25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 5935 Материалы по теме
левин
С 1998 г. в Карелии проводится политика, направленная на развитие экономики и социальной сферы. Было предложено несколько вариантов реализации такой политики. И самое главное, было начато создание законодательной базы, позволяющей увеличить поступления в бюджет республики за счет создания новых производств, рабочих мест и льготных условий для привлечения инвестиций в Карелию.
Николай ЛЕВИН, председатель Законодательного Собрания Республики Карелия

Тогда же Законодательное Собрание приняло закон «О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия». Сегодня сумма налоговых льгот, установленных в соответствии с ним для организаций реального сектора экономики, оценивается в 630 млн руб., в том числе для машиностроительных организаций – 10 млн, для лесозаготовителей и переработчиков древесины – 19 млн.
Объем льготного бюджетного кредитования экономики республики в 2006 г. составил 150 млн руб., а на 2007 г. запланировано предоставление бюджетных кредитов на сумму 324 млн, из них более 292 млн – на инвестиционные цели. Каждый шестой получатель бюджетных кредитов на инвестиции – представитель лесной, деревообрабатывающей промышленности, машиностроения.
Более семи лет назад принят также закон «О финансовых нормативах», позволяющий формировать бюджет и межбюджетные отношения на основе расчетов, по социальным стандартам. В результате удалось покончить с волюнтаризмом, связанным с личными качествами руководителей районов, от чего последние находились в неравном положении: сильный глава – много средств поступает в бюджет, слабый – гораздо меньше.
Сейчас ничего этого в Карелии нет, поскольку разработана и принята необходимая система законодательных и других нормативных актов, обеспечивающих правовое обеспечение реализации реформы местного самоуправления, в том числе закон «О межбюджетных отношениях в Республике Карелия».
В целях аккумулирования норм действующего законодательства по вопросу предоставления социальной поддержки семьям, имеющим детей, в едином нормативном акте и определения механизма предоставления социальной поддержки семьям, имеющим детей, в том числе многодетным семьям, с 2006 г. действует закон «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, имеющих детей, в Республике Карелия».
Меры социальной поддержки детям из многодетных семей включают в себя: ежемесячные выплаты – 400 руб. в месяц на одного ребенка (с учетом районного коэффициента), ежегодные компенсационные выплаты в размере 1 тыс. руб. многодетным семьям на приобретение школьных принадлежностей для детей, обучающихся в начальной общеобразовательной школе, единовременное пособие при рождении ребенка, выплачиваемое дополнительно к пособию, предусмотренному федеральным законодательством, в том числе при рождении третьего и каждого последующего ребенка – в размере 4 тыс. руб.
Все отчисления в бюджеты различных уровней Республики Карелия производятся на основе имеющихся нормативов и стандартов. Это позволило выровнять бюджетную обеспеченность в различных регионах республики, особенно в дотационных.
Кроме того, в Карелии принята инвестиционная программа, которая предполагает финансирование социальных и иных необходимых объектов. К 2000 г. бюджет этой программы составил 150 млн руб., а к 2007 г. превысил 1,1 млрд.
Правильность выбранной стратегии доказывается ростом республиканского бюджета: если в 1998 г. он равнялся 5,6 млрд руб., то сейчас составляет почти 15 млрд.
Кроме того, законодательно установлено, что не менее 40% средств инвестиционной программы Карелии направляется на решение задач, связанных с жилищно-коммунальным хозяйством. Это позволило, например, в Беломорском районе за последние два года профинансировать подобные работы на общую сумму свыше 100 млн руб. Такую же сумму республика израсходовала и в Медвежьегорском районе. Так законодательство Карелии помогает решать актуальные для республики проблемы ЖКХ.
С 1 января 2007 г. в Республике Карелия реализация Федерального закона № 131-ФЗ осуществляется в полном объеме: все бюджеты городских и сельских поселений являются самостоятельными. Всего создано 127 бюджетов муниципальных образований.
В целях рационального использования кадрового потенциала (финансовых работников) большинство поселений передали полномочия по формированию и исполнению бюджетов поселений на 2007 г. на уровень муниципального района на основании соглашений. При этом 11 органов местного самоуправления поселений, в основном городских, решение вопросов формирования и исполнения бюджета оставили за собой.
Полномочия между муниципальными образованиями и Республикой Карелия разграничены, утверждено более 15 региональных законов о передаче полномочий на местный уровень. В настоящее время продолжается работа по разграничению имущественных обязательств муниципальных образований.
Можно смело утверждать, что по объемам производства Карелия практически вышла на уровень 1991 г., в том числе благодаря принятию закона «Об инвестиционной деятельности», по которому предоставляются льготы по налогам на имущество и налогам на прибыль в региональной составляющей налогов. Это позволяет привлекать в республику дополнительные инвестиции. Как результат построен завод «Вымпел» в Импилахти со 100%-ным иностранным капиталом. В Костомукше появился завод «Кархакос», тоже со 100%-ным иностранным капиталом, на котором производят низко- и высоковольтные электрические кабели для автомобилей марок Volvo и Scania. Это предприятие обеспечило работой 1 100 женщин. Кроме того, названная фирма создает в Костомукше завод по производству различной электроники. В Костомукше также активно размещается шведский концерн IKEA, строящий фабрику мебельного щита. Есть у концерна и планы строительства фабрики по производству мебели.
Вряд ли можно привести лучшие примеры того, что в Республике Карелия приняты именно такие законы, которые позволяют, с одной стороны, защитить капитал, а с другой – решить самые насущные проблемы. Причем мы предоставляем льготы на срок окупаемости проекта, но не более чем на пять лет. Выбранная стратегия тесного взаимодействия законодательной и исполнительной властей республики привела к тому, что рост объемов производства в начале 2000-х гг. достигал 30% и более, а за первые пять месяцев 2007 г. этот рост составил 16% (по сравнению с аналогичным показателем прошлого года).
Таким образом, можно утверждать: парламент Карелии вносит свой достойный вклад в развитие экономики и социальной сферы республики, а следовательно, и России.

Справка «Бюджета»
Николай Иванович ЛЕВИН, председатель Законодательного Собрания Республики Карелия
Родился в 1958 г. в с. Старый Бурец Малмыжского района Кировской области.
В 1990 г. окончил Московскую высшую школу профсоюзного движения ВЦСПС им. Шверника, а в 1999 г. – Северо-Западную академию государственной службы. Кандидат экономических наук.
С 1978 г. – матрос-моторист, начальник радиостанции судов, инженер-технолог Беломорского морского порта.
В 1984 г. избран председателем профкома Беломорского морского порта.
С 1988 г. – инструктор промышленно-транспортного отдела, заместитель заведующего орготделом Беломорского райкома КПСС.
С 1990 г. – председатель Беломорского городского Совета народных депутатов.
С 1991 г. – секретарь Беломорского райкома КПСС, заместитель управляющего отделением Агропромбанка (Беломорск).
В 1995 г. избран главой местного самоуправления Беломорского района.
В 1998 г. избран депутатом, а в феврале 2000 г. – председателем Палаты представителей Законодательного Собрания Республики Карелия второго созыва.
В 2002 г. – избран депутатом Законодательного Собрания Республики Карелия третьего созыва и его председателем, в 2006 г. – переизбран на ту же должность.
Награжден почетными грамотами Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Республики Карелия, Законодательного Собрания Республики Карелия. Имеет почетное звание «Заслуженный работник народного хозяйства Республики Карелия».
Женат, имеет двоих сыновей.

Журнал «Бюджет» №6 июнь 2007 г.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно