25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 4226 Материалы по теме
— Александр Степанович, расскажите, пожалуйста, как строится бюджетный процесс в области? Как обеспечивается контроль за целевым использованием бюджетных средств?
— Основой для бюджетного процесса является Бюджетный кодекс РФ, областной закон «О бюджетной системе и бюджетном процессе в Саратовской области» и законы области об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Однако у нас есть одна особенность. В 1999 году Министерство финансов Саратовской области приступило к внедрению единого программного обеспечения «АС Бюджет», которое позволило провести комплексную автоматизацию бюджетного планирования и бухгалтерского учета, роспись и анализ исполнения бюджета в области. На первом этапе внедрения системы мы ушли от зачетов и разработали блок предварительного контроля. Ведь проконтролировать бюджетный рубль на стадии выдачи легче. В результате за три года нецелевое использование средств снизилось с 200 миллионов рублей до 50 миллионов. Затем приступили к автоматизации бюджетного процесса во всех муниципальных образованиях области по единой программе. Сейчас занимаемся реформированием системы управления финансами Саратовской области. Даже отдел специальный создали. Кроме того, у нас есть аналитический отдел, в составе которого всего 4 сотрудника. Работа этого отдела существенно повышает эффективность планирования бюджетных расходов, делает этот процесс наглядным — ежегодный буклет «Бюджет Саратовской области» знают и в Минфине России, и в субъектах Российской Федерации.
 
— Как по вашему мнению: автоматизация решает все проблемы организации финансовой системы области?
— Если и не все, то, несомненно, многие. Процесс автоматизации невозможно завершить, его можно только остановить. Но мы не намерены останавливаться. Главный наш союзник в этом — губернатор области Дмитрий Федорович Аяцков. Человек, который всегда поддерживает все новое, чей девиз «Сможешь сделать — делай!» Вся информация о движении денежных средств, доступ к которой разграничен в соответствии с должностными обязанностями работников финансовых органов, хранится в единой базе. Это обеспечивает стопроцентную прозрачность бюджетов каждого муниципального образования области. Теперь необходимо, чтобы получатели бюджетных средств вышли на другой качественный уровень. Мы растем — надо, чтобы и они росли. Минфин области их пока обгоняет по техническому оснащению, по уровню подготовки специалистов и в понимании задач. Стратегический план развития финансовой системы области мы сделали одними из первых в России. Бюджет развития, кстати, тоже. Стараемся расти, не отставая от федерального центра, а порой работаем и на опережение. Система управления финансами области у нас действительно работает. В идеале хотелось бы иметь ежедневный баланс доходов и расходов по всем муниципальным образованиям области. Это сделать сложно, но результаты стоят того. Сейчас в области пока готовится ежемесячный прогноз. Мы ставим себе задачу: готовить прогноз на неделю, затем — на каждый день. Главное, что система в принципе позволяет это делать.
 
— Расскажите подробнее о программе реформирования системы управления финансами области. Какие главные цели в ней определены?
— Программой предусматривается повышение эффективности функционирования бюджетной системы области. С ее помощью мы постараемся максимально мобилизовать финансовые ресурсы для обеспечения стабильного социального развития области, создания благоприятных условий для экономического роста и привлечения инвестиций. Предусмотрено проведение целого ряда мероприятий по повышению качества управления общественными финансами, охватывающих систему межбюджетных отношений, управление бюджетными расходами, тарифную политику, развитие налоговой базы, управление долгом и собственностью, контроль и аудит, развитие информационных систем. Программа носит комплексный характер и предполагает серьезное реформирование многих секторов экономики области, так или иначе связанных с бюджетной системой. В ее исполнении задействованы более десяти министерств и ведомств области, а также администрации города Саратова, Энгельсского муниципального образования и муниципального образования Лысогорского района. В этом году намечено привлечь к процессу реформирования и другие муниципальные образования области.
 
— И каковы первые результаты реализации этой программы?
— На первом этапе проведена работа по совершенствованию нормативной правовой базы области. Утверждены приоритеты расходования бюджетных средств. Утвержден раздельный учет текущих и капитальных расходов областного бюджета. Определены принципы установления нормативов отчислений от регулирующих доходов. Закреплена обязательность проведения независимых аудиторских проверок бухгалтерской отчетности для получателей средств областного бюджета. Установлен порядок осуществления финансового контроля за использованием средств областного бюджета.
 
— Из каких источников финансируется программа?
— Финансирование идет из областного бюджета с использованием средств федерального Фонда развития региональных финансов. Согласно распределению средств Фонда на 2002–2003 годы, между субъектами Российской Федерации, участвующими в проекте, на долю Саратовской области приходится 8,2 миллиона долларов. То что мы в эту программу попали, считаю большим плюсом для области. Отбирались самые передовые регионы — например, Чувашия, где финансовая система действительно построена великолепно. Мы тоже оказались в числе лучших. В прошлом году получили 123 миллиона рублей из федерального бюджета на реализацию программы. Нам компенсировали расходы, которые область произвела на реформирование системы управления финансами. Как бы часто нас порой ни критиковали, как бы часто ни говорили, что долгов много, а область по многим показателям все же развивается неплохо. А откуда взялись долги — объяснить несложно. Мы брали кредиты на газификацию, на строительство, поскольку эту инвестиционную составляющую наш бюджет своими силами не мог осилить. Конечно, долговое бремя тех лет давит. Но ведь не только для нас эта проблема является достаточно сложной.
 
— Предусматривается ли в бюджете нынешнего года ее решение?
— Расходы на погашение и обслуживание долга области и муниципальных образований области предусмотрены в размере 1215 миллионов рублей, в том числе на погашение и обслуживание внутреннего долга — 813 миллионов рублей. Внутренние заимствования по консолидированному бюджету области планируются в сумме 602 миллиона рублей, из них на проведение реструктуризации долговых обязательств предназначено 547 миллионов, на финансирование расходных статей — 55 миллионов. Заимствования по областному бюджету запланированы в размере 300 миллионов рублей с направлением на реструктуризацию государственного долга области.
 
— Делитесь ли вы опытом по внедрению, налаживанию и усовершенствованию автоматизированной системы бюджетного процесса?
— Да, конечно. Уже три российских семинара провели в Саратове. В Москве, в Сочи, в Иркутске мы делились опытом с коллегами из других регионов. К нам приезжали финансисты из 46 областей и округов. Сейчас наша программа работает уже в 25 субъектах Российской Федерации. Кстати, за автоматизированную систему на Всероссийском научно-промышленном форуме «Россия Единая» в Нижнем Новгороде мы получили почетный диплом. У нас в области прошел и первый всероссийский совместный семинар финансистов и казначеев России. Это тоже говорит о признании на федеральном уровне той работы, что проведена в области.
 
— Развитию каких отраслей отдан приоритет в бюджете-2003?
— Основным приоритетом областного бюджета, как и в 2002 году, будет стимулирование роста качества основных социальных благ, улучшение инвестиционного и предпринимательского климата, повышение конкурентоспособности областной экономики. Объем промышленной продукции должен возрасти на 3,2 процента к уровню предыдущего года и достигнуть 91,3 миллиарда рублей. Основным источником финансирования капиталовложений будут собственные средства предприятий и организаций. Объем иностранных инвестиций прогнозируется в объеме 20 миллионов долларов. Всем министрам –и мне в том числе — придется поработать, что называется, непокладая рук. Зато потом, когда видишь результат труда... Например, в 1993–1994 годах в городе не было ни одного строительного крана. А сейчас возведение жилья идет ударными темпами. Я давно понял одну простую истину: «Пока строим — живем. А живем — строим. Если строим, значит, собираемся жить».

Справка «Бюджета»

ЛАРИОНОВ Александр Степанович, родился 11 августа 1950 г. в Саратове. В 1969–1971 гг. служил в рядах Советской Армии. В 1976 г. окончил Саратовский экономический институт по специальности «экономист». Трудовую деятельность в финансовых органах начал в 1976 г. в должности экономиста финансового отдела исполкома Саратовского областного Совета народных депутатов. Работал заместителем начальника отдела финансового управления исполкома Саратовского областного Совета народных депутатов, заместителем начальника финансового управления администрации Саратовской области, первым заместителем министра финансов Саратовской области. С 1998 г. по настоящее время занимает должность министра финансов Саратовской области. Кандидат экономических наук, с 2002 г. — доцент кафедры финансов Саратовского государственного социально-экономического университета.
Женат, воспитывает сына. Увлекается охотой и рыбалкой.

Беседовал Олег Дмитриев
Журнал «Бюджет» апрель-май 2003 г.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно