевая целевая программа государственной поддержки малого предпринимательства на 2006–2008 гг. Мероприятия программы охватывают такие направления, как совершенствование нормативно-правовой базы в сфере поддержки предпринимательства, развитие прогрессивных финансовых технологий, повышение эффективности инфраструктуры, совершенствование информационно-методического обеспечения малого предпринимательства, содействие выставочно-ярмарочной деятельности и др. Заканчивается работа по созданию бизнес-инкубатора (открытие в конце июня – начале июля этого года).
7 млн руб., выделенные из бюджета Республики Карелия на финансирование мероприятий программы в 2006 г., освоены полностью. Действует 4,6 тыс. малых предприятий, на которых занято на постоянной основе 33,7 тыс. человек. Доля малых предприятий в общем обороте республики составила примерно 32,6%. Инвестиции в основной капитал малых предприятий увеличились за 2006 г. в сравнении с 2005 г. в 2,2 раза в абсолютных ценах. Наиболее активно развиваются малые предприятия в сфере торговли, услуг и производстве товаров.
В Карелии также развивается туризм. В 2006 г. республику посетило около 1,7 млн человек из России и из-за рубежа. По экспертным оценкам, доход от всех видов въездного туризма в Республике Карелия в 2006 г. составил 3,22 млрд руб., что на 11,4% больше, чем в 2005 г. В 2007 г. планируется увеличение въездных туристских потоков на 12%, а совокупного валового дохода от всех видов въездного туризма – на 11,8%.
В прошлом году внешнеторговый оборот товаров по Карелии составил 1 524,4 млн долл., увеличившись на 17,9% по сравнению с уровнем 2005 г. Основу карельского экспорта составляют целлюлозно-бумажная продукция (33%), обработанные и необработанные лесоматериалы (24%), железорудные окатыши (16%) и алюминий (14%).
Позитивной тенденцией стало увеличение экспорта промышленной продукции в два раза по сравнению с 2005 г. – до уровня 43,4 млн долл. Рост данной статьи экспорта обусловлен главным образом выполнением ОАО «Петрозаводскмаш» контракта на поставку оборудования для строительства бумажной фабрики в городе Шклов (Беларусь).
Главной страной – партнером республики является Финляндия, на долю которой приходится около трети внешнеторгового оборота Карелии. Кроме того, развиваются экономические связи с Нидерландами, Индией, Великобританией, Германией, Норвегией. Эти контакты также дают дополнительные рабочие места, увеличивают объемы производства и в конечном счете пополняют бюджеты всех уровней.
Завершая краткий рассказ о бюджетной политике Карелии, хотелось бы отметить, что для улучшения жизни людей делается немало, но решение поставленных сейчас глобальных задач потребует еще больших усилий всех участников бюджетного процесса, от налогоплательщиков до бюджетополучателей.

Справка «Бюджета»
Александр Семенович КОЛЕСОВ, заместитель премьер-министра Правительства Республики Карелия, министр финансов Республики Карелия
Родился в 1949 г. в Симферополе.
В 1975 г. окончил экономический факультет Ленинградского государственного университета им. А. А. Жданова. Кандидат экономических наук.
С 1975 г. – научный сотрудник Карельского филиала Академии наук СССР.
С 1990 г. – председатель Петрозаводского городского Совета народных депутатов.
С 1994 г. – генеральный директор АО «Карельская инвестиционная компания».
С 1998 г. – заместитель председателя Правительства Республики Карелия, министр финансов Республики Карелия.
Заслуженный экономист Республики Карелия и Российской Федерации.
Женат, имеет двоих сыновей.

Журнал «Бюджет» №6 июнь 2007 г.

Поделиться