25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 6909 Материалы по теме
— Александр Яковлевич, каким был областной бюджет на прошлый год, как он исполнялся, что вызывало опасения, что удалось сделать, а что нет?
— Бюджет 2002 г. был крайне напряженным. Главная проблема года — выплата заработной платы работникам бюджетной сферы. Как известно, еще 6 ноября 2001 г. российское правительство приняло постановление № 775 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы». Причем основная нагрузка по реализации этого постановления фактически возложена на региональные бюджеты. Тверской области на эти цели дополнительно требовалось изыскать свыше 1 млрд руб. — 9,5% всех расходов ее консолидированного бюджета.
По оперативным данным об исполнении областного бюджета Тверской области за 11 месяцев 2002 г. доходная часть областного бюджета исполнена в сумме 6,6 млрд руб., что составляет 88,9% годовых бюджетных назначений, или в 1,5 раза больше, чем за тот же период 2001 г. Стабильно и даже с небольшим опережением поступает финансовая помощь из федерального бюджета. Имеет место отставание по зачислению в областной бюджет налоговых и неналоговых доходов (83,5%). Но надеюсь, что по итогам 2002 г. ситуацию удастся несколько исправить. В целом же в области налоги стали собираться лучше, чем в прошлом году, недоимка во все уровни бюджетной системы сократилась на 233 млн руб., в том числе благодаря реструктуризации задолженности предприятий и организаций по платежам в бюджеты всех уровней. Однако вызывает большую озабоченность ситуация с поступлением налога на прибыль (68,3%). В связи с реорганизацией концерна «Росэнергоатом» путем присоединения к нему федеральных государственных унитарных предприятий атомной энергетики, в том числе и Калининской АЭС, и, как следствие, с изменением порядка уплаты налога на прибыль потери бюджета области составили 174 млн руб. Цена аналогичной реорганизации отделений Октябрьской железной дороги — 104 млн руб.
Расходы областного бюджета за этот период составили 6,9 млрд руб. (85,6 %), что в 1,4 раза больше, чем в 2001 г. В приоритетном порядке финансировались расходы на содержание учреждений социально-культурной сферы (93,2%). В 2002 г. полностью погашена задолженность за 1997— 2002 гг. по выплате детских пособий. В запланированных объемах профинансируем и мероприятия, предусмотренные федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Кроме того, мы выполним взятые на себя обязательства в отношении поэтапного погашения реструктуризированной задолженности перед энергетиками за потребленные энергоресурсы и в полном объеме профинансируем подготовку объектов ЖКХ к работе в зимний период.
Серьезнейшей проблемой остается задолженность по заработной плате с начислениями работникам бюджетной сферы (на 1 ноября — 141 млн руб., или 0,7 месячного фонда заработной платы). Сосредоточена она в бюджетах муниципальных образований области. В связи с увеличением тарифов на электро- и тепловую энергию имеет место рост задолженности по коммунальным услугам. На эти цели из областного бюджета местным бюджетам оказывается дополнительная финансовая помощь, выделяются бюджетные ссуды.
В итоге пока имеем недофинансирование ряда важных направлений расходов областного бюджета.
 
— Бюджет на 2003 год так же социально ориентирован, как и федеральный бюджет? Какой процент доходной части в консолидированном бюджете области составляют доходы, полученные на территории региона? Какую долю в консолидированном бюджете занимают субвенции и дотации федерального центра?
— В регионах, муниципальных образованиях предоставляются основные бюджетные услуги населению, проживающему на их территориях, поэтому их бюджеты не могут быть «оборонно-предвыборными». Они просто вынуждены быть социально ориентированными. По прогнозу на 2003 г., на социально-культурную сферу традиционно планируется направить более половины суммы всех расходов консолидированного бюджета Тверской области.
Проводимая в стране налоговая реформа, тенденция к централизации налоговых поступлений в федеральном бюджете существенно снижают финансово-экономическую самостоятельность регионов. При этом нагрузка по исполнению полномочий субъектов Российской Федерации не уменьшается, а увеличение объемов финансовой помощи из федерального бюджета не компенсирует возникающих при этом потерь субъектов Федерации. В 2001 г. 53,3% налоговых и неналоговых поступлений, собираемых на территории области, были зачислены в федеральный бюджет. Налоговые и неналоговые поступления консолидированного бюджета области в 2001 г. составили 69,2% всех доходов консолидированного бюджета, в 2002 г. — 74,4% (ожидаемое исполнение). Доля дотации из федерального бюджета на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в 2001 г. составила 14,9%, в 2002 г. — 16,3%.
 
— Согласно подведенным недавно итогам, Тверская область заняла одно из первых мест в ЦФО по росту реальных денежных доходов населения и среднедушевого дохода. Как этого удалось достигнуть? Какие предприятия области сегодня являются бюджетообразующими — сельскохозяйственные или промышленные?
— Налоговые доходы бюджета области формируются в основном за счет налогов, поступающих от промышленных предприятий (44,5%), сельское хозяйство дает пока лишь 1,6%. Что касается роста реальных денежных доходов области и среднедушевого дохода, то действительно в области наблюдается устойчивый рост этих показателей. Этому способствовали, в первую очередь, рост заработной платы в отраслях реального сектора экономики области, в бюджетной сфере, индексация пенсий, погашение задолженности по детским пособиям, своевременная выплата жилищных субсидий малообеспеченным слоям населения, других социальных выплат за счет средств областного бюджета, общий рост расходов консолидированного бюджета на закупку работ, товаров и услуг.
 
— Как складываются отношения с Казначейством?
— Взаимодействие администрации Тверской области с УФК Минфина РФ по Тверской области осуществлялось в 2002 г. в рамках Бюджетного соглашения о кассовом обслуживании исполнения областного бюджета Тверской области по доходам и расходам в части средств, предоставляемых бюджету области из федерального бюджета. В этой части нашей совместной работы у нас сложились с УФК нормальные деловые отношения.
Однако с 1 июля 2002 г. начался поэтапный перевод отделений УФК на работу в условиях единого казначейского счета 40101 «Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации». В связи с этим начали возникать проблемы с получением финансовыми органами информации о налогах и сборах, поступивших от налогоплательщиков, зарегистрированных на их территориях. Во-первых, снизилась оперативность представления информации о суммах доходов, поступающих в местные бюджеты. Во-вторых, отсутствие у финансовых органов информации о поступлении налогов и сборов по видам и в разрезе налогоплательщиков делает невозможным осуществление контроля за правильностью распределения доходов между уровнями бюджетной системы, учет излишне уплаченных ими налогов и сборов, проведение индивидуальной работы с теми, кто не исполняет свои обязанности по уплате налогов. В-третьих, не поступают развернутые данные по невыясненным платежам, которые через два месяца после зачисления на единый счет должны быть перечислены в федеральный бюджет. Финансовыми органами не могут быть приняты соответствующие меры по их уточнению на местах, в результате областной бюджет, бюджеты муниципальных образований несут немалые потери. Считаю совершенно необходимым организовать в этой части полноценный информационный обмен между УФК, его отделениями и финансовыми органами муниципальных образований.
В Тверской области создается автоматизированная система казначейского исполнения областного бюджета. Образование собственного казначейства обусловлено тем, что администрация области, отвечающая за надлежащее исполнение областного бюджета, должна в полном объеме получать оперативную информацию о ходе его исполнения, поскольку это является необходимым условием организации эффективного управления финансовыми ресурсами региона.
С октября 2002 г. начался поэтапный перевод распорядителей и получателей бюджетных средств на казначейскую систему исполнения, составляются бюджетные заявки, лимиты финансирования, осуществляется подтверждение денежных обязательств, проводится расчетное и кассовое обслуживание более чем 50 организаций областного подчинения. В 2003 г. на казначейскую систему исполнения переводятся все распорядители и получатели средств областного бюджета, созданы нормативно-правовая и техническая база для организации казначейского исполнения местных бюджетов. В целях упорядочения хозяйственной деятельности бюджетных учреждений отделом казначейского исполнения бюджета департамента финансов осуществляется регистрация договоров и мониторинг цен, работает система предварительного контроля, способствующая предотвращению нецелевого использования бюджетных средств.
 
— Насколько велика задолженность областного бюджета перед федеральным центром и муниципальными образованиями перед областью? Какой путь реструктуризации долговых обязательств вы считаете оптимальным? Используется ли в вашем регионе практика взаимозачетов?
— Государственный долг Тверской области составляет 1,8 млрд руб., что не превышает ограничений, установленных Бюджетным кодексом РФ и законом Тверской области «Об областном бюджете Тверской области на 2002 год». Основным кредитором области является федеральный бюджет в лице Минфина РФ. На его долю приходится 73% государственного долга Тверской области.
Наиболее проблемными долгами для области являются централизованные кредиты 1992— 1994 гг. Хотя они и получены предприятиями, к погашению предъявлены областному бюджету в сумме 108,7 млн руб. (из них 103,9 млн руб. составляет сумма основного долга, 81,5 млн руб. — начисленные по нему проценты). Та же ситуация и с кредитами, предоставленными федеральным бюджетом за счет средств МБРР на реализацию проектов «Ремонт автодорожных мостов», «Городской общественный транспорт» и «Жилищный проект» на общую сумму 588 млн руб.
По указанным кредитам правительством РФ соответствующими постановлениями утверждены порядки реструктуризации задолженности. Нами подготовлены и направлены в Минфин необходимые документы на проведение реструктуризации просроченной задолженности.
В свою очередь задолженность муниципальных образований по выданным из областного бюджета ссудам на покрытие временных кассовых разрывов, связанных с исполнением их бюджетов, составляет 356 млн руб. В интересах муниципальных образований и с учетом необходимости своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы мы пошли на продление сроков возврата части выданных ссуд.
Безденежные взаимозачеты с налогоплательщиками, которые в прежние годы являлись вынужденной мерой, начиная с 2000 г. не применяются.
 
— Как обстоят дела с инвестициями в экономику области? Какова их структура?
— Как самый крупный по площади регион в ЦФО, область имеет ряд привлекательных и неоспоримых преимуществ. В последние годы администрация области проводит активную и целенаправленную политику по формированию благоприятного инвестиционного климата в регионе. В области действует инвестиционный экспертный совет, разработан порядок проведения конкурсов инвестиционных проектов на право получения кредитных, заемных ресурсов и поручительств администрации Тверской области, готовится ряд проектов нормативных актов, способствующих улучшению инвестиционной привлекательности области. Каждые полгода областная администрация проводит инвестиционные форумы, на которых представляются проекты, способные привлечь внимание инвесторов.
За 9 месяцев 2002 г. инвестиции в основной капитал составили 9,2 млрд руб. (это на 22,2% больше, чем за соответствующий период 2001 г.). В отраслевой структуре инвестиций ведущее место занимают электроэнергетика, транспортный комплекс, жилищное строительство, пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка.
Если говорить о структуре источников инвестиций, то доля собственных средств предприятий, которые направляются в основном на их техническое перевооружение, составляет 21,5% всех инвестиций в основной капитал, средства федерального бюджета — 5,9%, регионального бюджета — 3,9%, иностранных инвесторов — 3%. Основные средства поступают в рамках различных федеральных проектов, реализуемых на территории области.
 
— Почему буксует программа развития бюджетного федерализма? Как вы относитесь к законопроектам по развитию местного самоуправления, которые подготовлены комиссией под руководством Дмитрия Козака?
— Программа развития бюджетного федерализма рассчитана на период до 2005 г. Но уже сейчас субъекты Федерации ощутили воздействие программы по отдельным направлениям взаимодействия с федеральным бюджетом. Значительный блок мероприятий по ее реализации намечен на 2003 г. Надеемся, что в результате этой работы будут найдены решения, которые обеспечат наделение региональных и местных бюджетов доходными источниками, сбалансированными с реальными расходными полномочиями региональных и местных органов власти.
Отдельные положения программы могут быть реализованы в регионах, не ожидая решений, принимаемых на федеральном уровне. Например, в нашей области, как и в ряде других субъектов Федерации, осуществляется переход областного бюджета на казначейское исполнение. Для обеспечения открытости, «прозрачности» бюджетного процесса для населения, инвесторов информация об исполнении бюджета области регулярно публикуется в СМИ, размещается на интернет-сайте органов исполнительной власти Тверской области. В проекте областного бюджета на 2003 г. мы предусмотрели «стимулирующую» составляющую финансовой помощи муниципальным образованиям, которые обеспечат в 2002 г. на своих территориях наибольший прирост налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет области.
Законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подготовленный комиссией Д. Козака, безусловно, является весьма актуальным, хотя и не во всем бесспорным. Например, вряд ли устроит многие органы местного самоуправления, уже имеющие собственные и эффективно функционирующие казначейства, пункт 2 статьи 65 законопроекта, где говорится о том, что кассовое обслуживание местных бюджетов должно осуществляться органами федерального казначейства. На мой взгляд, обсуждению этого важнейшего законопроекта, а также связанных с ним предложений по внесению изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ должен быть посвящен отдельный выпуск журнала «Бюджет».

Справка «Бюджета»
КОТЛЯР Александр Яковлевич, родился в 1958 г. До назначения на должность начальника Департамента финансов Тверской области занимал руководящие посты в структурах РАО
«Газпром». В 2002 г. прошел переподготовку в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ по программе «Государственное и муниципальное управление финансами». Женат, имеет взрослую дочь. Увлекается горными лыжами, большим теннисом.

Беседовал Жан Батыров
Журнал «Бюджет» №2 февраль 2003 г.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно