Версия для печати 5129 Материалы по теме
Широкое обсуждение и начало реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия» послужило толчком к разработке проектов в области информационных технологий (ИТ) в различных регионах страны. Создание ИТ-инфраструктуры и внедрение информационных систем превращается в одну из приоритетных задач органов государственной власти и местного самоуправления. Наряду с уже распространенными в настоящее время системами электронного документооборота особую популярность завоевывают системы электронных закупок и учетные финансовые системы.
«Преимущества электронных торгов налицо. Они проходят открыто, все участники имеют возможность узнать результаты каждого этапа. Заключение договора «в тихую», по своей цене, используя знакомство и протекцию, становится практически невозможным. Ведь все всё видят. Такие торги делают рынок действительно открытым и цивилизованным, они исключают всякую возможность сговора».
Виктор Толоконский,губернатор Новосибирской области

Администрация Новосибирской области, наряду с другими органами власти, постоянно сталкивается с нехваткой финансовых средств, необходимых для покрытия бюджетных расходов, значительную часть которых составляют расходы на закупку товаров и услуг для нужд государственных структур.
Существовавшая до недавнего времени организация закупочной деятельности для государственных нужд была недостаточно прозрачной, что создавало предпосылки для искусственного завышения поставщиками цен на предлагаемые ими товары и услуги. А это, в свою очередь, приводило к неэффективному расходованию бюджетных средств.
Имела место также довольно низкая оперативность в удовлетворении потребностей государственных организаций в товарах и услугах и, как следствие, — процесс подготовки и проведения тендерных торгов и выбора поставщиков нередко затягивался во времени.
В результате, ситуация, сложившаяся в Новосибирской области, вызвала необходимость поиска оптимального решения, которое позволило бы региону, во-первых, снизить закупочные цены, оптимизировать бюджетные расходы в целом и повысить уровень контроля за расходами на закупку товаров и услуг. Во-вторых — внедрить реальные механизмы контроля за деятельностью государственных заказчиков и обеспечить прозрачность в их отношениях с поставщиками. И в-третьих — сократить затраты времени и труда на проведение конкурсных торгов и повысить оперативность обеспечения государственных организаций товарами и услугами. Но главное — каждый регион все в большей степени стремится повысить точность прогнозирования расходов бюджетных средств на закупку товаров и услуг и упростить процедуры планирования бюджета.
Для достижения указанных целей, администрация Новосибирской области в конце 2001 г. приступила к разработке проекта, направленного на организацию государственных закупок на основе электронной коммерции. Для управления проектом и внедрения в эксплуатацию системы закупок была привлечена компания «НОРБИТ», специалисты которой обладали опытом автоматизации торгово-закупочной деятельности и создания систем электронной торговли.
Компания «НОРБИТ» выполнила полный цикл работ от предварительного обследования до сдачи системы в промышленную эксплуатацию. В марте 2002 г. в Новосибирской области были проведены первые электронные торги с помощью новой системы, получившей название «Госзаказ». В разработке методологии системы активное участие принимал непосредственно глава Новосибирской области Виктор Толоконский. Разработанная им концепция легла в основу работы системы.
За первые три месяца проведения электронных конкурсных торгов Администрации Новосибирской области удалось сэкономить около 30 млн руб. В среднем Администрация планирует закупать ресурсов на сумму 2–2,5 млрд руб. в год (это почти половина областного государственного заказа), что дает возможность экономить 500–550 млн руб.
На предварительном этапе работы были проведены исследования процессов закупочной деятельности, выявлены ключевые проблемы, определены основные направления использования интернет-технологий для достижения максимального положительного эффекта от внедрения системы «Госзаказ». При этом производились опросы потенциальных клиентов системы — государственных заказчиков, работников государственных органов. Обязательно определялось юридическое соответствие действующему законодательству по ведению закупочной деятельности с помощью системы электронных закупок. Разработка необходимых нормативных актов и процедур работы позволила избежать основной проблемы, всегда возникающей при внедрении подобных систем, а именно — несовершенства российского законодательства в области государственных закупок.
С целью выбора основы для реализации проекта Администрация Новосибирской области совместно со специалистами компании «НОРБИТ» провела сравнительный анализ ряда уже принятых решений в области электронной коммерции. В итоге, при всем многообразии функциональных возможностей были выявлены отдельные недостатки существующих решений: все они имеют высокую стоимость, реализованные в них функции не соответствуют текущим потребностям заказчика, а у поставщиков этих решений отсутствует опыт создания и внедрения систем для государственных органов.
В результате, компанией «НОРБИТ» была создана система «Госзаказ» для проведения государственных закупок, адаптированная под текущее законодательство. Эта система позволила организовать закупочную деятельность государственных структур на основе решений электронной коммерции, предоставляя следующие ключевые возможности:
— подготовка и проведение электронных тендерных торгов;
— подготовка отчетов о результатах проведенного электронного тендера;
— ведение прайс-листов и досье поставщиков;
— мониторинг цен и маркетинговых исследований;
— обеспечение необходимой информацией государственные органы, контролирующие ведение закупочной деятельности;
— поддержка оперативной связи с поставщиками.
Система работает следующим образом.
На первом этапе осуществляется сбор заявок государственных заказчиков, после чего они размещаются в системе. Вслед за анонсом предстоящих торгов происходит регистрация поставщиков, а затем в течение нескольких дней проводятся собственно торги по закупке тех или иных материальных ресурсов, товаров или услуг. Поскольку торги осуществляются в несколько этапов и на каждом из них объявляются промежуточные результаты, участники тендера знают предлагаемые цены и, соответственно, могут корректировать свои собственные. Игра в данном случае идет не на повышение, а на понижение цен. По окончании торгов определяется проранжированный по цене список предложений поставщиков, на основании которого конкурсная комиссия принимает решение о заключении договора на закупку.
В качестве программно-аппаратной базы для построения системы была выбрана платформа Microsoft/Intel, представляющая собой комбинацию аппаратного обеспечения на базе процессоров Intel с программными продуктами корпорации Microsoft. Такой выбор строился на определенных, достаточно важных критериях — функциональная полнота и высокое качество; недорогие технологии; невысокая стоимость разработки, внедрения и дальнейшего обслуживания; возможность автономного управления информационной системой заказчиком; незначительные сроки реализации проекта (около трех месяцев).
Использование программных продуктов Microsoft способствует повышению надежности, производительности и масштабности системы, а также обеспечивает возможность совместной работы с продуктами независимых производителей. Кроме того, системы, реализованные на платформе Microsoft, более удобны в эксплуатации и упрощают поддержку и внесение дополнительных изменений.
Выбор указанных технологий позволил существенно снизить затраты на разработку, а также в кратчайшие сроки реализовать проект (полный цикл работ по созданию электронной системы государственных закупок на территории Новосибирской области занял всего три месяца).
«Главное достоинство электронных торгов — это существенное снижение цен», — отмечает губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский. Так, на первых электронных торгах, проведенных в начале марта 2002 г. для нужд управления фармацевтической деятельности, общая стоимость закупок упала с 10 млн до 5,5 млн руб., что соответствовало снижению цен более чем на 40%. На торгах по инертным и горюче-смазочным материалам для нужд дорожно-строительного комплекса было зафиксировано снижение цен на 15%, а на торгах по углю для нужд государственного унитарного предприятия «Новосибирская топливная корпорация» цены понизились на 11,4%. В результате электронных торгов для нужд управления пассажирских автотранспортных перевозок снижение цен достигло 9,5%.
Показательно, что стоимость самой системы и затраты на ее внедрение в Новосибирской области окупились уже после вторых тендерных торгов.
В будущем компания «НОРБИТ» планирует модернизировать систему «Госзаказ» в соответствии с новыми потребностями Администрации Новосибирской области. Возможные направлениями развития системы — автоматизация документооборота с применением электронно-цифровой подписи (ЭЦП) и интеграция системы с другими информационными ресурсами области.
К концу 2003 г. Администрация Новосибирской области планирует расширить перечень услуг для государственных заказчиков и поставщиков, увеличить число участников торгов и вовлечь в электронные тендерные торги поставщиков из других областей и регионов. Планируется также проводить электронные торги между организациями, осуществляющими строительные и ремонтные работы.
Кроме того, в дальнейшем Администрация Новосибирской области намерена адаптировать систему «Госзаказ» для использования в закупочной деятельности государственных и муниципальных органов управления, при этом функции и возможности системы могут быть изменены в соответствии с изменением масштабов закупочной деятельности.

Справка «Бюджета»
«НОРБИТ» — динамично развивающаяся российская компания, которая специализируется в области информационных технологий и системной интеграции. Миссия компании «НОРБИТ» состоит в повышении эффективности бизнеса клиентов за счет использования информационных технологий.
За несколько лет работы в компании «НОРБИТ» сформировалась уникальная команда специалистов в области внедрения интегрированных систем управления предприятиями (на базе платформ SAP R/3 и MBS Axapta) и автоматизации торгово-закупочной деятельности. Качеству работы компании «НОРБИТ» доверяют такие крупные промышленные предприятия какОАО «ГМК «Норильский никель», Западно-Сибирский металлургический комбинат, коммерческий банк развития предпринимательской деятельности «ГУТА-БАНК», «Объединенные кондитеры», а также государственные органы — Администрация Новосибирской области, Правительство Московской области.
Сотрудники компании «НОРБИТ» имеют большой опыт работы в российских и западных консалтинговых и ИТ-компаниях, принимали участие во внедрении интегрированных систем управления предприятиями — в Тюменской нефтяной компании (ТНК), на Московской железной дороге, в Архангельском ЦБК, Арзамасском ПО «Автопровод», на заводе им. Лихачева (ЗИЛ), в аэропорту «Шереметьево», компаниях Славнефть, АвтоВАЗ и др. Ведущие сотрудники компании «НОРБИТ» читают лекции в лучших российских экономических вузах — МГУ, Академии народного хозяйства РФ.
Обладая признанными на рынке компетенциями в области выбора и внедрения информационных технологий, компания «НОРБИТ» также выступает в роли дирекции заказчика для привлечения от лица клиента третьих компаний для выполнения работ в рамках крупных проектов и в качестве субподрядчика у крупных российских ИТ-компаний. Среди партнеров компании НОРБИТ — ведущие российские ИТ-компании TopS Business Integrator, Sterling Group, ADT Web Solutions, Inmas GmbH и др.

Материал подготовила Ирина Воронина
Журнал «Бюджет» №8 август 2003 г.

Поделиться