25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 6733 Материалы по теме
«Электронный бюджет»: региональный опыт

электронная Россия
Завершил работу семинар по вопросам создания регионального сегмента государственной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», который проходил с 17 по 22 сентября в Чебоксарах. Семинар был организован при поддержке Министерства финансов Чувашской Республики. Его участниками стали около 120 представителей финансовых органов и органов исполнительной власти 32 субъектов РФ.

В ходе семинара представители компании «Кейсистемс» продемонстрировали свои последние разработки — комплексный подход к созданию и развитию регионального сегмента государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». В качестве одного из успешных примеров построения регионального сегмента «Электронного бюджета» на семинаре был приведен опыт Чувашской Республики, где компания «Кейсистемс» совместно с Министерством финансов республики на протяжении последних лет реализует проект построения единой автоматизированной информационной системы проектирования и исполнения республиканского бюджета и бюджетов муниципальных образований.

На сайте журнала есть подборка материалов, посвященная электронному бюджету. Ознакомиться с ней можно здесь.

Министр финансов Чувашской Республики М. Г. Ноздряков в своем докладе отметил высокие темпы развития интегрированной информационной системы управления общественными финансами в Чувашии. На сегодняшний день, по его словам, работа ведется по ряду направлений, таких как:

  • реализация плана мероприятий по апробированию официального сайта Российской Федерации для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях www.bus.gov.ru в Чувашской Республике;
  • интеграция информационных потоков составления и исполнения бюджетов муниципальных образований;
  • реализация пилотного проекта по централизации и интеграции информационных потоков ведения бухгалтерского учета государственных учреждений здравоохранения;
  • модернизация системы планирования бюджета;
  • создание единого портала бюджетной системы Чувашской Республики;
  • внедрение учета наличных средств с использованием банковских карт.

Ноздряков отметил, что результаты реализации проекта заметны уже сегодня. Произошло значительное упрощение процедуры обслуживания и администрирования системы за счет отсутствия необходимости дублирования информации, стало возможным применение электронного документооборота и единых региональных методик, что позволило сократить время представления платежных документов, разгрузить специалистов учреждений, снизить транспортные и хозяйственные расходы.

Пилотный проект

Тема развития интегрированной информационной системы управления общественными финансами в Чувашской Республике получила продолжение в выступлении начальника отдела автоматизированных систем финансовых расчетов Минфина Чувашии И. О. Первова. В своем докладе он обратил внимание присутствующих на то, что сегодня в Чувашии разработан план мероприятий по выполнению технологических и методических работ, направленных на создание пилотного проекта по централизации и интеграции информационных потоков ведения бухгалтерского учета государственных учреждений здравоохранения. План включает в себя несколько этапов: обследование и формирование документации, реализация функциональной части в соответствии с техническим заданием, подготовка серверного оборудования для установки программного комплекса «Смета-Смарт», опытная эксплуатация в пилотных учреждениях. Запуск проекта в промышленную эксплуатацию намечен на январь 2013 года. Основная идея проекта, отметил Первов, заключается в переходе от отдельно развертываемых приложений (desktop-приложений), решающих задачи бухгалтерского и бюджетного учета в учреждениях, к централизованному интернет-решению. Предполагается реализовать два варианта работы: самостоятельное ведение бухгалтерского учета и обслуживание учреждения на базе централизованных бухгалтерий (ЦБ), которые сегодня созданы в системе образования и на базе муниципальных районов для обслуживания поселений. В проект закладываются механизмы непрерывного обмена данными с системами «Бюджет-КС», «Бюджет-WEB», «Госзаказ-КС», «WEB-торги», «Свод-WEB», а также регламентное получение информации для «Ревизор-КС», взаимодействие с Федеральным казначейством, Федеральной налоговой службой и иными органами в рамках СМЭВ.

Большой интерес и массу вопросов участников семинара вызвал рассказ Первова об интеграции информационных потоков составления и исполнения бюджетов муниципальных образований Чувашской Республики. Эта интеграция, по словам докладчика, обеспечивает доступ к информации об исполнении бюджетов муниципалитетов в режиме on-line, что значительно сокращает сроки получения необходимых данных и принятия управленческих решений. Для реализации этого проекта используется программный комплекс «СМАРТ-Бюджет».

Первов отметил, что было завершено тестирование программного обеспечения в пилотных финансовых отделах администраций двух муниципальных районов Чувашской Республики, проведены работы по закупке оборудования, доработке программного обеспечения, разработке единых классификаторов, технологических карт. В текущем году осуществляется перевод остальных финансовых отделов муниципальных образований, дорабатываются вопросы по обеспечению каналами связи, дальнейшей унификации и оптимизации работ в соответствии с возникающими проблемами.

Успехи и перспективы

Успешный опыт исполнения бюджета муниципального образования в Единой интегрированной информационной системе Чувашской Республики был рассмотрен на примере Канашского муниципального округа. Заведующая сектором по казначейскому исполнению бюджета Т. Е. Скворцова отметила положительные моменты интеграции. «В первую очередь, это возможность взаимодействия со специалистами Минфина Чувашии на новом качественном уровне: все настройки в программе, связанные с изменением методологии, нормативно-правовыми актами Минфина России и Минфина Чувашии, выполняются централизованно, работником министерства финансов, — подчеркнула она. — При возникновении каких-либо сбоев в программе, поиске несоответствий в базе данных предусмотрена возможность оперативно получить консультацию Минфина Чувашии. Другим положительным моментом является то, что работникам муниципального образования теперь не нужно следить за обновлениями программы, осуществлять администрирование базы данных, создавать резервные копии. Все эти функции выполняются централизованно, в Минфине Чувашии».

Генеральный директор компании «Кейсистемс» А. А. Матросов в своем докладе привел успешный пример построения системы исполнения консолидированного бюджета региона в единой базе данных — опыт Калужской области, а также рассказал о тех задачах, которые решали и продолжают решать специалисты компании «Кейсистемс» в рамках выполнения этого проекта. Кроме того, в ходе своего доклада Матросов продемонстрировал предлагаемое компанией решение для создания Единого портала бюджетной системы, особенностью которого является формирование и автоматическая публикация отчетности, собранной из программных комплексов, применяемых финансовым органом региона. Он также обратил внимание присутствующих на преимущество работы сотрудников финансового органа в личном кабинете портала, который обеспечивает единую точку входа во все программные комплексы, используемые в финансовом органе региона.

Повышенный интерес участников семинара вызвал доклад начальника отдела методологии финансового обеспечения и оказания государственных услуг Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России И. Н. Колчиной. В своем выступлении она рассмотрела актуальные вопросы реализации Закона № 83-ФЗ, рассказала о новых стратегических задачах, сформулированных Президентом РФ и Председателем Правительства РФ, в свете продолжающейся бюджетной реформы. Речь прежде всего идет о восстановлении бюджетных правил и реализации программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов.

Программный бюджет

О практической реализации схем автоматизации процессов формирования госзаданий и построения бюджета по программно-целевому методу рассказал руководитель департамента проектирования и анализа бюджета компании «Кейсистемс» А. В. Никитин. Была продемонстрирована методика построения бюджета в разрезе иерархии государственных, ведомственных и долгосрочных целевых программ на примере Тверской и Брянской областей. Докладчик подчеркнул принцип однократности ввода данных при формировании расчетов стоимости услуг и планировании бюджетных ассигнований, применяемый в программных продуктах компании «Кейсистемс».

Ю. В. Камардина, начальник отдела обеспечения взаимодействия с банковской системой Федерального казначейства, рассказала о новом механизме предоставления бюджетам субъектов РФ целевых средств, о направлениях совершенствования кассового обслуживания исполнения региональных бюджетов в рамках вносимых изменений в Бюджетный кодекс. Подробно были затронуты вопросы порядка предоставления бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам краткосрочных бюджетных кредитов, схемы перечисления остатков денежных средств со счетов 40601, 40701 на счета соответствующих бюджетов и их возврата. Повышенный интерес вызвала тема расчетов за приобретенные товары (оказанные услуги) с применением банковских карт в соответствии с поправками, вносимыми в приказ от 31 декабря 2010 г. № 199н.

Финансовый контроль

В ходе семинара прошло обсуждение законопроекта № 116783-6 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части регулирования государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации», который был вынесен Правительством РФ в Государственную думу 27 июля 2012 года.

В законопроекте вводятся понятия внешнего и внутреннего финансового контроля, определяется исчерпывающий перечень объектов контроля, законодательно закрепляются методы финансового контроля: проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций; порядок реализации материалов проверки: направление представления, а также требования о возмещении причиненного вреда. Кроме того, в законопроекте предлагается ввести понятие «бюджетное нарушение» и закрепить перечень нарушений бюджетного законодательства, по каждому из которых КоАП РФ предусматриваются штрафные санкции, налагаемые на конкретных должностных лиц или организации. Размер штрафов будет зависеть от объема бюджетных средств, использованных с нарушением законодательства. В качестве меры наказания по отдельным нарушениям предусматривается применять дисквалификацию должностных лиц.

По прогнозам экспертов, проект может быть принят уже текущей осенью. В этом случае перед уполномоченными органами встанет вопрос о скорейшей автоматизации внутреннего и внешнего контроля.

Информационная безопасность

С. Н. Сергеев, заместитель генерального директора «Кейсистемс», рассказал о построении комплексной системы обеспечения информационной безопасности (КСОИБ) в финансовом органе субъекта РФ. КСОИБ — результат детального анализа требований законодательства Российской Федерации и целого ряда крупных реализованных проектов в сфере защиты конфиденциальной информации при ее обработке в государственных информационных системах с учетом требований общей архитектуры государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». Внедрение КСОИБ в финансовом органе субъекта РФ позволит учесть требования всех действующих нормативно-правовых документов, а следовательно, избежать в дальнейшем замечаний и штрафов со стороны контрольно-надзорных органов (Роскомнадзора, ФСТЭК России и ФСБ России), оптимизировать комплекс принимаемых организационных и технических мер по защите информации и в результате сократить затраты бюджетных средств.


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно