25 апреля 2024 года
Версия для печати 13315 Материалы по теме

• В этом году завершается реализация Программы повышения эффективности бюджетных расходов, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 1101-р. Федеральным казначейством была проделана большая работа по реализации направлений программы, которая позволила за короткий промежуток времени не только достичь видимых результатов, но и дала импульс для продолжения работы в данном направлении. Андрей Михайлович ГУРОВИЧ, начальник Административного управления Федерального казначейства, кандидат экономических наук

В целях реализации программы был утвержден план Федерального казначейства по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годы, в котором отражены цели, задачи, ожидаемые результаты по многим направлениям деятельности. В качестве демонстрации итогов и результатов работы по повышению эффективности бюджетных расходов заслуживает внимания методология и практика работы Федерального казначейства по реализации мероприятий плана в части повышения эффективности управления государственным имуществом.

Объективность для повышения эффективности

Прежде чем приступить к реализации данного направления, были поставлены вопросы, как сократить расходы, по каким направлениям, на каких объективных критериях основываться при принятии решений, и сформулированы ответы на них с указанием всех возможных путей достижения результата. По итогам экспертных обсуждений мы пришли к выводу о возможности и эффективности применения метода нормирования в части материально-технического обеспечения деятельности органов Федерального казначейства. В связи с этим был разработан и подписан приказ Федерального казначейства от 22 июля 2011 г. № 314 «Об утверждении расчетно-нормативных затрат на содержание территориальных органов Федерального казначейства».

Обоснование необходимых объемов финансирования методом нормирования с 2009 года применяется в практике государственного управления при расчете финансового обеспечения деятельности государственных бюджетных и автономных учреждений. На протяжении многих лет данный метод применяется при регламентации и финансировании деятельности силовых ведомств, где устанавливаются не только количественные нормы, но и определены качественные характеристики имущества, материальных ценностей (мебели, транспортных средств и т. д.) в зависимости от категории сотрудников, так называемые нормы положенности.

Аналогичная система была разработана в Федеральном казначействе. В работе принимали участие сотрудники ведомства, которые экспертным путем на базе проведения сплошного наблюдения и анализа действующей отчетности, а также практической работы определили нормативы обеспеченности материально-техническими ресурсами (мебелью, бытовой техникой, информационными средствами, услугами связи, транспортными средствами и т. д.). В качестве единиц нормирования выступают значения по соотношению к численности сотрудников и к количеству структурных подразделений органов Федерального казначейства. Таким образом, подразделения Федерального казначейства, используя установленные нормативы, обосновывают объемы финансирования своей деятельности в части материально-технического обеспечения, которые гарантированно будут профинансированы за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, нормативный подход может позволить провести экономически обоснованный расчет объема финансового обеспечения мероприятий, связанных с обеспечением деятельности органов Федерального казначейства в рамках реализации государственных программ при переходе к федеральному бюджету в программном формате. При переходе к программному бюджету сложно оценить обеспечивающие функции: как понять, эффективно ли будут расходоваться средства в этом направлении, какие оценочные показатели применить? Как раз «нормы положенности» и дают возможность реализации программного финансирования этих функций.

Аутсорсинг

Одновременно с работой по нормированию была проведена оценка целесообразности и эффективности сохранения отдельных функций обеспечения. В настоящее время в территориальных органах все еще имеются функции, реализацию которых экономически целесообразно вынести на аутсорсинг (заключить контракт на выполнение данных видов деятельности сторонней организацией) без потери качества, которое должно быть обеспечено требованиями и гарантийными обязательствами, предусмотренными в контракте. К числу таких функций относятся многие виды деятельности, связанные с материально-техническим обеспечением органов Федерального казначейства: транспортные услуги, техническое обслуживание, ремонтные работы, информационное обеспечение, уборка и т. д.

рис 1
Автомобиль, например, должен выполнять только представительские функции, объем которых не составляет 100 % рабочего время руководителя, при этом в часы простоя средства федерального бюджета расходуются на заработную плату и отчисления водителю, амортизацию транспортного средства. При этом отдельная часть транспортных средств сохранилась исходя из норматива одно транспортное средство на 50 сотрудников. Динамика снижения числа автомобилей в территориальных органах Федерального казначейства представлена на рис. 1.

Эксплуатация

В отличие от материально-технических ресурсов расходы на эксплуатацию и ремонтные работы зданий, помещений не поддаются прямому нормированию на базе натуральных норм потребления. В настоящее время идет активная работа по формированию единой для территориальных органов Федерального казначейства методологии финансового обоснования расходов на эксплуатационные и ремонтные работы.

Эксплуатационные расходы складываются из расходов на оплату коммунальных услуг и текущее содержание объектов недвижимости. Направления и инструменты для оптимизации коммунальных расходов ограничены, так как конкуренция отсутствует, круг поставщиков ограничен естественными монополиями, тарифы при этом ежегодно растут. Исходя из этого, расчет финансового обеспечения по данной статье затрат представляет собой простую формулу ценообразования. Одной из немногих возможных мер оптимизации расходов на коммунальные услуги является повышение энергоэффективности зданий, сооружений.

Наиболее перспективной в целях повышения эффективности бюджетных расходов представляет собой статья затрат на текущее содержание имущества (регулярное техническое обслуживание, уборка и пр.). В системе Федерального казначейства в данном направлении ведется активная работа. Предполагается сделать следующее: в целях нормирования расходов на эксплуатацию рассчитываем среднюю по стране фактическую стоимость затрат на 1 кв. м площади в территориальных органах Федерального казначейства и устанавливаем региональные понижающие или повышающие коэффициенты. Таким образом, расходы на эксплуатацию имущественного комплекса могут быть рассчитаны по следующей формуле:

Рэкс = Ч × П × Нкв. м × Ккрег + Рком,

где Рэкс — расходы на эксплуатацию имущественного комплекса ТОФК;

Ч — численность сотрудников;

П — норматив площади на одного сотрудника плюс вспомогательная площадь;

Нкв. м — нормативная стоимость эксплуатации 1 кв. м;

Ккрег — корректирующий коэффициент;

Рком — фактические расходы на коммунальные услуги.

Данный подход к расчету необходимого и достаточного объема средств федерального бюджета на эксплуатацию зданий и помещений органов Федерального казначейства станет стимулом для компактного размещения, уплотнения федеральных органов государственной власти и передачи «непрофильного», неиспользуемого имущества в казну для последующего перепрофилирования или обеспечения ведомств, нуждающихся в дополнительных площадях. Динамика снижения количества и площади объектов недвижимости в территориальных органах Федерального казначейства представлена на рис. 2 и 3.

Текущий и капитальный ремонт

Значительную статью расходов в сметах территориальных органов Федерального казначейства составляют расходы на ремонтные работы. Наиболее актуальной задачей повышения эффективности бюджетных расходов по данному направлению является наличие объективной, достоверной и актуальной информации о потребности в проведении данного вида работ с учетом объективных факторов, унифицированного подхода, существующего бюджета, определения последовательности и приоритетности финансирования объектов.

рис
Для решения данной задачи был разработан и внедрен программный продукт «Технический паспорт зданий». В настоящее время в системе находится информация о 4089 объектах. Технический паспорт здания включает в себя все качественно-технические характеристики объектов, необходимые для принятия управленческих решений, в том числе фотографии объектов, основные виды и стоимость строительно-монтажных работ, содержания зданий, проведения работ по реконструкции, капитальному и текущему ремонту, документы-основания.

Система работает следующим образом. Территориальный орган Федерального казначейства направляет заявку на проведение ремонтных работ. По указанному в заявке объекту проводится оценка соответствия характеристик и оснований, указанных в заявке, и сведений, содержащихся в системе. Оценка на соответствие проводится коллегиально балансовой комиссией по каждому случаю отдельно, что, с одной стороны, позволяет исключить субъективный фактор при принятии решений, с другой — руководствоваться здравым смыслом при расстановке приоритетов в условиях ограниченных финансовых ресурсов.

Оптимизация структуры и состава штата. Инсорсинг

Повышение эффективности бюджетных расходов заключается не только в сокращении затрат непосредственно на выполнение обеспечивающих функций, но и в оптимизации состава и численности сотрудников. Исходя из целесообразности решения сразу двух задач, было создано федеральное казенное учреждение «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России», в котором централизованы несвойственные Федеральному казначейству, но необходимые для обеспечения ежедневных нужд сотрудников функции.

Оптимизация заключается в сокращении расходов на оплату труда, во-первых, за счет сокращения числа сотрудников, задействованных в исполнении обеспечивающих функций, во-вторых, экономии на гарантированных перед государственными гражданскими служащими социальных обязательствах, в-третьих, централизации обеспечивающих функций и высвобождении тем самым трудовых ресурсов в целом. В условиях возможности передачи большинства технических функций на аутсорсинг нет необходимости содержания в каждом территориальном органе однотипных специалистов — требуются только специалисты, которые будут контролировать ход исполнения и результаты контрактных обязательств. При этом отсутствует и необходимость содержать «контролирующих» специалистов в каждом территориальном органе.

Одной из целей создания казенного учреждения является апробация практики инсорсинга в казначейской системе, которая успешно работает при организации деятельности крупных компаний с большим количеством филиалов и структурных подразделений. Под инсорсингом следует понимать создание собственных структурных единиц Казначейства России, оказывающих специализированные услуги, как правило, стандартные, общие для большинства подразделений.

В ближайшей перспективе в рамках развития данного направления оптимизации на базе казенного учреждения планируется своего рода инсорсинг функций расчета заработной платы государственных гражданских служащих органов Федерального казначейства, так как данные функции однотипны и в условиях высокого уровня автоматизации их исполнения могут быть задействованы менее квалифицированные специалисты. Существующие информационные решения позволяют выполнять расчет заработной платы в удаленном доступе для государственного служащего в любой точке страны. Данный эксперимент запланирован на 2013 год в одном из субъектов Федерации.

В развитии данного решения министром финансов РФ А. Г. Силуановым на совещании в Новосибирске было озвучено предложение возложить на Федеральное казначейство функцию расчета заработной платы всем государственным служащим федерального уровня. Данная задача более чем реалистична при единстве для государственных служащих любой ведомственной принадлежности Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В России действует единый перечень оснований для движения и изменения служебного положения, единый порядок и перечень документов при приеме на работу, единая классификация классных чинов и т. д. А значит, это дает возможность применить единый подход по расчету заработной платы государственных гражданских служащих. Подобная практика широко применяется в Финляндии, где Казначейство выступает единой бухгалтерией не только в части операций по управлению финансовыми ресурсами, но и при обеспечении деятельности государственных органов, выполнении кадровой работы.

На пути к воплощению задуманного Центр по обеспечению деятельности Казначейства России является экспериментальной площадкой. Сейчас же в казенном учреждении будут централизованы функции обеспечения деятельности (транспорт, связь, эксплуатация, управление и содержание имущества) Управления Федерального казначейства по г. Москве, Управления Федерального казначейства по Московской области, Межрегионального операционного отделения и центрального аппарата. Высвобождаемые в результате реализации мер по повышению эффективности бюджетных расходов государственные служащие будут направляться на выполнение дополнительно возложенных на Федеральное казначейство функций и задач.

Те видимые результаты, которых уже удалось достичь командой профессионалов Федерального казначейства под началом Т. Г. Нестеренко и Р. Е. Артюхина, являются демонстрацией успешной реализации плана мер по повышению эффективности бюджетных расходов в Казначействе России и служат стимулом для продолжения работы в интересах не только органов Федерального казначейства, но и всей страны.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно