25 апреля 2024 года
Версия для печати 5115 Материалы по теме
Регионы нуждаются в поддержке

В апреле состоялось расширенное заседание коллегии Минфина России. Как всегда, был обсужден широкий круг вопросов, в том числе и весьма острых для субъектов Российской Федерации.

Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев подробно остановился на итогах социально-экономического развития страны в первые два месяца 2013 года, подведенных на предшествовавшей коллегии неделе. Главным выводом стало то, что в феврале текущего года положительный рост российской экономики, который наблюдался с конца 2009 года, серьезно замедлился. Так, ВВП вырос по отношению к февралю 2012 года всего на 0,1% (в январе рост составил 1,5%), а в целом в январе — феврале рост ВВП составил примерно 0,9%, что существенно меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Среди основных причин — сокращение производства, низкая динамика строительства, розничной торговли и объема платных услуг, а также общее замедление инвестиционной деятельности.

Медведев подчеркнул, что на состояние российской экономики влияют трудности, которые испытывает Европейский союз, рост продовольственных цен в мире, а также другие внешние факторы. Главным в мировой экономической повестке остается вопрос о формировании новой модели роста. «Речь идет о современных технологиях, которые в разы позволят снизить производственные издержки, поиске новой социальной политики, существенных институциональных изменениях. Все эти глобальные вызовы стоят и перед нашей страной, — сказал премьер. — Основной и единственный путь развития — это путь модернизации нашей экономики, стимулирования экономики знаний, привлечения внутренних и, конечно, внешних инвестиций. Мы должны провести изменения в нашем промышленном развитии, но не так, как мы это делали в 1930-е годы, а за счет массового внедрения инноваций и повышения качества жизни наших граждан, создания максимально комфортных условий для предпринимательской деятельности и развития частной инициативы». При этом Медведев подчеркнул, что модернизацию страны необходимо обеспечивать при жестком соблюдении финансовой дисциплины, а также при абсолютном исполнении взятых на себя государством социальных обязательств.

Говоря о задачах, которые в этой связи возлагаются на Минфин России, Медведев выделил несколько первостепенных. На первом месте, по его мнению, должно стоять обеспечение сбалансированности бюджетной системы. Значительные надежды здесь возлагаются на бюджетное правило, которое делает параметры бюджетной политики независимыми от текущих колебаний цен на нефть и защищает отечественную экономику от внешних шоков. Премьер признал, что бюджетное правило часто подвергается критике, но заявил при этом, что лишь его соблюдение сохраняет шансы на развитие и устойчивый экономический рост.

Другой немаловажной задачей является эффективное использование финансовых ресурсов. Как напомнил председатель правительства, в 2013 году Минфин должен перейти к полноценному долгосрочному бюджетному планированию, разработать долгосрочную бюджетную стратегию. Медведев поддержал позицию министерства, касающуюся необходимости корректировки требований к государственным программам. «Нам нужно отказаться, во всяком случае на ближайшее время, от того, чтобы использовать в своей аргументации — как это иногда наши министерства делают — тезис о том, что мы сможем выполнить базовый вариант программы только при обеспечении дополнительного финансирования. В целом основные параметры программы должны выполняться за счет того финансирования, которое является базовым и никаким другим», — сказал он.

Говоря о подготовке бюджета на следующий трехлетний период, Медведев отметил, что в рамках оптимизации бюджета расходы на закупку товаров для государственных нужд будут уменьшены на 5%. Ресурсы нужно сконцентрировать на наиболее приоритетных направлениях, но сделать это предстоит не за счет увеличения расходов, а за счет повышения эффективности использования ресурсов, применения новых технологий и оптимальных управленческих решений.

Председатель правительства затронул и некоторые другие важные темы, в частности налоговые вопросы. Налоговая политика должна быть предсказуемой и не должна загонять бизнес в тень, а, наоборот, стимулировать его к развитию. Необходимо уделять больше внимания качеству налогового администрирования, а также формированию налоговой культуры. Чтобы преодолеть практику уклонения от налогов, следует повысить долю безналичного оборота и приблизить этот показатель к стандартам большинства современных государств. Также требуется более активная борьба с фирмами-однодневками.

Наконец, Медведев заявил о необходимости удержания инфляции на низком уровне. С этой же темой связан вопрос о наличии доступных банковских кредитов для реального сектора экономики, что у нас по-прежнему отсутствует, и дешевой ипотеки.

Министр финансов РФ А. Г. Силуанов остановился на ключевых вопросах деятельности министерства на 2013 год и среднесрочную перспективу. Главный среди них связан с обеспечением долгосрочной финансовой устойчивости бюджетной системы. «Принятие финансово не обеспеченных решений, какими бы они полезными ни были, приводит к негативным последствиям для устойчивости бюджета, для сохранения доверия к проводимой финансовой политике государства. Поэтому мы считаем абсолютно своевременным и правильным принятие решения о формировании расходных возможностей бюджета с учетом понятных принципов и правил, ограничивающих непомерные бюджетные запросы», — уточнил министр. Он напомнил в этой связи, что расточительная бюджетная политика некоторых европейских стран загнала их в экономический тупик.

Следующая задача заключается в повышении качества подготовки и исполнения бюджетов. Как напомнил Силуанов, проект бюджета на 2014–2016 годы будет формироваться уже в программном варианте. «Предельные объемы бюджетных ассигнований будут доводиться до ответственных исполнителей государственных программ, что очень важно, поскольку именно они отвечают за достижение целевых показателей в каждой из отраслей. Тем самым будет установлена непосредственная увязка бюджетных ассигнований с результатами работы соответствующей отрасли», — сказал министр. Затронув тему качества государственных программ, он отметил, что большинство из них нуждается в доработке. «В настоящее время госпрограммы основываются главным образом на финансировании тех или иных расходов. Будут расходы — будут и результаты. На самом деле мы считаем, что основная часть в госпрограммах должна принадлежать именно структурным преобразованиям в отрасли, проведению реформ в отрасли, что должно дать не меньше, а, наоборот, больше эффекта, нежели чем от простого наращивания государственных расходов», — объяснил он.

По мнению Силуанова, оценивать качество работы министерств и ведомств следует прежде всего по тому, насколько эффективно они управляют имеющимся бюджетом. Сегодня все наоборот: министерства прикладывают максимум усилий для того, чтобы обосновывать необходимость дополнительных бюджетных ассигнований. Министр также считает важным ужесточить требования к финансово-экономическим обоснованиям любых предлагаемых решений, начиная от конкретных проектов и заканчивая законодательными инициативами. «В настоящее время распространенной практикой стало заявлять о дополнительных расходах на реализацию решений, при принятии которых было согласовано утвержденное финансово-экономическое обоснование с конкретным объемом ресурсов. При этом ответственность за то, что в течение реализации того или иного проекта стоимость возрастает в два, три, а то и, бывает, в несколько раз, никто не несет», — заметил он, подчеркнув, что важнейшим инструментом повышения эффективности использования бюджетных средств является обеспечение прозрачности и открытости государственных и муниципальных финансов.

Ряд обозначенных задач касается развития финансовых рынков и банковского сектора, которое Силуанов назвал ключевым условием экономического роста в России. Здесь важно стимулировать граждан к формированию их пенсионных накоплений, которые затем будут использоваться в качестве «длинного» инвестиционного ресурса. Еще одним инструментом привлечения долгосрочных инвестиций должен стать страховой рынок, в том числе накопительное страхование жизни.

Рассуждая о развитии налоговой системы, министр подчеркнул, что привлекать дополнительные доходные источники в бюджеты всех уровней следует без повышения налогового бремени на несырьевые сектора экономики. Основные резервы повышения доходов бюджетной системы он видит в улучшении качества налогового администрирования и увеличении собираемости налогов. Для этого, в частности, предусматривается принятие дополнительных мер воздействия к недобросовестным налогоплательщикам. Силуанов также напомнил, что еще до летних каникул в Думу будут внесены предложения по налогу на недвижимость физических лиц. «Кадастровая оценка недвижимости завершена, законопроект подготовлен, осталась самая ответственная часть работы — внедрение этого налога. По результатам кадастровой оценки объектов недвижимости было выявлено намного больше объектов недвижимого имущества, чем те, по которым сегодня уплачивается налог на имущество физических лиц. Это существенный резерв для пополнения местных бюджетов», — пояснил министр.

Региональный аспект

Особое внимание было уделено теме развития межбюджетных отношений. Силуанов предложил смягчить требования, предъявляемые к регионам по софинансированию «непервоочередных» направлений федеральной поддержки. «Например, при выделении средств из Фонда ЖКХ субъекты Российской Федерации должны поучаствовать в доле 70%, а при финансировании отдельных субсидий в рамках поддержки сельского хозяйства — 50%. Сегодня это действительно непосильно для регионов. Сокращение количества субсидий при сохранении поддержки из бюджета и понижении требований к уровню участия регионов создаст больше возможностей у субъектов для реализации основной задачи, а именно выполнения майских указов президента. Это же относится и к субвенциям из федерального бюджета», — резюмировал глава Минфина.

Председатель Совета Федерации В. И. Матвиенко констатировала, что за последние годы у большинства субъектов Федерации кардинального улучшения финансового положения не произошло, более того, по итогам 2012 года количество дотационных регионов вновь увеличилось. «Стало быть, вопрос, правильно ли мы движемся в развитии межбюджетных отношений, по-прежнему актуален», — пояснила она. Матвиенко поддержала инициативу правительства по консолидации субсидий бюджетам субъектов, однако отметила, что для стимулирования их развития этого явно недостаточно. «Совет Федерации давно предлагает отдать регионам часть налогов, увеличить их доходную базу, самостоятельность, — напомнила сенатор. — Мы понимаем, что перераспределение доходов и полномочий — очень сложный вопрос, но в то же время это ключевой вопрос развития регионов, а значит, и государства».

По мнению председателя верхней палаты, не решена полностью и проблема федеральных необеспеченных мандатов. Принимая решения, увеличивающие расходы регионов, федеральный центр стимулирует их к наращиванию заимствований, которые за два последних года выросли на 260 млрд руб. Матвиенко также отметила, что при обсуждении проекта федерального бюджета на 2013–2015 годы в Совете Федерации очень остро ставился вопрос о реструктуризации бюджетных кредитов, однако по нему так и не было принято какого-либо компромиссного решения. «Объем возврата на сегодня почти в 2 раза превышает объем кредитов, которые они могут попросить из федерального бюджета с 2013 по 2015 год. В данной ситуации регионы скорее всего снова пойдут на увеличение заимствований, но уже с использованием рыночных механизмов», — сказала она.

По словам спикера Совета Федерации, еще до принятия федерального бюджета на 2013 год было понятно, что у регионов недостаточно средств для исполнения майских указов президента, а потому могут возникнуть проблемы с обеспечением сбалансированности региональных бюджетов. «В марте этого года мы запросили информацию у регионов, какая у них ситуация по зарплате. Сразу хочу оговориться, что это данные оперативные. Дефицит только по 45 регионам составляет более 80 млрд руб., — уточнила Матвиенко. — Исполнять указы президента необходимо, но для этого придется либо сокращать расходы капитального характера, либо опять привлекать новые кредиты».

Самостоятельной проблемой для регионов остается обеспечение жильем детей-сирот. Объем помощи регионам заметно увеличился, но, несмотря на это, наблюдается рост числа очередников. Матвиенко предложила рассмотреть возможность увеличения до 50% уровня софинансирования соответствующих расходов субъектов РФ из федерального бюджета. Коснулась она и темы финансирования жилищно-коммунального хозяйства. По оценке сенатора, в 2013 году условия для реализации программ фонда по капитальному ремонту многоквартирных домов ухудшились. Если ранее требования по минимальному и максимальному уровням софинансирования капремонта за счет бюджетов субъектов составляли от 20 до 50%, то сегодня эту норму изменили до 35 и 70% соответственно. «Очевидно, что бóльшая часть регионов не потянет эти расходы, соответственно не будет участвовать в этой программе, что приведет к дальнейшему ухудшению состояния ЖКХ», — сделала вывод Матвиенко и предложила пересмотреть указанные пропорции.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно