Версия для печати 3171 Материалы по теме
С середины ХIХ века в мире повеяло серьезными переменами. Фактически в политике и экономике началась новая эпоха. Положение в мировой торговле резко изменилось. На международном рынке появилась новая конкурентоспособная страна — заокеанская Америка, поставившая под угрозу монополию России в торговле многими товарами. Столкновение Великобритании и Китая на Дальнем Востоке вызвало «торговую революцию» на всей азиатской территории, которую Россия традиционно считала зоной своего политического и торгового влияния.
В то же время стали меняться взгляды на таможенную политику. Идеи свободной торговли становятся преобладающими и начинают реально определять экономическую жизнь Европы. Происходят изменения и в деятельности российского Министерства финансов. Его работа становится более открытой и доступной для деловых кругов России.
Запретительная таможенная система образца 1822 года уже не соответствовала национальным интересам России и была пересмотрена. Общие таможенные правила стали законом для Российской империи.
В эти годы не только богатые люди, но и простые российские обыватели получили возможность делать сбережения. Стало стремительно развиваться «сберегательное дело», начало которому было положено в 1841 году указом императора Николая I. Первые сберегательные кассы начали открываться при Московской и Санкт–Петербургской сохранных казнах. А развитие российской экономики и введение твердой национальной валюты послужило росту сбережений населения и стремительному увеличению числа сберегательных касс. К началу ХХ века в России их насчитывалось уже более пяти тысяч во всех регионах страны.
 
ИСПЫТАНИЕ ВОЙНАМИ
Трехлетняя Крымская война, начавшаяся в 1853 году, потребовала от России значительных денежных средств и тяжело отразилась на положении страны. С финансовыми последствиями войны пришлось иметь дело министрам финансов Петру Федоровичу Броку и Александру Максимовичу Княжевичу.
Вначале Министерство финансов покрывало военные расходы займами. Но в 1855 году пришлось вновь прибегнуть к выпуску бумажных денег. В 1857 году сумма выпущенных для ведения войны кредитных билетов достигла 424 миллионов рублей, затем общая сумма возросла до 735 миллионов.
Такой огромный выпуск бумажных денег не мог не вызвать падения курса и усиленного их обмена на серебро и золото. Вследствие этого Министерство финансов приняло решение вначале сократить обмен, а затем, когда металлическая часть разменного фонда опустилась ниже установленной законом нормы, размен вовсе был прекращен. Кредитные билеты превратились в настоящие бумажные деньги с колеблющимся курсом. К этим условиям прежняя правительственная кредитная политика оказалась совершенно не приспособленной. Вслед за проведенным в 1857 году понижением годового процента по вкладам с 4 до 3 началось усиленное их востребование вкладчиками.
У Министерства финансов оставался последний ресурс — внутренние и внешние займы. Но успех займов основывается, как известно, на доверии к финансам страны, а такового можно было достичь лишь полной открытостью и гласностью в финансовых делах и установлением твердых правил расходования бюджетных средств.
Выполнение этой программы и стало одной из основных задач министерства после Крымской войны. Начиная с 1859 года проводится ряд внешних и внутренних займов. В 1860 году ликвидируются старые кредитные институты, в том числе Заемный банк, сокращаются операции сохранной казны. Коммерческий банк преобразуется в Государственный банк, на который возлагается новая задача: стимулировать торговый оборот и упрочить денежную кредитную систему. Одновременно открываются частные кредитные учреждения.
Со второй половины 1860–х годов в России происходит промышленное и сельскохозяйственное оживление экономики, развивается торгово–промышленная, и особенно акционерская, деятельность. Начавшееся в этот период строительство новых железных дорог потребовало финансовых инвестиций.
 
ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА. НОВАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА
Отмена крепостного права в феврале 1861 года поставила перед Министерством финансов огромное количество новых проблем. Освобождение крестьян не сопровождалось отменой или снижением прямых и косвенных налогов. Наоборот, с 1862 года увеличиваются ставки многих из них. Подушная подать с крестьян была увеличена до одного рубля, с мещан — до полутора рублей.
История податей и налогов в России уникальна. В разные времена на Руси казначеям и финансистам приходилось проявлять чудеса изобретательности, придумывая бесконечные налоги для «процветания» князя. Налоги были разнообразные, порой и курьезные: «взъезжее» — сбор, взимаемый при вступлении чиновника в должность; «вира» — налог, взимаемый с убийцы в пользу князя; «возовое» — сбор с воза на местах торговли; «выводное» — налог (пошлина) на невесту, отданную в другую общину; «корм» — натуральные и денежные сборы на содержание местной администрации; «мостовое» — налог за проезд через мост; «померное» — пошлина, взимаемая за взвешивание сыпучих товаров; «правда» — пошлина за призыв свидетеля в суд; «правеж» — взимание недоимки с истязаниями; «урус новоженный» — налог с молодоженов.
Отмена крепостного права, учреждение земского и городского общественного управления потребовали создания новой налоговой системы.
Новый министр финансов Михаил Христофорович Рейтерн, которому довелось возглавлять министерство в течение 16 лет, начал реформы системы налогов и сборов в России. В Министерстве финансов образуется особая комиссия для пересмотра налогов и сборов. Основными источниками государственных доходов в первой половине ХIХ века были подушная подать (налог) и питейные откупа. И оба налога лежали главным образом на крестьянстве.
Отныне имущество, а не физическое лицо, должно было стать объектом налогового обложения, причем независимо от того, кому оно принадлежит. Ясно осознаются недостатки откупной системы. В Министерстве финансов образуются два новых департамента — окладных и неокладных сборов, которые и заменили прежний департамент разных податей и сборов.
В 1863 году питейные откупа заменяются акцизной системой. Еще раньше, в 1862–м, устанавливается вместо казенной продажи соли взимание соляного акциза. В том же году отменяется подушная подать с мещан и вводится обложение городских «недвижимых имуществ». В 1874 году государственный земской сбор присоединяется к общим доходам казначейства и становится единым поземельным налогом.
В 1863 и 1867 годах вместо одноразового налога на «ревистские души» устанавливаются различные по местностям налоги и «оклады» — с целью достигнуть хотя бы некоторого соответствия подушного налога с имущественным положением плательщика. В 1865 году вводится новый закон о пошлинах за право торговли и промыслов, основанный на уравнительных началах. В 1871 году вносятся изменения по гербовому сбору, а в 1871–м вводится налог на сахар и табак.
Все эти меры привели к тому, что Министерство финансов не только увеличило доходы в государственную казну, но и более равномерно и справедливо распределило налоговое бремя.
В 1862 году министерство сделало попытку восстановить размен кредитных билетов по постепенно возрастающему курсу, для чего был сделан специальный внешний заем на 15 миллионов фунтов стерлингов. Однако эта попытка не удалась. Тогда Министерство финансов сосредоточилось на накоплении золота, и к 1875 году разменный фонд был доведен до 229 миллионов рублей золотом при сумме выпущенных кредитных билетов в 797 миллионов рублей. В конце 1876 года для дальнейшего накопления золотого фонда и ввиду падения цены серебра устанавливается порядок взимания таможенных пошлин золотом.
Серьезным испытанием стала для Министерства финансов русско–турецкая война. Военные расходы оказались огромными, и было принято решение выпустить кредитные билеты, общая сумма которых к концу войны составила 1 миллиард 133 миллиона рублей, в то время как разменный фонд металлических рублей в государственной казне был равен 171 миллиону. Курс кредитных билетов понизился до 65 копеек за рубль.
В то же время процентный долг государства возрос до 4886 рублей. Ежегодные платежи по долгам достигли огромных размеров и поглощали более трети всех государственных доходов. Увеличение государственных доходов путем повышения ставок существующих налогов и введения новых стало главным предметом забот преемника графа Рейтерна на посту министра финансов — Самуила Александровича Грейга, а затем и Александра Аггеевича Абазы.
В тот период были повышены акцизы на водку и табак, увеличены страховой и гербовый сборы, пошлины на торговые документы, установлены налоги на пассажирские билеты и грузы, перевозимые большой скоростью.
Императорским указом от 1 января 1881 года был объявлен план погашения кредитных билетов, выпущенных во время русско–турецкой войны. К этому периоду относится и выпуск многих займов для покрытия военных расходов и для железнодорожного строительства. Важным событием того времени была отмена соляного и других налогов.
 
МИНФИН И «ОБЛЕГЧЕНИЕ» ПОДАТНОГО БРЕМЕНИ КРЕСТЬЯНСТВА
1 марта 1881 года террористами был убит император Александр II, на престол вступил Александр III. Как писал видный участник крестьянской реформы, ученый–экономист и практик в области кредита Николай Христианович Бунге, «мир, который даровал он России, открыл возможности для коренных реформ в финансовом хозяйстве и мероприятий на пользу экономического развития страны».
Главное внимание в этот период Министерство финансов сосредоточило на проведении реформы налоговой системы. Как тогда писали, это способствовало «равномерности и справедливости, облегчению податного бремени крестьянского населения».
В конце 1881 года проводится крупное понижение выкупных платежей и устанавливается окончательный выкуп наделов крестьян. Наконец, 18 мая 1882 года издается высочайший Указ о постепенной отмене подушной подати, которая фактически ставила в неравное положение российское крестьянство по отношению к другим сословиям.
Вызванное этими мерами значительное уменьшение доходов возмещалось за счет введения новых налогов, но касались они городских и преимущественно зажиточных слоев населения. Таковыми стали налоги с наследства, с денежных капиталов торгово–промышленных предприятий. Для достижения этих целей учреждается новый орган государственной финансовой администрации — институт податных (налоговых) инспекторов.
Видное место в деятельности Министерства финансов в этот период занимают меры, направленные на развитие производительных сил России. Организуется государственный поземельный кредит, расширяется оборотный кредит на промышленные цели, который выдается Государственным банком. Строятся новые железные дороги, часть которых передается в казенное управление, разрабатывается новое фабричное законодательство, а для надзора за его выполнением вводится институт фабричных инспекторов.
Государство стало уделять больше внимания защите отечественной промышленности, для чего дважды производится пересмотр таможенного тарифа. Это позволило удержать в стране валюту, облегчило накопление золотого фонда. Чиновники министерства, учитывая благоприятные условия, начали готовить денежную реформу.
Новый министр финансов граф Иван Алексеевич Вышнеградский главную свою задачу видел в устранении бюджетного дефицита. Строгая бережливость и сокращение сверхсметных ассигнований стала политикой министерства. В то же время вводится новый налог на спички и осветительные масла, интенсивно развивается железнодорожное хозяйство.
В 1880 году происходит коренная реформа железнодорожного транспорта, суть которой состояла в том, чтобы «точно определить порядок отношений между железными дорогами и государственным казначейством». В казну стали выкупаться многие частные железные дороги.
Предметом забот Министерства финансов стали мероприятия по улучшению торгового баланса и накоплению золотого фонда. Таможенный тариф 1891 года защитил российскую промышленность, в том числе сырьевые отрасли.
Ряд урожайных лет обеспечил успех проводимых министерством мероприятий. В результате получился огромный перевес вывоза продуктов, особенно высококачественного зерна, над ввозом. Произошло улучшение торгового баланса. Золотой запас стал быстро расти, создались условия для реформы денежного обращения.
В этот период уменьшается налоговое бремя на крестьянство, даются отсрочки для выкупных платежей. Отменяется паспортный сбор и сохранившийся в Сибири подушный налог, понижаются государственный земельный налог и страховая пошлина, отменяется налог на передачу сельской собственности ближайшим родственникам.
Понижение указанных налогов компенсируется за счет взимания налога на винокурение, казенной продажи вина, налогообложения торгово–промышленной деятельности. Повышение ставок налогов затрагивает интересы обеспеченных налогоплательщиков. Вводится новый налог — «квартирный», затрагивающий крупных домовладельцев.
Продолжается сокращение расходов по государственным займам, происходит дальнейший выкуп железных дорог, частные линии передаются в управление «солидных обществ», а установление тарифов всецело определяет Министерство финансов.
По личному указанию императора Александра III начинается строительство Сибирской железной дороги, которое становится задачей первостепенного государственного значения. Несмотря на огромную стоимость, достигающую одного миллиарда рублей, строительство этой важнейшей транспортной линии и ее продолжения — Китайско–Восточной магистрали завершается через девять лет после начала работ. 21 октября 1901 года, в день коронации императора Николая II, кладется последнее, «золотое» звено и открывается «сплошной паровой путь» от Балтийского моря до Тихого океана. Россия становится экономическим посредником между Востоком и Западом.
В начале 1890–х годов Россия впервые заключает торговые договоры со многими европейскими государствами. Происходят изменения в таможенной политике: вводится двойной таможенный тариф, облегчающий заключение договоров, решаются проблемы усиления охраны государственной границы, численный состав таможенной стражи постоянно возрастает, устанавливается таможенный контроль на азиатской границе империи, и, наконец, проводится коренная реформа с выделением таможенной стражи в отдельный корпус.
 
ФИНАНСОВЫЕ РЕФОРМЫ КОНЦА ХIХ ВЕКА. «ЗОЛОТОЙ СТАНДАРТ»
Увеличение государственных запасов золота и успехи в экономическом развитии страны позволили Министерству финансов в 1885 году приступить к реформе денежного обращения. Разрешаются сделки с золотом и взнос золотой монеты во все правительственные кассы по установленному курсу.
Реорганизация финансовой системы России в последнее десятилетие ХIХ века проводилась под руководством крупнейшего русского финансиста, министра финансов С.Ю. Витте.
Он ввел золотую валюту, преобразовал государственные налоги, урегулировал государственный бюджет, уменьшил выкупные платежи, обеспечил стремительное развитие торговли, особенно внешней. С его именем связывается денежная реформа 1895–1897 гг. Однако основу реформы (накопление запасов золота и серебра, улучшение сбалансированности бюджетных доходов и расходов) заложили еще предшественники Витте — министры финансов Н.Х. Бунге, и особенно, И.А. Вышнеградский.
Перевод денежной системы России на золотой стандарт был осуществлен в 1897 году. Основными элементами новой системы стали следующие: предоставление права эмиссии исключительно Государственному банку; гарантированный размен бумажных и золотых денег; одновременное обращение бумажных и золотых денег; ограничение выпуска бумажных денег в пределах, превышающих установленный лимит выпуска сверх золотого обеспечения.
По указу 1897 года был установлен лимит на необеспеченные золотом бумажные деньги в размере 300 миллионов рублей. Выпуск денег свыше этой суммы должен был полностью обеспечиваться золотом. К сентябрю 1897 года в обращении находилось бумажных денег на сумму 1068,8 миллиона рублей, в обеспечение которых казна передала банку золота на 862,5 миллиона рублей.
Накопление золотого запаса и введение золотого стандарта не играло существенной роли при внутренних расчетах. Реформа Витте была рассчитана, прежде всего, на привлечение иностранного капитала в Россию — и денежного, и промышленного.
Указом императора от 3 января 1897 года узаконивается чеканка золотой монеты. В том же году устанавливаются строго определенные основания для выпуска новых кредитных билетов (денег) Государственным банком под обеспечение золотом, погашаются долги Государственного казначейства.
Анализ деятельности Министерства финансов показывает, что за последнюю четверть ХIХ — начало ХХ века финансовая система страны работала почти безукоризненно. Государственные доходы в 1903 году составили 2032 миллиона рублей. К началу 1904 года свободная наличность Государственного казначейства достигла 381 миллиона рублей.

Журнал «Бюджет» №1 январь 2003 г.

Поделиться