25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 3231 Материалы по теме
«Мы обеспечиваем пенсии  не только своим пенсионерам»

Дашина
«Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование — это деньги конкретного гражданина. И относиться к ним нужно серьезно», — уверены сотрудники Пенсионного фонда РФ. О том, как и в каком объеме поступают взносы в пенсионную систему, как распределяются и учитываются, рассказывает Тамара Николаевна ДАШИНА, заместитель управляющего ОПФР по Москве и Московской области.

— Предстоящая пенсионная реформа многое изменит не только для будущих и нынешних пенсионеров, но и для работодателей, уплачивающих страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Что появилось нового в 2013 году именно для этой категории клиентов ПФР, ведь изменения уже начались?

— В самом деле, некоторые новшества уже действуют. В конце 2012 года в Федеральный закон № 212-ФЗ внесены изменения, вводящие дополнительные тарифы страховых взносов для работодателей, имеющих рабочие места на вредных и опасных производствах. В 2013 году тариф увеличивается незначительно: на 2 и 4 процента в зависимости от того, в какой из списков вредных и опасных производств включены имеющиеся рабочие места. Гражданам, занятым на этих производствах, предоставляется льгота по досрочному выходу на пенсию ранее общеустановленного пенсионного возраста. До последнего времени эта льгота не была финансово обеспечена страхователем. То есть работодатель не пытался улучшить условия труда своих работников, а средства на реализацию льготы шли из бюджета Пенсионного фонда. Теперь введение повышенного тарифа должно стать дополнительным источником финансирования досрочных пенсий. Кстати сказать, работа по сбору страхового взноса по повышенному тарифу для Пенсионного фонда не новая. Мы уже несколько лет так работаем по администрированию страховых взносов для летных экипажей воздушных судов, а с 2011 года и для угольщиков.

Кроме того, с 2013 года увеличилась сумма обязательных платежей в систему ОПС для самозанятого населения. Теперь она рассчитывается исходя не из одного, а из двух МРОТ. С 1 января 2013 года МРОТ установлен в размере 5205 рублей. Таким образом, тариф на обязательное пенсионное страхование для самозанятого населения сегодня составляет 32 479,2 рубля в год (5205 рублей х 2×26 % х 12) или 2706,6 рубля в месяц.

— Тариф страхового взноса для работодателя, не имеющего вредных производств, не изменился?

— Тариф остался каким же, что и в 2012 году, то есть 22 процента от фонда заработной платы. Изменилась предельная величина базы для начисления страховых взносов во внебюджетные фонды. В прошлом году она составляла 512 тысяч рублей в отношении каждого физического лица, с 1 января 2013 года была проиндексирована и составила 568 тысяч рублей. Кроме того, в случае превышения базы для начисления страховых взносов в 2013 году у работодателя остается обязанность дополнительных отчислений в ПФР. Размер так называемого дополнительного тарифа на обязательное пенсионное страхование составляет 10 процентов от суммы превышения.

— А что касается льготных категорий работодателей, не сократилось ли их количество в 2013 году? Направлена ли политика ПФР на сокращение числа льготников?

— Число льготных категорий тоже осталось прежним. Относительно политики ПФР в отношении льготников могу вам сказать одно. Пенсионный фонд исполняет федеральный закон и предоставляет все льготы по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с его нормами. Изменить количество льготных категорий может только законодатель. Единственный закон, в подготовке законопроекта которого участвует ПФР, — это Закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации».

— Тамара Николаевна, со стороны плательщиков страховых взносов много нареканий в адрес ПФР по поводу сложной трудоемкой отчетности. К примеру, только индивидуальные сведения на работников работодатель должен сдавать четыре раза в год. Не планируется ли упростить процедуру сдачи отчетности?

— Отчетность в самом деле сложная. Тем более что работодателю приходится одновременно сдавать два отчета: форму расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и персонифицированный отчет по каждому работнику. Это создает определенные трудности не только для работодателя, но и для сотрудников территориальных органов ПФР. Тем не менее хочу отметить, что введение ежеквартальной отчетности оправданно с объективной точки зрения.

Во-первых, ежеквартальная отчетность позволяет наиболее полно учесть пенсионные права граждан, выходящих на пенсию. То есть граждане, оформляющие сейчас пенсию, могут рассчитывать на то, что при определении размера пенсии будут учтены страховые взносы, уплаченные за них работодателем в первом квартале 2013 года.

Во-вторых, перечисляемые страховые взносы за граждан 1967 года рождения и старше направляются на формирование и страховой части пенсии, и накопительной. Средства, формирующие накопительную часть пенсии, инвестируются через различные финансовые инструменты, увеличивая расчетный пенсионный капитал гражданина. И чем скорее эти средства будут учтены, переданы в доверительное управление управляющей компании или негосударственному пенсионному фонду и начнут работать, тем больше в итоге будет расчетный пенсионный капитал, а значит, и будущая пенсия.

То есть необходимо помнить, что страховые взносы — это деньги конкретного застрахованного в системе ОПС гражданина, поэтому отношение к ним должно быть самым серьезным. Поэтому какого-то значительного упрощения отчетности, думаю, не предвидится.

Форма РСВ, кстати, не вызывает больших вопросов у страхователей. Мы принимаем этот отчет в допустимых форматах, затем в течение трех месяцев проводим камеральную проверку. Если выявляем ошибки, направляем страхователю требование об их исправлении или о даче пояснений.

Данные персонифицированного учета при наличии в отчете ошибок сотрудники управлений ПФР не принимают. Если выявляются факты неполной уплаты страховых взносов, ошибки в представленных сведениях, мы направляем протоколы, в соответствии с которыми страхователи должны устранить все недочеты в течение двух недель. Кроме того, мы проводим стыковку одного отчета с другим — необходимо, чтобы все представленные данные сходились. Чтобы избежать ошибок и сэкономить время, страхователь может и сам предварительно провести стыковку отчетной документации. В помощь страхователю на сайте нашего отделения выложены программные продукты, которые позволяют провести предварительную стыковку. Единственное страхователю необходимо следить за постоянными обновлениями программных продуктов.

— Уже несколько лет территориальные органы ПФР принимают отчетность по защищенным каналам связи с электронной цифровой подписью. Это позволило, как предполагалось, снизить трудозатраты как страхователей, так и сотрудников пенсионной службы? Какой процент страхователей в Москве и Московской области перешел на эту форму взаимодействия?

— Переход на передачу отчетности по электронным каналам, безусловно, является первоочередной задачей территориальных органов ПФР. Передача данных с электронной цифровой подписью позволяет значительно экономить время и страхователей, и сотрудников управлений Пенсионного фонда. В настоящее время законодательно закреплено, что предприятия с численностью работающих более 50 человек в обязательном порядке должны представлять отчетность в ПФР бесконтактным способом. В Москве и Московской области в настоящее время электронный документооборот налажен с более чем 30 процентами страхователей.

— Оставшиеся 70 процентов — это незаконопослушные работодатели?

— Нет, в этом случае речь идет о предприятиях с небольшой численностью работающих. Все крупные предприятия Москвы и области работают в соответствии с законодательством. Кроме того, получив отчеты от крупного предприятия небесконтактным способом, мы имеем право выставлять штрафы за отсутствие электронной цифровой подписи. Штрафы небольшие, где-то в пределах 200 рублей. Тем не менее штрафная санкция всегда неприятна. 70 процентов страхователей, не перешедших на электронный документо­оборот, составляют мелкие фирмы, небольшие организации.

Кстати, и среди них мы ведем работу, направленную на их включение в систему бесконтактной передачи данных, в частности работаем с предприятиями, где численность превышает 20 человек. Но здесь все зависит от руководителя предприятия, готов он потратить определенную сумму для того, чтобы экономить время своих подчиненных, которые не будут сидеть в очередях управлений Пенсионного фонда, или нет. Проблема очередей у нас пока еще существует. Несмотря на то что мы постоянно взаимодействуем со страхователем, составляем графики приема отчетности, многие откладывают сдачу документов на последние дни. Поэтому в 14–15 числах месяца в управлениях наблюдается большой наплыв народа. Отчетность несут и на бумаге, и на электронных носителях. Некоторые отправляют документацию по почте, что значительно тормозит процесс.

— Сейчас разрабатывается новая формула расчета пенсий. Но в любом случае будущая пенсия гражданина будет зависеть не только от стажа и величины заработной платы, но и от добросовестности работодателя, от того, насколько полно он перечислял страховые взносы. Расскажите, пожалуйста, об итогах работы вашего отделения в 2012 году. Сколько собрано страховых взносов?

— Контрольный показатель по сбору страховых взносов в 2012 году выполнен на 116 процентов. Коэффициент уплаты — 98,6 процента от начисленных страховых взносов. Недоимка с учетом ее образования с 2010 года по нарастающему итогу составляет 1,4 процента от начисленных страховых взносов в целом по отделению. Это среднероссийский показатель. По Москве он сложился в размере 1,3 процента, по Московской области — 1,7 процента. Хочу отметить, что наше отделение собирает 25 процентов страховых взносов от консолидированного бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. То есть мы не только выплачиваем пенсии своим пенсионерам полностью за счет собственных доходов, но и отдаем для распределения другим регионам.

— Донорами являются и Москва, и Московская область?

— Нет, донор — Москва. Но даже перераспределяя страховые взносы на область, в целом отделение имеет возможность отдавать средства на федеральный уровень.

— Растет ли количество должников в ПФР? Какой процент неплательщиков приходится на бюджетную сферу?

— Конечно, не все добросовестно платят страховые взносы. Есть у нас 10–15 крупных должников. Самый крупный — строительная организация СУ-155. Но что касается бюджетной сферы, то сейчас должников-бюджетников у нас нет. Бюджетные организации финансируются бесперебойно, поэтому все они вовремя совершают необходимые платежи.

— Какие меры ОПФР принимает для погашения задолженности?

— Мы работаем в рамках существующего правового пространства и применяем к должникам все прописанные в Федеральном законе № 212-ФЗ меры. Схема такая. Как только выявляем задолженность, направляем должнику требование погасить долг. Если он не предпринимает никаких действий в десятидневный срок, готовим и выставляем в банк инкассовое поручение. Если и эта мера не срабатывает, направляем обращение в службу судебных приставов на взыскание имущества должника в счет уплаты долга на обязательное пенсионное страхование.

Взаимодействуем с администрациями Москвы и Московской области. Я сама, например, являюсь членом комиссии по легализации доходов предприятий при администрации города Москвы. Должников вызывают на заседания, проводят с ними беседы, в результате некоторые из них погашают долги. Также мы взаимодействуем с профсоюзами, вывешиваем списки самых злостных неплательщиков на региональной странице сайта ПФР. То есть боремся с должниками всеми разрешенными законом способами.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно