25 апреля 2024 года
Регистрация
№4 Апрель 2013 — 24 апреля 2013

В Москве прошел IX Всероссийский форум-выставка «Госзаказ-2013»

Версия для печати 5130 Материалы по теме
В Москве прошел IX Всероссийский форум-выставка «Госзаказ-2013»

В Москве прошел IX Всероссийский форум-выставка «Госзаказ-2013». Накануне этого события Совет Федерации одобрил законопроект «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который и оказался в центре внимания собравшихся. А их было около 10 тыс. человек из 50 регионов России.

На торжественной церемонии открытия с приветственным словом к гостям и участникам обратился министр экономического развития РФ А. Р. Белоусов. Он отметил, что даже при первом взгляде на форум-выставку ясно, как далеко мы ушли за последние десять лет. Федеральный закон № 94-ФЗ, как бы его ни критиковали, создал новую культуру размещения государственного заказа. «Но жизнь не стоит на месте, и мы, конечно, идем вперед», — сказал министр. Девятый форум в некотором смысле является первым, так как в России начинается создание контрактной системы. Чтобы с 1 января 2014 года перейти к ней, предстоит принять около 40 нормативных актов, дополняющих новый федеральный закон. Многие недооценивают реформу, говорят о реинкарнации или разновидности Федерального закона № 94-ФЗ, но это не так, подчеркнул министр.

По словам Белоусова, это действительно революция, и контрактная система дает совершенно новые возможности и предъявляет новые требования к заказчикам и поставщикам. Во-первых, она охватывает весь жизненный цикл госзаказа, включая планирование, что очень важно для бизнеса и самих заказчиков, а также размещение и исполнение госзаказа. Раньше этого не было, действие закона ограничивалось размещением. Во-вторых, по мнению министра, контрактная система создаст гораздо больше возможностей по отбору поставщика, что очень важно при закупках высокотехнологичной продукции, НИОКР. Одновременно выстраивается жесткая система контроля. Если по Закону № 94-ФЗ контролировалась процедура размещения заказа, то контрактная система предполагает финансовый контроль с использованием специальных нормативов, которые разработает Правительство РФ. «В принципе, если удастся задействовать все, что предполагалось в рамках контрактной системы, откаты станут практически невозможными», — заявил Белоусов.

Кроме того, как сообщил министр, появятся возможности расторгать контракт до суда и бороться с демпингом поставщиков, исключать из процесса тех, кто не имеет необходимой компетенции для выполнения заказа. Госзаказ — это 7,2 трлн руб., еще около 1 трлн руб. составляет муниципальный заказ, напомнил он. «Есть чем работать, есть над чем работать, есть кому работать», — завершил свое выступление глава Минэкономразвития России.

Слово «конкуренция» легко и часто произносится, продолжил тему руководитель Федеральной антимонопольной службы И. Ю. Артемьев, но когда нужно действовать по правилам конкуренции, возникает очень большое сопротивление. Закон № 94-ФЗ, наверное, критиковали чаще других законов, однако этот путь стоило пройти, убежден он. В ближайшие годы, считает Артемьев, мы можем стать лучшими в мире по организации системы размещения госзаказа, внедрению телекоммуникаций в данной сфере и борьбе с коррупцией.

Нынешнее положение дел надо сравнивать с тем, что было до 2005 года, когда принимался Закон № 94-ФЗ, и контраст потрясающий, развил свою мысль руководитель ФАС. «Я убежден, что этому закону оказывалось и организованное сопротивление теми лоббистами, теми записными победителями всех тендеров в 90-е годы, из которых складывалась в том числе новая российская олигархия», — добавил выступающий. Внедрение же электронных аукционов помогло малому и среднему бизнесу. В итоге свыше 1,2 трлн руб. бюджетных средств оказалось доступно указанной части предпринимателей, и это были не кредиты под высокие проценты, а оплата за сделанную работу. Контрактная система — переход в новое качество. «И у нас есть человеческий капитал, есть люди, которые в состоянии эту амбициозную задачу реализовать», — подытожил он.

В 2012 году в Москве был регламентирован весь процесс закупок с учетом передовых информационных технологий, сообщил заместитель мэра столицы по вопросам экономической политики А. В. Шаронов. По оценке самих властей, это качественно изменило подход к закупочной деятельности. «Мы будем и впредь уделять приоритетное внимание переходу на контрактную систему, пресечению коррупционных проявлений, совершенствованию контроля над исполнением заключенных контрактов», — привел вице-мэр слова своего руководителя. От себя он добавил, что начало движению положил еще Указ Президента РФ от 8 апреля 1997 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд».

Общаясь далее с журналистами, министр экономического развития РФ признал, что сейчас проблемы в сфере госзаказа в первую очередь связаны с закупками, которые производят госкомпании. «Прозрачности здесь, конечно, недостаточно», — констатировал он, сказав, что необходимая нормативная база только начинает создаваться. Лоббистские группировки и олигархи, упомянутые главой ФАС, по словам Белоусова, сохраняются и мимикрируют, так что действительно предстоит борьба.

Конкурсы без конкуренции

Закон о контрактной системе — более системный по сравнению с Законом № 94-ФЗ, поскольку на его основе в стране будет создана единая система госзаказа. Таким был главный мотив выступления заместителя министра экономического развития РФ В. А. Симоненко. Предстоит внести изменения в Бюджетный кодекс и КоАП, в межгосударственные соглашения в рамках единого таможенного пространства, а также создать единую информационную систему государственных и муниципальных закупок. Это позволит, по словам заместителя министра, запустить механизм государственного спроса, который повысит инвестиционную активность в стране.

«Мы больше будем думать скорее о 223-м законе, о корпорациях, о наших монополиях, где происходит настоящий беспредел с точки зрения торгов, где правила отторгаются очень жестко и уверенно, с таким нагловатым оттенком», — обозначил свою позицию Артемьев. Хороших примеров, кроме ГК «Росатом», он здесь не видит. Ни одна естественная монополия в России, в отличие от других стран, не «обвязана» малым бизнесом, не практикует аутсорсинг. «Откат не хотят никуда отдавать», — прокомментировал ситуацию руководитель ФАС. Будем готовить поправки к Федеральному закону № 223-ФЗ, выносить вопрос на правительственную комиссию по развитию конкуренции, сообщил глава антимонопольного ведомства. Нарушителям из госкомпаний чиновник призвал противопоставить силу государства, чтобы помочь обществу и малому предпринимательству. Он убежден, что надо вводить драконовские меры.

Отдельная больная тема — дорожная отрасль, где сейчас делается все, чтобы признать любую дорогу особо важным и особо опасным объектом. Распределение заказов на ремонт таких объектов проводится только через конкурс, а на конкурсе заказчик может выбрать ту компанию, какую захочет, сказал глава ФАС. Поэтому заказы на дороги типового класса по типовым проектам он предложил производить через аукционы, а не конкурсы. «Вы увидите, все сразу улучшится, а откаты уменьшатся», — уверенно пообещал Артемьев. Экономия бюджетных средств при аукционах составляет более 13 %, привел он свою статистику. При ложных, по его определению, конкурсных процедурах цены будут только расти.

Экономия не всегда эффективна, подал реплику Симоненко, и в погоне за ценой нельзя терять качество. По его словам, иногда построить дорогу можно дешевле, но потом приходится ее ежегодно латать. Эффективность — это баланс цены и качества, а не приоритет цены. Контракт жизненного цикла даст возможность избегать нежелательных моментов. А заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Ю. В. Росляк, коснувшись темы цены в связке с общественным контролем за закупками, заметил, что цена при этом не обязательно уменьшается. В качестве актуального примера сенатор привел реконструкцию Ленинского проспекта в Москве. Здесь изменения, внесенные в проект по настоянию жителей, приведут к дополнительным расходам.

У ФАС сейчас нет никаких разногласий с Минэкономразвития России, подчеркнул Артемьев, вспомнив трудный путь нового закона. В связи с этим не исключено создание совместного методического совета и выпуск разъяснений по применению нового документа. Прогноз о судьбе федеральной контрактной системы был суров: 1 января 2014 года все заказчики и подрядчики начнут ее проклинать, но по прошествии 2–3 лет мы убедимся в правильности избранного метода. А давление, которое обязательно будет, надо просто преодолеть.

На вопрос из зала, не будет ли новый закон сначала опробован на неких пилотных регионах, Артемьев ответил, что Правительство России обсудит эту тему, пока же срок вступления ФКС в силу один для всех. На другой вопрос насчет того, не намерен ли федеральный центр финансировать обучение региональных кадров, которым предстоит создавать контрактную систему, последовал ответ от заместителя главы Минэкономразвития. Симоненко четко дал понять, что для решения данной задачи регионам придется изыскивать свои внутренние резервы.

Практика все покажет

Сказка почти стала былью. Так оценил рождение закона директор Департамента развития федеральной контрактной системы Минэкономразвития России К. И. Степанов. Этот документ он назвал результатом компромисса между всеми заинтересованными сторонами. Реформа (ей была посвящена отдельная конференция) предполагает большее, нежели в настоящее время, участие региональных и муниципальных властей. К 2016 году везде должны появиться полноценные планы закупок и планы-графики, хотя разработку основной части подзаконных актов, универсальных для всех субъектов РФ, берет на себя Мин­экономразвития России. Огромных финансовых затрат со стороны региональных органов власти закон не потребует, уверен Степанов, во всяком случае они вполне сопоставимы с расходами на обычную реорганизацию. А свои плюсы новый закон покажет, когда все участники процесса поймут его пользу, пояснил представитель министерства.

Говоря об увязке закона о контрактной системе с Бюджетным кодексом и так называемыми переходящими контрактами, глава департамента постарался успокоить собравшихся. По его словам, Минфин России уверяет, что проблем не будет: сейчас можно заключать контракты и на 2014 год, лишь бы вовремя выделялись необходимые лимиты бюджетных средств. Участников конференции волновала также тема административной ответственности за нарушения при переходе к контрактной системе. Им ответил заместитель руководителя ФАС А. Ю. Цариковский, давший понять, что поначалу, возможно, нарушителей, вольных или невольных, не будут карать строго. В первые несколько месяцев только будет формироваться соответствующая судебная практика. Его мысль повторил Шаронов: «Практика все покажет». Как заметил вице-мэр Москвы, порой даже превосходный зарубежный опыт не приживался в России. По его мнению, важно отслеживать судьбу закупленных товаров, работ и услуг даже за пределами гарантийных сроков, а в целом, считает он, будет легче бороться с недобросовестными поставщиками, чем с недобросовестными заказчиками.

Что касается распространенного мнения о том, что прежний Закон № 94-ФЗ якобы подстегнул коррупцию, то Цариковский с ним не согласился. Вводимую контрактную систему он образно сопоставил с санитарно-эпидемиологической обработкой большой коммунальной квартиры. Прежде такая обработка производилась только в одной из «комнат», поэтому почти все «вредители» мигрировали в другие помещения. Теперь закон охватит все стадии госзакупок — от планирования до контроля исполнения. В старом законе акцент делался на ограничении полномочий чиновника, и это, с точки зрения представителя ФАС, возможно, наносило ущерб экономической эффективности. «Больной пойдет и хорошо пойдет», — высказал он свою убежденность относительно перспектив контрактной системы, сравнив принятый закон с костылями. Надежды в смысле противодействия коррупции Цариковский связывает с общественным контролем и возможностью подачи коллективных судебных исков. Правда, если рассматривать вопросы контроля в рамках единого таможенного пространства, возникает проблема с Белоруссией. В этой стране, в отличие от России, пока нет свободного доступа к сведениям о юридических лицах.

Эффективность как красота

Обсуждение организационных и финансовых вопросов региональных закупок прошло спокойно. Регионам не привыкать, с введением в действие Федерального закона № 94-ФЗ тоже не все было просто, выразил общий настрой заместитель начальника главного управления экономики и инвестиций Алтайского края Д. В. Батейкин. Вспоминая минувшие дни, он обратил также внимание на тот факт, что за истекшие восемь лет так и не появился полный пакет подзаконных актов, а тут и новый закон подоспел. Конечно, не хотелось бы повторения истории. Кроме того, было отмечено, что не предусмотрена какая-либо ответственность для контрольных органов в тех случаях, когда их решения противоречат законодательству. В принципе единодушно сошлись на том, что не обойтись без дополнительной подготовки кадров. Вообще внедрять закон о контрактной системе легче будет тем, кто уже централизовал у себя государственные и муниципальные закупки, как, например, Калужская область.

Теме аудита и контроля, а также противодействия коррупции была посвящена специальная сессия межрегиональной конференции. На взгляд ФАС, сейчас выстроена вполне оптимальная система контроля за государственными и муниципальными закупками и она должна быть сохранена. Говорить о ее эффективности применительно к новым реалиям можно будет не раньше, чем через год после вступления закона в действие. Тогда сложится судебная практика по его исполнению, в том числе связанная с расторжением контрактов. Очень многое на данном направлении будет зависеть от подзаконных актов, которых будет в общей сложности не менее 60.

Привлечение независимых экспертов — вопрос неоднозначный, дал понять директор Института государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий А. А. Храмкин. Он рекомендовал тщательно взвешивать необходимость подобного шага, поскольку экспертизы стоят недешево и у большинства заказчиков просто нет для этого достаточных средств. Кроме того, лучшие эксперты в той или иной сфере деятельности трудятся, как правило, в организациях, которые сами исполняют государственные или муниципальные заказы. Слишком часто впоследствии выявляется заинтересованность таких специалистов, поэтому директор института посоветовал прибегать к их услугам очень дозированно и продуманно.

Цель контроля — повышение эффективности закупок, напомнил заместитель директора департамента экономической безопасности предпринимательства ТПП РФ О. Г. Сиваков. Пока не существует методики эффективности, возможно все. Органы внутренних дел или прокуратура могут в любой момент по-своему оценить эффективность со всеми вытекающими последствиями, подчеркнул он. «Эффективность — это как красота, описать ее очень тяжело», — подтвердил один из авторов Закона № 94-ФЗ эксперт В. А. Горбунов и предрек в связи с этим проблемы с исполнением нового закона. Заместитель начальника Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России Б. Б. Колесников призвал поставщиков, которые сталкиваются с вымогательством или давлением, сразу обращаться в полицию, а не договариваться и платить.


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно