25 апреля 2024 года
Законы№5 Май 2013 — 28 мая 2013

Указы есть, только денег не хватает

Версия для печати 2568 Материалы по теме
Указы есть, только денег не хватает

Председатель Госдумы С. Е. Нарышкин, открывая заседание Совета законодателей РФ, поздравил коллег с появлением нового праздника — Дня российского парламентаризма. Затем депутаты обсудили широкий круг вопросов, которые затрагивают повседневную жизнь регионов.

Актуальные проблемы регионов

Деловую часть встречи начала Председатель Совета Федерации В. И. Матвиенко. По ее оценке, главы субъектов РФ понимают необходимость исполнения президентских указов от 7 мая 2012 года, но большинству из них в дальнейшем не обойтись без федеральной помощи. Они обеспокоены несбалансированностью своих бюджетов, отсутствием единой методики оценки формирования их доходной части, а также высоким уровнем долговой зависимости. Налицо и несовершенство межбюджетных отношений. Первые необходимые решения, как сказала Матвиенко, уже приняты: отменены налоговые льготы, существовавшие ранее на федеральном уровне, что позволит регионам увеличить доходы бюджетов.

Другая актуальная тема для регионов — жилищная. По данным соцопросов, более 50% россиян считают ее наиболее важной. Сроки переселения людей из аварийного и ветхого жилья не соблюдаются. Десятки тысяч семей живут в трущобах, и это, конечно, «позор для страны», заявила Матвиенко. Здесь, по ее мнению, есть простор для парламентского контроля. В то же время справедливо ставится вопрос об изменении условий софинансирования соответствующих программ и возврате к прежней схеме, когда регионы вкладывали 20% средств (а не 30%, как сейчас). Нынешнее соотношение нереалистично, полагает спикер, и главное финансовое ведомство страны обещало его пересмотреть. Был отмечен положительный опыт субъектов РФ, предоставляющих на льготных условиях жилье учителям, медработникам и другим специалистам.

Власть в регионах может и должна самостоятельно решать значительную часть проблем, не рассчитывая исключительно на поддержку из Москвы, продолжила свою мысль Матвиенко. Она высоко оценила положительные примеры законодательного обеспечения системы ипотечного кредитования. Так, Ленинградская область в 2013 году планирует выделить более 600 млн руб. на финансирование программ жилищного строительства для молодежи. Заслуживает внимания и опыт Кемеровской области, где принят закон, направленный на развитие рынка жилья экономкласса. Последней темой, по словам председателя палаты, должен системно заниматься Минрегион России, поскольку такое жилье по сути является коммерческим и недоступно большинству населения. Матвиенко также похвалила региональные программы по улучшению демографической ситуации. Совет Федерации готов работать над законодательным обеспечением продолжения выплаты материнского капитала и после 2016 года.

Регионы должны сыграть ключевую роль и в улучшении инвестиционного климата в стране. При участии Совета Федерации образована рабочая группа по внедрению стандарта деятельности органа власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестклимата. Опыт показал, что даже в успешных регионах могут быть созданы дополнительные условия для привлечения инвестиций. Сенаторы будут настаивать и на принятии базового закона о государственной промышленной политике. Минпромторг России в прошлом не приветствовал эту идею, однако теперь изменил позицию и ведет работу над соответствующим законопроектом. Что касается предложений регионов по формированию концепции федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, то верхняя палата парламента отразила их в своем постановлении от 17 апреля и проследит за тем, чтобы они обязательно были учтены.

Законодательная деятельность Госдумы

Подробный обзор законодательной деятельности Госдумы в соответствии с очередным посланием Президента РФ Федеральному собранию сделал вице-спикер А. Д. Жуков. В частности, он обратил внимание на закон, который принят в связи с поправками в Бюджетный кодекс и касается новой структуры федерального бюджета, основанного на госпрограммах.

Роль парламента при рассмотрении проекта бюджета, по его словам, возрастет — например, основные направления налоговой политики будут рассматриваться депутатами до их официального внесения в Госдуму. Чрезвычайно важным Жуков назвал закон, устанавливающий требования к организациям, учреждаемым для управления государственными ресурсами. Кроме того, в первом чтении принят блок законопроектов, направленных на противодействие незаконным финансовым операциям, в том числе с использованием фирм-однодневок.

Межбюджетные отношения

Заместитель министра финансов РФ Л. В. Горнин в своем выступлении подчеркнул, что система межбюджетных трансфертов должна быть ориентирована на обеспечение равного доступа граждан к государственным и муниципальным услугам. Действующая система, по его оценке, не всегда мотивирует руководителей на повышение уровня самостоятельности, а значит, и ответственности. В 2012 году 74% доходов поступило в консолидированный бюджет страны всего из десяти регионов, где проживает 29% населения. Сокращение дифференциации уровня бюджетной обеспеченности является важнейшей задачей для власти, сообщил замминистра. В планах Минфина России — дальнейшая активизация деятельности по финансовому оздоровлению территорий, содействие реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирование экономических реформ. Что касается президентских указов, то на обеспечение реализации их основных положений только в 2013 году уйдет более 490 млрд руб.

При замедлении темпов роста экономики трудности могут ждать те субъекты РФ, которые, в частности, зависят от поступлений налога на прибыль предприятий. Этот прогноз особенно касается металлургии и добычи полезных ископаемых. Потребуется консолидация бюджетных расходов на приоритетных направлениях, и Минфин России будет обращать особое внимание на потенциально проблемные регионы.

Кроме того, Горнин пообещал, что уровень предсказуемости межбюджетных отношений повысится. Главным инструментом, обеспечивающим устойчивость региональных бюджетов, по-прежнему будет дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. В 2013 году для более рационального использования средств планируется расширить практику консолидации субвенций, нормативная база для этого создана.

Заместитель министра отметил и роль субсидий с точки зрения инвестиционной привлекательности территорий. Предусматривается их консолидация в отраслевые (блоковые) трансферты по программному принципу «одна субсидия — одна госпрограмма». В бюджете-2014 количество видов субсидий сократится до 60, будут введены единые правила их распределения и целевые показатели результативности использования. Намечены меры, расширяющие для регионов горизонты бюджетного планирования и повышающие предсказуемость финансовой политики минимум на три года вперед. В Минфине считают, что необходимо установить комфортный, по словам Горнина, уровень софинансирования субсидий на развитие социальной инфраструктуры с учетом бюджетной обеспеченности регионов. Доля федерального центра здесь может возрасти. Субсидии на региональное развитие предполагается связать с конечным результатом деятельности органов власти, в том числе по использованию собственного экономического потенциала, а при высокой оценке уровня самостоятельности субъектов РФ — исключить целевые трансферты. Успешные губернаторы также смогут рассчитывать на более высокий уровень софинансирования со стороны федерального центра.

Межбюджетные отношения должны стимулировать экономический подъем регионов. Данный тезис за коллегами-федералами неоднократно повторяли и законодатели из субъектов РФ, однако, как сказал председатель Думы Астраханской области А. Б. Клыканов, этого пока не происходит. Так, в 2012 году на территории региона было собрано на 36% больше налогов, чем годом ранее, а федеральный бюджет получил на 77% больше средств, чем было запланировано. Но доходы консолидированного бюджета области в целом практически не изменились

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно