25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 5689 Материалы по теме
Информационные системы здравоохранения: перспективы развития

медицина
В начале октября в г. Волгограде при поддержке комиссии законодателей по развитию информационного общества Совета Федерации прошло межведомственное совещание, посвященное информатизации регионального здравоохранения и реализации проекта «Универсальная электронная карта» в субъектах РФ.

Нужны стандарты взаимодействия

Участниками совещания стали, в частности, руководители департамента Минкомсвязи России, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Сбербанка России, ОАО «Универсальная электронная карта», а также представители регионов — заместители председателей правительств, министры здравоохранения и ИТ-эксперты. На мероприятии были подробно рассмотрены результаты, достигнутые в области информатизации региональных систем здравоохранения, проанализированы проблемы, возникающие при реализации медицинских ИТ-проектов, и возможные пути их решения. Кроме того, участники обсудили этапы реализации проекта «Универсальная электронная карта» в субъектах РФ.

Открыл совещание член Совета Федерации Р. У. Гаттаров. В своем выступлении он обратил внимание на ряд ключевых проблем информатизации здравоохранения, в том числе на отсутствие стандартов межведомственного взаимодействия и протоколов информационного обмена. «Регионы вкладывают огромные средства в информатизацию здравоохранения, но до конца не понимают, как эти системы будут в итоге взаимодействовать между собой», — сказал сенатор.

Тему информатизации здравоохранения и подготовки к введению в обращение универсальных электронных карт (УЭК) продолжил заместитель председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования Ю. А. Нечепоренко. Он отметил, что по состоянию на 1 сентября 2012 года из 30 млрд руб., выделенных регионам на информатизацию системы здравоохранения, в среднем по России освоено всего 36,5 %, в десяти субъектах РФ использовано менее 10 % средств, а в девяти регионах они не израсходованы вообще. Между тем изначально предполагалось, что к этому времени уровень освоения средств составит как минимум 50 %. Он также отметил, что сегодня особое внимание уделяется информационным системам и стандартам информационного взаимодействия, поскольку при отсутствии необходимой инфраструктуры становится невозможным реализовать ключевые вопросы модернизации всей системы здравоохранения.

Вопросы идентификации пациентов в информационных системах здравоохранения в своем докладе затронул заместитель руководителя рабочей группы по стандартизации взаимодействия информационных систем электронного правительства и здравоохранения С. М. Купцов. Он напомнил, что в соответствии с действующим законодательством (Федеральный закон № 210-ФЗ и Федеральный закон № 326-ФЗ) полис обязательного медицинского страхования обеспечивается федеральным электронным приложением, содержащимся в УЭК. По словам Купцова, применение УЭК в системе здравоохранения приведет к достижению положительных результатов в области контроля бюджета обязательного медицинского страхования, контроля отпуска лекарств, контроля доступа к личным данным пациентов, а также позволит ликвидировать очереди в больницах.

Правительство попросят об отсрочке

Заместитель председателя правительства Волгоградской области П. А. Крупнов рассказал о внедрении в регионе современных информационных систем в здравоохранение. Сегодня Волгоградская область является одним из пилотных субъектов по внедрению Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Одной из первых среди пилотных территорий она осуществила интеграцию внедряемой в регионе медицинской информационной системы с федеральным сервисом нормативно-справочной информации и регистратуры. «Регион исполняет положение дорожной карты по реализации в 2012 году проекта по введению в эксплуатацию сервиса „Запись на прием к врачу в электронном виде“ в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. В настоящий момент в режиме опытной эксплуатации находится региональный портал записи на прием к врачу. Таким образом, жители области впервые получат инструмент, который позволит им экономить личное время и не тратить его в очередях в лечебных учреждениях», — отметил Крупнов.

В рамках мероприятия участники также посетили Волгоградский перинатальный центр № 2. Недавно построенный в рамках нацпроекта «Здоровье» и оснащенный самыми современными технологиями для оказания специализированной помощи женщинам из высокой группы риска, сегодня он успешно осваивает медицинскую информационную систему, ключевыми преимуществами которой является существенная экономия времени пациентов, повышение удовлетворенности качеством предоставляемых услуг, а также повышение доступности специализированной медицинской помощи.

Однако такой положительный пример внедрения информационных технологий в сфере здравоохранения существует не во всех регионах. Поэтому вопрос реализации Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в части разработки и внедрения региональных медицинских информационных систем до конца 2012 года за счет средств, выделенных на это в виде федеральных субсидий, остро стоит на повестке дня. В этой связи по итогам межведомственного совещания участниками был поднят вопрос о необходимости обращения в Правительство России с предложением перенести сроки реализации проекта как минимум на год. Соответствующее обращение, пообещал Р. У. Гаттаров, будет подготовлено в ближайшее время.

Универсальные карты готовы к выпуску

Вице-президент Сбербанка России, являющийся одновременно и президентом ОАО «Универсальная электронная карта», А. Ю. Попов рассказал об основных этапах реализации проекта «Универсальная электронная карта» и остановился на проблемах создания инфраструктуры УЭК для уполномоченной организации субъекта (УОС) РФ. В частности, он подчеркнул, что те УОС, которые имеют соответствующий программный продукт, уже интегрированы с федеральной уполномоченной организацией. Тем же УОС, которые такой программный продукт пока еще не приобрели, предоставляется возможность использования облачной системы по выпуску, выдаче карт и по всему документообороту, связанному с этим процессом. Попов отметил, что уже сейчас ОАО «Универсальная электронная карта» размещает на Госзнаке заказ на производство первых 150 тыс. карт и с 1 января следующего года готово распространять их в тех субъектах Федерации, где будут нуждаться в помощи этой организации. Однако от регионов также потребуется немало усилий, например составление справочника платежей, в том числе и в сфере здравоохранения, по которым можно будет рассчитываться с помощью универсальной электронной карты.

С докладом по применению универсальной электронной карты в многофункциональных центрах (МФЦ) выступил руководитель направления «Электронное правительство» компании БФТ Р. В. Урнышев. Интегрированное с системой межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и предназначенное для поддержки процессов оказания государственных и муниципальных услуг в МФЦ решение «МФЦ-Капелла» представляет собой экспертную систему, которая в автоматическом режиме определяет возможность оказания услуги, список документов, необходимых для оказания услуги, и последовательность сбора недостающей информации в других органах власти. С помощью системы и УЭК граждане могут получить в информационных киосках самообслуживания консультацию, оплатить гос­пошлины и самостоятельно получить необходимую услугу.

Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Республики Башкортостан И. У. Ямалов рассказал об основных мероприятиях внедрения УЭК в регионе и отметил, что Башкортостан включен в список федеральных пилотных проектов по внедрению универсальной электронной карты, а также по предоставлению государственных услуг с использованием УЭК. В настоящее время в республике организовано пять пунктов приема заявлений на выдачу УЭК, изготовлено 1,55 тыс. электронных карт, подготовлены каналы обслуживания — информационно-платежные терминалы уполномоченной организации, банковские платежные терминалы, МФЦ, транспортные платежные терминалы, а также реализовано пять приложений — медицинское, транспортное, ГИБДД, образовательное и банковское.

В число пилотных субъектов по внедрению УЭК входит и Краснодарский край. Выбор этого региона не случаен. Существующий в крае Центр информационных технологий с 2010 года является оператором успешного регионального проекта «Карта жителя Краснодарского края». За это время было выдано свыше 30 тыс. карт, реализовано более десяти сервисов, развернута широкая сеть инфраструктуры по приему заявлений и выдаче карт и обслуживанию держателей. В рамках пилотного проекта по внедрению УЭК в Краснодарском крае создается центр компетенции, инфраструктура межрегиональной уполномоченной организации для внедрения универсальной карты в Южном федеральном округе. «В настоящий момент в Краснодарском крае проходит процесс согласования и принятия нормативных правовых актов, регулирующих порядок организации деятельности по выпуску и выдаче универсальных электронных карт и их дубликатов, а также порядок подключения и функционирования региональных и муниципальных электронных приложений УЭК и технические требования к ним. Принятие вышеуказанных нормативных правовых актов планируется в октябре 2012 года», — прокомментировал ситуацию и. о. директора ГУП «Центр информационных технологий» Краснодарского края О. В. Козыров.

Заместитель министра экономического развития Астраханской области Т. В. Юсупова подробно объяснила участникам совещания, как в регионе организованы прием заявлений и выдача гражданам пилотной партии универсальных электронных карт. В своем выступлении она отметила, что в настоящий момент уполномоченной организацией принято 1799 заявлений и изготовлено 1377 карт. Все карты имеют банковское приложение Сбербанка, а остальные банки-участники проводят интеграционные работы. Таким образом, плановый показатель в 1500 карт уполномоченной организацией субъекта выполнен, подчеркнула Юсупова.

Состоявшееся в г. Волгограде совещание продемонстрировало, что тема информатизации здравоохранения, а также формирования электронного правительства, внедрения и оказания электронных услуг населению, в том числе с помощью универсальной электронной карты, находится на постоянном контроле как у руководителей отраслевых министерств субъектов РФ, так и у федеральных ведомств.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно