25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 5310 Материалы по теме
Значим не только результат, но и цена результата

Основная задача, стоящая перед Правительством РФ на 2013 год, — повышение эффективности расходования бюджетных средств. «Очевидно, что и дальше прирастать такими объемами средств мы не сможем, поэтому нам необходимо рационально использовать то, что есть», — отметил министр финансов РФ А. Г. Силуанов на итоговой коллегии Росфиннадзора.

По мнению Всемирного банка, третья часть бюджетных средств, направляемых в российское образование и здравоохранение, используется неэффективно. Поэтому бесспорно в нашем государстве существуют резервы для повышения эффективности бюджетных расходов. И кто как не Россфиннадзор может сказать, насколько правильно и целесообразно тратится государственная казна.

Министерство финансов РФ подготовило поправки в Бюджетный кодекс, которые в настоящий момент рассматриваются депутатами. Эти изменения законодательства значительно расширяют спектр функций, выполняемых службой финансово-бюджетного надзора. К примеру, в обязанность Росфиннадзора планируется вменить оценку полноты и достоверности отчета о реализации госпрограмм и государственных (муниципальных) заданий. Должное использование средств, выделяемых для обеспечения показателей эффективности, которые заложены в программах, — это принципиальная задача Правительства РФ. И, по мнению А. Г. Силуанова, оценивать работу любого ведомства нужно не по докладам его руководителя об освоении средств, а по результатам достижения поставленных целей, отслеживать которые и будет независимый от деятельности ГРБС орган, заинтересованный в подготовке объективной информации об эффективности использования бюджетных ресурсов. «Нам нужно перейти от бухгалтерской направленности деятельности, от проверки целевого использования средств к проверке качества работы учреждений, отраслей бюджета», — определил суть законодательной новеллы министр финансов.

Вторая важная задача, которая встанет перед службой после вступления в силу закона о федеральной контрактной системе (от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ), призванного заменить Закон № 94-ФЗ, — это контроль в сфере государственных закупок. Действующее законодательство тоже предусматривает контроль в данной сфере, но в настоящее время контуры его размыты, полномочия контрольных органов четко не прописаны, функции не разграничены. По новому закону Росфиннадзор будет полностью контролировать закупочную деятельность — от планирования закупок до использования результатов.

Еще одно новшество в законодательстве, касающееся финансового контроля, — четкое определение сферы финансового контроля в отношении юридических лиц, которые получают средства из бюджета, к примеру субсидии. Контроль будет осуществляться именно в части использования выделяемых бюджетных средств. «Кстати, меняются и вопросы административного воздействия, — добавил Силуанов, — если раньше мы применяли административное воздействие в отношении организаций, то сейчас отвечать будет конкретное должностное лицо».

Росфиннадзор должен повысить контроль и за деятельностью аудиторских организаций. По словам министра, очень часто отчеты таких организаций бывают некачественными, поэтому контроль над контролем сейчас очень актуален. И именно Росфиннадзор будет оценивать аудиторские заключения.

«Усилия нашей службы в 2012 году были сосредоточены на осуществлении государственных функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства при использовании средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, а также функций валютного и внешнего контроля за деятельностью аудиторских организаций», — рассказал об итогах прошлого года руководитель Федеральной службы финансово-бюджетного контроля А. В. Смирнов. В 2012 году было проведено почти 42,5 тыс. проверок и контрольных мероприятий, из них более 15,7 тыс. — контроль за использованием средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и имущества, находящегося в федеральной собственности. Почти 26,6 тыс. проверок было осуществлено по линии валютного контроля, 115 проверок касались деятельности аудиторских организаций.

В сфере бюджетных правоотношений под контрольные мероприятия попали средства в общей сумме 4,772 трлн руб., что на 21% больше, чем в 2011 году. Из них 3,89 трлн руб. — средства федерального бюджета, включая межбюджетные трансферты. Таким образом, усилия ревизоров по-прежнему были сконцентрированы на средствах федерального бюджета, доля которых в общем объеме проверенных средств составила более 81%. Нарушения были выявлены в отношении 15,7% проверенных средств. Причем если исключить нарушения в области бухучета и порядка учета имущества, то в среднем по Российской Федерации этот показатель составит 5,4%. «Характерно, — отметил руководитель ведомства, — что по кругу проверок, осуществленных должностными лицами центрального аппарата, этот показатель составил 8,9%, а по кругу территориальных управлений лишь 3,7%. И я не всегда уверен в достоверности этих цифр. Поэтому мы будем подтверждать их, направляя в наши территориальные органы соответствующие инспекторские проверки».

В общей сложности нарушения были выявлены при использовании почти 750 млрд руб. На сумму 264 млрд руб. нарушения были устранены. В целом по службе доля суммарной величины устраненных нарушений составила 35,2% и превысила уровень 2011 года.

Но, несмотря на то что абсолютные цифры растут, Смирнов высказал сожаление, что проверить удалось меньше трети использованных средств федерального бюджета: «В 2012 году было потрачено 12 с лишним триллиона рублей, а мы охватили проверками лишь 3,89 триллиона вместе с межбюджетными трансфертами». Руководитель ведомства проанализировал и структуру контрольных мероприятий по причинам их проведения и отметил, что подавляющее количество проверок, около 70%, были инициированы центральным аппаратом. Но в целом в 2012 году, несмотря на сокращение численности сотрудников территориальных органов, удалось удержать количество контрольных мероприятий почти на уровне 2011 года, снижение составило всего 1,9%.

Особую тревогу у руководителя Росфиннадзора вызывает уменьшение численности ревизорского корпуса. Например, численность ревизорского корпуса в Самарской области составляет 39,2%, в Ленинградской области — 34,5%, в Ямало-Ненецком автономном округе — 33,3%. «А когда численность персонала, который занимается ревизорской работой, начинает падать, это вызывает не только проблемы, но и предпосылки к невыполнению и срыву наших заданий», — пояснил Смирнов.

Смирнов подчеркнул, что 2013 год является для службы финансово-бюджетного надзора рубежным, от которого при желании можно будет вести новое летоисчисление ведомства. Этот год вносит серьезные изменения в функционал службы, что неизбежно будет сопровождаться изменениями организационного порядка и штатной численности как центрального аппарата, так и территориальных органов Росфиннадзора.

Новшества законодательства, а также поручения Президента РФ, данные в конце декабря 2012 года и в начале февраля 2013 года, касаются изменений принципов работы контролирующих органов и критериев ее оценки, повышения эффективности контроля и введения публичной отчетности как по итогам проверок, так и по затраченным на их проведение средствам. «Все эти нововведения действительно приближаются, — подчеркнул руководитель ведомства, — и скоро мы будем отчитываться не только о результатах своих проверок, но и о том, какими силами и средствами мы выявили те или иные нарушения».

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно